Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1319/2012 ~ М-1454/2012 от 30.07.2012

Мотивированное решение изготовлено 14.09.2012 Дело № 2-1319/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 сентября 2012 года

Североморский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Роговой Т.В.

при секретаре Козиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Мурманской области к Шариповой Светлане Васильевне о взыскании недоимки по налогу на имущество и пени,

УСТАНОВИЛ:

Налоговый орган обратился в суд с иском к Шариповой С.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2010 год и пени.

Уточнив исковые требования заявлением от 23.08.2012, истец указал, что ответчица согласно сведениям, поступившим из Управления ФРС по Мурманской области, является собственником квартиры, расположенной по адресу: ..., стоимость которой, в соответствии с уточненными данными Североморского филиала ГУПТИ, составляет 788768,10 руб.

Согласно ст.1 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» Шарипова С.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, который, в соответствии со ст.5 указанного Закона, обязана уплатить за 2010 год в сумме 3134,98 руб. не позднее 01.11.2011.

В установленный срок ответчица обязанность по уплате налога не исполнила, в связи с чем, в соответствии со ст.75 НК РФ, на сумму задолженности начислены пени в размере 30,17 руб.

14.12.2011 в адрес ответчицы направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа за 2010 год от 07.12.2011 № 94778, которое в соответствии с п.6 ст.69 НК РФ считается полученным по истечении шести дней с даты оправки заказного письма, т.е. 21.12.2011. Срок уплаты с учетом получения требования истек 13.01.2012.

До настоящего времени требование не исполнено, налог в бюджет не уплачен.

Просил взыскать с Шариповой С.В. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2010 год и пени в общей сумме 3165,15 руб.

В судебных заседаниях 28.08.2012 и 10.09.2012 представитель МИФНС № 2 по Мурманской области Николаева В.Г. уточненные исковые требования поддержала, обосновала по вышеприведенным доводам, пояснила, что по сведениям Росреестра Мурманской области Шарипова С.В. является собственником квартиры ..., из чего следует ее обязанность по уплате налога на имущество физических лиц.

Согласно ст.5 и ст.52-54 НК РФ налог на имущество физических лиц исчисляется из имеющихся сведений об инвентаризационной стоимости имущества и налоговой ставки, установленной органами местного самоуправления.

В соответствии со ст.85 НК РФ и ст.5 Закона РФ «О налоге на имущество физических лиц» сведения об инвентаризационной оценке имущества предоставляют органы ГУПТИ.

По первоначальным сведениям ГУПТИ, поступившим в налоговый орган в электронном виде, инвентаризационная стоимость квартиры составляла 836 497,35 руб. Согласно этим сведениям была рассчитана сумма налога, составившая 3325,90 руб. Полномочий перепроверять данные ГУПТИ налоговый орган не имеет, начисляет налог исходя из представленных сведений.

Ставка налога на 2010 год установлена Решением Совета депутатов ЗАТО г.Североморск от 08.11.2005 № 85 (с изменениями и дополнениями) в размере 0,4 % от инвентаризационной стоимости имущества при стоимости свыше 500 000 руб. на жилое помещение.

О необходимости уплаты налога ответчица была извещена налоговым уведомлением от 12.10.2011 № 635922, направленным в ее адрес.

Налоговое уведомление считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма в соответствии с п.4 ст.52 НК РФ.

Требование об уплате налога и пени от 07.12.2011 № 94778 было направлено ответчице 14.12.2011 (пени рассчитаны по состоянию на 06.12.2011) и считается также полученным по истечении 6 дней с даты направления простым письмом в соответствии с п.6 ст.69 НК РФ.

Срок для исполнения требования был установлен в 10 дней. Учитывая праздничные дни, требование подлежало исполнению в срок до 13.01.2012.

До обращения в суд никаких возражений от ответчицы относительно подлежащего уплате налога не поступало.

После обращения в суд с иском по уточненным данным ГУПТИ инвентаризационная оценка квартиры составила 788 768,10 руб., следовательно, налог был пересчитан и составил 3155,07 руб., с учетом переплаты 20,09 руб. недоимка составила 3134,98 руб., на эту сумму сделан перерасчет пени, который по состоянию на 06.12.11 составил 30,17 руб.

Первоначально МИФНС № 2 по Мурманской области обратилась в суд 11.05.2012 к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогу с должника. Копия судебного приказа в адрес налогового органа не поступила, определение об отмене судебного приказа получено 26.07.2012. В силу п.3 ст.48 НК РФ налоговый орган имеет право в течение 6 месяцев с момента отмены судебного приказа обратиться в суд в порядке искового производства, следовательно, срок на подачу иска в суд не пропущен.

Налог и пени не уплачены ответчицей до настоящего времени.

Просила взыскать с Шариповой С.В. недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2010 года и пени всего в сумме 3165,15 руб.

Представитель истца Сахарова Ю.В. в судебных заседаниях уточненные исковые требования и доводы, приведенные в обоснование заявленных требований представителем истца Николаевой В.Г., поддержала, просила требования удовлетворить в полном объеме.

Ответчица в письменном мнении по иску, а также в судебных заседаниях исковые требования признала частично. Не оспаривая в целом свою обязанность по уплате налога, не согласилась с инвентаризационной оценкой недвижимого имущества – принадлежащей ей квартиры, и, соответственно, с размером начисленного налога, требуемого налоговым органом ко взысканию.

Указала, что налоговое уведомление об уплате налога на сумму 3325,90 руб. в ее адрес не поступало, 16.12.2011 получила только требование об уплате налога и пени, однако указанную в нем сумму не уплатила, поскольку не согласилась с ней.

Полагает, что ГУПТИ неправильно определена стоимость дома, его площадь и стоимость одного квадратного метра в жилом доме, в том числе, за счет неправильного определения высоты потолков, которая по данным ГУПТИ оставила 3,76 м, а фактически составляет 2,5 м. Таким образом, стоимость 1 кв.м жилья должна быть ниже и, соответственно, меньше должна быть сумма налога. Также Североморским филиалом ГУПТИ износ дома неправомерно учтен лишь в 1995 году, поскольку с указанного времени прошло достаточно много лет, дом изнашивается, капитальному ремонту не подвергался.

В обоснование своих возражений истица привела произведенный ею расчет, пояснив, что для расчета оценки объема жилой площади дома взяла площадь квартир и высоту потолков 2,5 м (а не 3,76 м), из чего вывела объем жилой площади и определила стоимость 1 кв.м. жилой площади.

Исходя из своего расчета, полагала, что стоимость квартиры на 2010 год составляла 51039 руб. Так, на 01.01.1995, при приватизации жилого помещения, принадлежащая ей квартира уже была оценена ГУПТИ в 1258,82 деноминированных рублей (1258817,18 неденоминированных рублей - стоимость квартиры при приватизации 02.06.1994 по состоянию на 01.01.1995). Указанную стоимость квартиры она разделила на 64,3 кв.м (жилая площадь квартиры) и получила, что стоимость 1 кв.м. жилья на 01.01.1995 составила 19,58 руб. Данную стоимость умножила на коэффициент 40,54 %, установленный Постановлением Правительства Мурманской области от 07.12.2009 № 560-ПП и получила стоимость 1 кв.м на 01.01.2010 - 793,77 руб., которую умножила на 64,3 кв.м и получила стоимость квартиры, равную 51039 руб.

Таким образом, полагала, что налог должен быть исчислен с этой суммы.

Расчет ГУПТИ, в свою очередь, полагала необоснованными, считает, что нормативно-правовые акты, приведенные представителем ГУПТИ в письменном отзыве на иск, не применимыми для налогообложения.

Кроме того, в заявлении от 27.08.2012 просила применить срок исковой давности к заявленным имущественным требованиям, полагая причины пропуска налоговым органом процессуального срока на обращение с иском в суд необоснованными.

Североморской филиал ГУПТИ Мурманской области, привлеченный судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. В письменном мнении по иску указал, что определением инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданами на праве собственности, производится организациями технической инвентаризации в соответствии с требованиями Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», Постановления Правительства РФ от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», Постановления Правительства РФ от 13.12.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда Российской Федерации», Постановления Правительства Мурманской области от 19.01.2007 № 15-ПП «О коэффициенте перерасчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности», Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденного Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.04.1992 № 87, Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 № 37, Правил оценки физического износа жилых зданий ВСН 53-86(р), утвержденных приказом Госгражданстроя СССР от 24.12.1986 № 446, сборников укрупненных показателей восстановительной стоимости.

БТИ ежегодно, в срок до 01 марта, направляют в налоговые органы сведения об инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, по их состоянию на 01 января текущего года (согласно п.9.1 ст.85 НК РФ, п.4 ст.5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», Приказу Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерства РФ по налогам и сборам от 28.03.2001 № 36/БГ-3-08/67 «Об утверждении порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества»).

С 2010 года сведения в налоговые органы ГУПТИ МО передает в электронном виде в соответствии с Соглашением от 30.07.2010 № 116/2884 «О порядке взаимодействия Управления УФНС России по Мурманской области с Государственным унитарным предприятием технической инвентаризации Мурманской области».

Стоимость здания, строения БТИ определяет отдельно для целей статистического учета (полная балансовая стоимость и остаточная балансовая стоимость) и для целей налогообложения физических лиц (действительная инвентаризационная стоимость) согласно п.5.1 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации от 04.08.1998.

Согласно п.5.3 данной Инструкции действительную инвентаризационную стоимость БТИ определяет в соответствии с Порядком оценки зданий, помещений, сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, от 04.04.1992.

Инвентаризационная стоимость для целей налогообложения рассчитывается по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки (п.3.2 Порядка). Восстановительная стоимость определяется по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим перерасчетом к уровню цен 1991 года по индексам и коэффициентам, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 11.05.1983 № 94 и Письмами Госстроя СССР от 06.09.1990 № 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 24.09.1990 № 15-148/6 и № 15-149/6 (по отрасли «Жилищное хозяйство»), а затем – к уровню цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. При расчете указанных коэффициентов рекомендуется использовать соотношения показателей, отражающих динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии (п.3.2.1 Порядка).

В силу п.3.2.2 Порядка физический износ жилых зданий определяется по Правилам оценки физического износа жилых зданий (ВСН 53-86(р)).

Массовая переоценка жилого фонда в ЗАТО г.Североморск производилась в 2010 году с коэффициентом 40,54 по заявке КИО администрации ЗАТО г.Североморск.

Техническая инвентаризация жилого дома № 5/2 по ул.Школьной в пгт.Росляково Мурманской области проводилась в 1991 году. Износ дома на 01.01.1995 составляет 8 %. Текущая инвентаризация жилого фонда в ЗАТО г.Североморск не производилась, в связи с чем % износа домов не менялся. Заказчиком данных видов работ является администрация ЗАТО г.Североморск.

В судебном заседании представитель Североморского филиала ГУПТИ Цедрик О.А. полагая исковые требования налогового органа обоснованными, пояснила, что для расчетов по налогообложению объем жилого дома определяется как наружная площадь, с учетом толщины стен на высоту всех этажей, с учетом перекрытий.

Согласно техпаспорту на жилой дом ... высота стен внутри квартир составляет 2,55 м плюс железобетонные перекрытия 30 см, то есть высота с учетом перекрытий составляет 2,85 м. Высота 5-ти этажей составляет 14,25 м. Наружные размеры: 40,82 м (длина дома) х 11,65 м (ширина дома) = 568,75 м х 14,25 (высота дома) = 8105 кв.м – это объем жилого дома (без учета подвальных помещений). Для приватизации квартир объем нежилых помещений (например, парикмахерских, магазинов) не учитывается. Дом, в котором расположена принадлежащая ответчице квартира, весь является жилым.

По укрупненным сборникам (сборник 28, таблица 10) стоимость 1 кубометра жилого дома составляет 31,60 руб. По Мурманской области действует коэффициент на пояс 1,2.

Затем в расчетах применяются следующие значения: 31,60 х 1,2 х 8105 – получается стоимость дома в ценах 1969 года в размере 307342 руб., что отражено в техпаспорте дома.

Для расчетов при приватизации жилья учитывается общая жилая площадь квартиры и определяется цена. При этом стоимость дома делится на общую площадь жилых помещений в доме, то есть 307342 руб. : 2153,7 = 143 руб. (стоимость 1 кв.м жилья в ценах 1969 года).

В 1995 году был введен дополнительный коэффициент 2,3 для подсчета инвентарной стоимости строений и сооружений.

Таким образом, 143 руб. х 2,3 = 328,90 руб. – это стоимость 1 кв.м жилья на 01.01.1995.

Далее применяется процент износа жилого дома. Процент износа в последний раз определялся в 1995 году. ГУПТИ процент износа по собственной не определяет, решение об инвентаризации должно быть принято органом местного самоуправления.

Таким образом, 328,90 руб. х 0,92 % (с учетом износа 8 %) = 302,59 руб. – это стоимость 1 кв.м жилья с учетом износа в ценах 1995 года.

Далее, согласно Постановлению Правительства Мурманской области от 1997 и 1999 г., стоимость 1 кв.м 302,59 руб. х на коэффициент 40,54 = 12267 руб. (в ценах 2010 года) х на площадь квартиры 64,3 кв.м = 788768,10 руб. – это стоимость жилого помещения, принадлежащего ответчику.

Приведенный механизм расчета применяется для целей налогообложения.

Цены по состоянию на 1969 год установлены нормативно-правовыми актами, других коэффициентов нет.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» физические лица, на которых зарегистрированы объекты недвижимого имущества, являются плательщиками налога на имущество.

Как установлено судом, Шарипова С.В. является собственником объекта недвижимости - квартиры, расположенной по адресу: ..., на основании договора на бесплатную передачу квартиры в собственность граждан от 29.04.1994 № 180, о чем внесена запись в реестровую книгу № 8 под № 6080, инвентарное дело № 672 стр.95 от 02.06.1994.

Согласно п.1 ст.1 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц.

В соответствии со ст.2 указанного Закона объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

В силу п.1 ст.3 Закона ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. В то же время данный нормативно-правовой акт установил пределы дифференциации ставок в зависимости от стоимости недвижимого имущества. Так, при суммарной инвентаризационной стоимости объекта налогообложения до 300 000 руб. ставка налога должна составлять до 0,1 %, от 300 000 руб. до 500 000 руб. - 0,1-0,3 %, свыше 500 000 руб. - 0,3-2 %.

Согласно положениям ст.5 Закона исчисление налогов производится налоговыми органами.

Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

На основании сведений, поступивших в налоговый орган из Управления Федеральной регистрационной службы по Мурманской области, о находящемся в собственности ответчицы объекте недвижимости, и данных Североморского филиала ГУПТИ о стоимости имущества (836497,35 руб.) Межрайонной ИФНС России № 2 по Мурманской области исчислен налог на имущество физических лиц в сумме 3325,90 руб. (после предъявления иска в суд, исходя из уточненных сведений Североморского филиала ГУПТИ об инвентаризационной оценке объекта недвижимого имущества, принадлежащего ответчице, составившей 788768,10 руб., сумма налога за 2010 год пересчитана и определена в размере 3134,98 руб.).

07.10.2011 Шариповой С.В. направлено налоговое уведомление № 635922 об уплате налога в срок до 01.11.2011, которое, согласно п.4 ст.52 НК РФ, считается полученным налогоплательщиком по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Ответчица свое обязательство по уплате налога в установленный законом срок в добровольном порядке не исполнила.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный срок на сумму недоимки налоговым органом начислены пени за задержку уплаты налога в соответствии со ст.75 НК РФ в размере 42,42 руб. (с учетом перерасчета суммы налога, произведенного после предъявления иска в суд, пени пересчитаны и составили по состоянию на 06.12.2011 – 30,17 руб.).

В соответствии с п.1 ст.45, ст.69 Налогового кодекса РФ в адрес ответчика заказным письмом 07.12.2011 направлено требование № 94778 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, которое в силу ст.69 НК РФ считается полученным по месту жительства и регистрации налогоплательщика также в течение шести дней с даты направления заказного письма. Срок исполнения по требованию с учетом даты получения истек 13.01.2012.

До настоящего времени задолженность ответчицей не уплачена, в связи с чем, Инспекция просит взыскать с Шариповой С.В. недоимку по налогу и пени за 2010 год в общей сумме 3165,15 руб.

Ответчица, не оспаривая в целом свою обязанность по уплате налога, не согласилась с инвентаризационной оценкой принадлежащей ей на праве собственности квартиры и, соответственно, с суммой налога на указанное имущество, исчисленной налоговым органом исходя из данных ГУПТИ.

Однако суд находит доводы Шариповой С.В., приведенные ею в обоснование своих возражений по иску, ошибочными, основанными на неверном толковании действующего законодательства. При этом суд исходит из следующего.

Как следует из вышеприведенных норм Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1, налог на имущество физических лиц исчисляется налоговым органом на основании данных об инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, представляемых органами, осуществляющими государственный технический учет.

В целях применения Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" Министерством РФ по налогам и сборам издана Инструкция по применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" от 02.11.1999 № 54, согласно которой налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации. Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги (п.3).

Согласно Положению об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921, обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе является одной из основных задач государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (п.2 Положения).

Сведения об объектах капитального строительства, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, используются, в том числе, при определении размера налога на имущество (п.12 Положения).

Полномочия БТИ по оценке и переоценке жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения, определены также в Положении о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 (в ред. от 30.04.2009).

Во исполнение указанного Постановления Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37 утверждена Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, согласно которой определение стоимости здания, строения ведется БТИ раздельно для целей статистического учета (полная балансовая стоимость и остаточная балансовая стоимость) и для налогообложения физических лиц (действительная инвентаризационная стоимость).

В технических паспортах БТИ указывают полную балансовую и остаточную (с учетом износа) балансовую стоимость здания, строения, применяемую для их статистического учета, а также действительную инвентаризационную стоимость для целей налогообложения физических лиц (п.5.1).

Действительная инвентаризационная стоимость определяется БТИ в соответствии с Порядком оценки зданий, помещений, сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным Приказом Министра архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.04.1992 № 87 (п.5.3).

Согласно разделу 1 указанного нормативно-правового акта Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, устанавливается на основании Распоряжения Правительства РФ от 12.03.1992 № 469-Р и в соответствии с Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц".

Заказчиками работ по оценке объектов обложения налогом выступают органы исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований.

Исполнителями работ по оценке объектов обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации, которые, при необходимости, привлекают на договорной основе страховые, проектные, строительные и иные организации.

Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки.

Рассмотрение споров по вопросам инвентаризации и оценки объектов, принятие по ним решений производится органами исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований.

В соответствии с положениями раздела 3 Порядка оценка строений, помещений и сооружений производится по их инвентаризационной стоимости (п.3.1).

Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки (п.3.2.)

Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлением Госстроя СССР от 11.05.1983 № 94 и письмами Госстроя СССР от 06.09.1990 № 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29.09.1990 № 15-148/6 и № 15-149/6 (по отрасли "Жилищное хозяйство"), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Для расчета указанных коэффициентов рекомендуется использовать соотношения показателей, отражающих динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии.

Физический износ жилых зданий определяется по "Правилам оценки физического износа жилых зданий" (ВСН 53-86).

Для квартир, гаражных боксов, других помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, устанавливается единый функциональный показатель - кубический метр (п.3.3).

Инвентаризационная стоимость приватизированных строений, помещений и сооружений в первый год начисления налога принимается равной их стоимости, определенной при приватизации.

В последующие годы инвентаризационная стоимость указанных строений, помещений и сооружений определяется в соответствии с пунктами 3.1 – 3.3 данного Порядка оценки (п.3.4).

На основании Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и в соответствии с Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.1992 № 87 "Об утверждении порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности" Постановлением Правительства Мурманской области от 19.01.2007 № 15-ПП (в ред. от 07.12.2009) установлен коэффициент пересчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, в размере 40,54.

Органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области рекомендовано производить техническую инвентаризацию строений, помещений и сооружений, а также переоценку строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности. При пересчете инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, применять коэффициент инвентаризационной стоимости, установленный данным Постановлением.

С 1 января 2008 года ставки налога на строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам на праве собственности, установлены в пределах, предусмотренных Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", дифференцированные в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.

Как пояснила в судебном заседании представитель Североморского филиала ГУПТИ Цедрик О.А. массовая переоценка жилого фонда в ЗАТО г.Североморск в соответствии с изменением коэффициента пересчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, произведена в 2010 году.

Последняя техническая инвентаризация жилого дома ... производилась в 1995 году. По состоянию на 01.01.1995 износ дома составил 8 %. С указанного времени текущая инвентаризация жилого фонда в ЗАТО г.Североморск, заказчиком которой является администрация ЗАТО г.Североморск, не производилась, в связи с чем процент износа домов не менялся.

Представителем Североморского филиала ГУПТИ представлен расчет стоимости объекта недвижимости, принадлежащего ответчице, применяемой для целей налогообложения.

Указанный расчет произведен в соответствии с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, иными нормативно-правовыми актами, положения которых приведены выше, и исходя из характеристик жилого дома ... и квартиры, принадлежащей ответчице, согласно сведений, отраженных в техническом паспорте жилого дома и расположенных в нем жилых помещений, копия которого представлена в материалы дела. Порядок расчета подробно приведен в письменном сообщении Североморского филиала ГУПТИ от 17.08.2012 (л.д.42-43), а также в пояснениях, данных в судебном заседании представителем указанного учреждения, которые суд оценивает по правилам ст.68 ГПК РФ.

Согласно данному расчету стоимость жилого помещения, принадлежащего Шариповой С.В., для целей налогообложения составляет 788768,10 руб.

Представленный расчет судом проверен, для признания его необоснованным либо неверным у суда оснований не имеется.

В свою очередь, возражения ответчицы относительно указанного расчета и, соответственно, произведенный ею расчет стоимости объекта налогообложения, суд не принимает как ошибочный, не основанный на нормах действующего законодательства.

На основании вышеизложенного суд полагает обоснованными и требования налогового органа о взыскании с ответчицы суммы налога, исчисленной исходя из оценки стоимости объекта недвижимости в размере 788768,10 руб.

Решением Городского Совета ЗАТО Североморск от 08.11.2005 № 85 (в ред. от 15.11.2011 «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования ЗАТО г.Североморск» ставка налога на имущество физических лиц на 2010 год установлена в размере 0,4 % от инвентаризационной стоимости имущества при его стоимости свыше 500000 руб.

Таким образом, сумма налога, подлежащая уплате ответчицей, составила 3134,98 руб. (за вычетом имеющейся по лицевому счету налогоплательщика переплаты по налогу в размере 20,09 руб.).

Указанную сумму налога, суд полагает обоснованной, исчисленной в соответствии с действующим законодательством и подлежащей взысканию с Шариповой С.В.

Истец просит взыскать с ответчицы также пени в связи с неуплатой в установленный срок суммы налога в размере 30,17 руб.

В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня определяется за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.4 ст.75 НК РФ).

Учитывая приведенное положение Кодекса, суд находит требование о взыскании пени в целом обоснованным, однако подлежащим удовлетворению частично исходя из следующего.

Согласно налоговому уведомлению № 635922 Шарипова С.В. обязана уплатить налог на имущество за 2010 год в срок до 01.11.2011.

При этом, как следует из представленного ответчиком списка внутренних почтовых отправлений от 07.10.2011, платежного документа, налоговое уведомление № 635922 от 30.09.2011 фактически направлено ответчице 12.10.2011 (л.д.21), то есть в нарушение срока, установленного ст.52 НК РФ, согласно которой налоговый орган направляет налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Согласно п.4 ст.52 НК РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Следовательно, налоговое уведомление считается полученным Шариповой С.В. не позднее 19.10.2011. Таким образом, срок уплаты налога для ответчика наступал не позднее 19.11.2011.

Кроме того, как установлено судом, в адрес ответчицы налоговым органом направлялось по почте заказным письмом требование № 94778 от 07.12.2011, что следует из списка № 19 внутренних почтовых отправлений от 07.12.2011, со сроком уплаты по требованию – 13.01.2012 (л.д.5-6, 8).

В силу п.6 ст.69 НК РФ требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Согласно ч.4 и ч.6 ст.69 НК РФ требование должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу положений ч.1 ст.70 НК РФ (в ред. Федерального закона № ФЗ-137 от 27.07.2006) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Указанное требование ответчицей также не исполнено, задолженность до настоящего времени не погашена, что Шариповой С.В. не оспаривается.

Из расчета, представленного налоговым органом, следует, что пени за несвоевременную уплату суммы налога на имущество составляет 30,17 руб. за период с 02.11.2011 по 06.12.2011 (л.д.51).

Вместе с тем, принимая во внимание дату фактического направления налогового уведомления (12.10.2011), дату его получения (по истечении 6 дней, т.е. 19.10.2011), положения п.6 ст.58 НК РФ, предусматривающего обязанность налогоплательщика уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, а также дату выставления требования об уплате налога (07.12.2011), суд полагает подлежащей ко взысканию пени за период с 19.11.2011 (срок наступления исполнения обязательства по налоговому уведомлению) по 06.12.2011 (дата выставления требования об уплате налога), т.е. за 18 дней в сумме 15,52 руб. (3134,98 руб. х ставка 0,0275 % х 18 дней просрочки).

При таких обстоятельствах оснований для взыскания пени за период с 02.11.2011 по 18.11.2011 не имеется, в связи с чем суд в удовлетворении данной части требований отказывает.

При этом несвоевременное направление налоговым органом налогового уведомления, а также требования об уплате налога не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в целом, поскольку судом установлен факт направления налоговым органом указанных документов в адрес ответчицы.

Кроме того, из материалов дела следует, что ответчице было известно о наличии у неё обязанности по уплате налога на имущество, а также о размере налога, поскольку Шарипова С.В. обращалась к мировому судье с заявлением об отмене судебного приказа о взыскании задолженности по налогу и пени, в связи с чем определением мирового судьи судебного участка № 4 ЗАТО г.Североморск (замещающим мирового судью судебного участка № 1 ЗАТО г.Североморск) от 08.06.2012 судебный приказ № 2-286/2012 от 28.05.2012 отменен (л.д.14). Однако обязанность по уплате налога не выполнена ответчицей до настоящего времени.

В связи с указанным суд полагает также необоснованными доводы ответчицы о пропуске истцом срока на обращение в суд с иском, поскольку первоначально налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Шариповой С.В. задолженности по налогу и пени в мае 2012 года, т.е. в течении шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, установленного НК РФ.

Согласно п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Определение об отмене судебного приказа поступило в адрес налогового органа 26.07.2012 (л.д. 13). С иском в суд истец обратился 30.07.2012 (л.д. 2).

Таким образом, налоговый орган обратился в суд с иском в установленный законом срок.

При изложенных обстоятельствах суд удовлетворяет иск частично и взыскивает с ответчицы недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2010 год в сумме 3132,98 руб. и пени в сумме 15,52 руб.

В соответствии с требованиями ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ суд взыскивает с ответчицы госпошлину за рассмотрение дела в суде в доход местного бюджета.

Суд рассматривает спор на основании представленных доказательств, с учетом требований ст.56 ГПК РФ и в пределах заявленных требований.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Мурманской области удовлетворить частично.

Взыскать с Шариповой Светланы Васильевны, ИНН , *** года рождения, уроженки ..., в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Мурманской области недоимку по налогу на имущество за 2010 год в сумме 3134,98 руб., пени в размере 15,52 руб., а также госпошлину в доход местного бюджета в сумме 400 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Получатель: УФК Минфина России по Мурманской области (Межрайонной Инспекции ФНС № 2 по Мурманской области), ИНН 5110102371, КПП 511001001, счет 40101810000000010005, ОКАТО 4753000000. Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Мурманской области, БИК 044705001, КБК – 18210601020041000110 (налог на имущество физических лиц в сумме 3134,98 руб.), КБК - 18210601020042000110 (пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 15,52 руб.).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Т.В. Роговая

СПРАВКА: решение не обжаловалось.

2-1319/2012 ~ М-1454/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
МИФНС России 2 по МО
Ответчики
Шарипова Светлана Васильевна
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Роговая Т.В.
Дело на странице суда
sevrs--mrm.sudrf.ru
30.07.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.07.2012Передача материалов судье
30.07.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.07.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.07.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2012Судебное заседание
28.08.2012Судебное заседание
10.09.2012Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее