ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2012 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Киселевой Т.А., при секретаре Асеевой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьва гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора в интересах Лыга П.А. к Администрации Муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Лысьвенский городской прокурор обратился в суд с иском к Администрации Муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» о возложении обязанности на ответчика предоставить во внеочередном порядке жилое помещение Лыга П.А., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилья.
В заявлении прокурор указал на то, что Лыга П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом оставшимся без попечения родителей, поскольку решением Лысьвенского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ его мать лишены родительских прав, отец умер. Лыга П.А. был помещен в Детский дом, и поставлен на учет в льготную очередь на получение жилого помещения во внеочередном порядке. Лыга П.А. своего жилья не имеет, зарегистрирован по настоящее время по адресу <адрес>. Согласно ч.3 ст. 49, ч.2 ст. 57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Пермского края «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» № 255-ПК от 14.07.2008 года истцу по окончанию пребывания в Детском доме должно было быть предоставлено жилье во внеочередном порядке. Обязанность по обеспечению истца жильем в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края № 16-П от 10.08.2006 года возложена на ответчика, однако, до настоящего времени им не исполнена. Просит обязать ответчика предоставить Лыга П.А. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв.м. за счет средств, выделяемых Правительством Пермского края из бюджета на эти цели.
В судебном заседании прокурор Борисевич К.С. иск поддержала по доводам, изложенным в заявлении. Истец Лыга П.А. в суд не явился, от исковых требований не отказался.
Представитель Администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» Зорина Ю.В. в своем письменном отзыве считает, что обеспечение граждан, указанных в Указе Губернатора № 170 от 22.06.2000 года осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Представитель Правительства Пермского края и Министерства социального развития Пермского края Довнер Н.В. просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменном отзыве возражает против предоставления Ракину В.Н. жилого помещения площадью не менее 33 кв.м. Считает, что истцом не представлено доказательств отсутствия у Ракину В.Н. жилья. Кроме того, считает ссылку прокурора на Закон Пермского края №255-ПК от 14.07.2008 года «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», устанавливающий нормы предоставления для указанной категории граждан в 33 кв.м., необоснованной, поскольку данным законом регулируется порядок предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда, в то время как жилье предоставляется из муниципального жилищного фонда, в связи с чем применению данный закон не подлежит.
Представитель Министерства Финансов Пермского края Соснина С.С. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в своем письменном отзыве указала, что предоставление жилья истице должно осуществляться Администрацией Лысьвенского муниципального района.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом установлено, и подтверждается материалами гражданского дела, что Лыга П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Лысьвенского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ его мать Кичигина М.Г. лишена родительских прав, отец Лыга А.А. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.116-17). Постановлением главы г. Лысьвы № от ДД.ММ.ГГГГ Лыга П.А. был направлен в Детский дом, как оставшийся без попечения родителей (л.д.11), где воспитывался по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).
Положениями частей 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и(или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
В силу п.п. 2, 3 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области N 170 от 22.06.2000 года дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения.
Анализ приведенных выше правых норм позволяет сделать вывод о том, право на обеспечение жилыми помещениями вне очереди обладают лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при условии, если на момент окончания пребывания в образовательном учреждении или иных учреждениях либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, не имеют закрепленного за ними жилого помещения, то есть не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя, ни собственниками жилых помещений или членами семьи собственника.
Судом установлено, что Лыга П.А. не имеет закрепленного жилого помещения.
Так, постановлением главы г. Лысьвы № от ДД.ММ.ГГГГ за Лыга П.А. при направлении его в детский дом, за ним было закреплено жилое помещение по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ закрепление отменено по причине уничтожения жилого помещения в результате пожара. Решением Лысьвенского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ на Администрацию Лысьвенского городского поселения возложена обязанность поставить Лыга П.А. на учет на получение жилья (л.д.12-15).
По сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ГУП «ЦТИ» Лыга П.А., его мать и отец в собственности жилья не имеют (л.д.20-22). По сообщению ОУФМС по г. Лысьва Лыга П.А. по настоящее время зарегистрирован в Детском доме по <адрес>.
Таким образом, в силу указанных выше норм закона, истец, обладая статусом лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и не имея закрепленного жилья, вправе был после окончания пребывания в государственном учреждении – Детском доме г. Лысьва, рассчитывать на получение жилья во внеочередном порядке. Однако, жилое помещение ему не было предоставлено.
При этом, обязанность по обеспечению истца жилым помещением вне очереди за счет средств бюджета субъекта РФ возложена на орган исполнительной власти по месту регистрации истца в качестве нуждающейся в жилье.
В соответствии п.п.2-8 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п предусмотрено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете направляются органам местного самоуправления муниципальных образований и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый года на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Распоряжение о предоставлении жилья указанным категориям граждан принимается Лысьвенским муниципальным районом, администрация которого является получателем и распорядителем финансовых средств, переданных из бюджета Пермского края на указанные цели, то есть обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, возложенная законодательством на органы местного самоуправления, должна быть исполнена Администрацией муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район», и требование прокурора о возложения данной обязанности на ответчика обоснованно.
Как обоснованно и требование о предоставлении Ракину В.Н. жилого помещения по норме предоставления не менее 33 кв.м.
В силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно частям 1 и 2 статьи 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
При этом, частью 6 той же статьи, предусмотрено, что Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
В соответствии с пунктом 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) для одиноких граждан составляет 33 кв. м.
Действие данного Закона Пермского края в силу п. 9 ст. 1 распространяется, в том числе, на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, обеспечивая реализацию государственных гарантий, предоставляемых гражданам, нуждающимся в особой социальной поддержке государства, в данном случае детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель субъекта РФ в рамках предоставленных ему федеральным законом полномочий, урегулировал вопросы предоставлениях жилых помещений указанной категории лиц во внеочередном порядке по нормам предоставления более чем установлено ч.1 и ч.2 ст. 50 ЖК РФ, положения которых к возникшим правоотношениям применению не подлежат.
При таких обстоятельствах доводы представителей третьих лиц несостоятельны, и иск прокурора, поданный в защиту интересов Лыга П.А., подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на Администрацию муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» обязанность за счет средств, выделяемых Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, предоставить Лыга П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживание, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее установленной нормы предоставления в 33 кв.м. в черте Лысьвенского городского поселения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.А. Киселева