Судья - Жеребор С.А. Дело № 33-29320/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 августа 2018 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Назарова В.В.,
и судей Гончарова Д.С. и Денисенко В.Г.,
по докладу Денисенко В.Г.
при секретаре Шиковой Л.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Смирнова А.В. и представителя Третьяк А.А. на решение Кавказского районного суда Краснодарского края от 11 мая 2018 года,
заслушав доклад судьи,
у с т а н о в и л а:
Савенко С.С. обратилась в суд с иском в интересах опекаемой несовершеннолетней Третьяк М.С. к Смирнову А.В., Третьяк А.А. о признании договора купли – продажи недвижимого имущества, заключенного между ответчиками. Также просила применить последствия недействительности сделки, обосновав требования тем, что Третьяк М.С является <...>, зарегистрирована по адресу: <...>. Собственником указанного домовладения является Третьяк А.А - мать несовершеннолетней Третьяк М.С, которая лишена родительских прав по решению суда и которая без её ведома и ведома органа опеки и попечительства совершила отчуждение домовладения в пользу Смирнова А.В., в связи с чем Третьяк М.С. фактически осталась без жилья.
Ответчик Смирнов А.В. просил в иске отказать, поскольку права несовершеннолетней нарушены не были, т.к. она проживает совместно с истицей. Кроме того, домовладение которое было отчуждено фактически было непригодно к проживанию ввиду отсутствия электричества, водоснабжения и отопления. Третьяк А.А. не имела намерения нарушить права несовершеннолетней, поскольку она заключила предварительный договор со Смирновым В.А. о приобретении домовладения в срок до 6.12.2018 г. за 200 тысяч рублей. Поэтому права несовершеннолетней будут восстановлены при приобретении данного домовладения. Более того, пункт 4 оспариваемого договора купли-продажи от 6.12.2017 г. закрепляет право пользования данным домовладением за несовершеннолетней. Кроме того, в договоре купли-продажи предусмотрено право несовершеннолетней проживать в указанном домовладении.
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства просила удовлетворить иск, поскольку в результате сделки нарушены права несовершеннолетнего ребёнка закреплённые в ст. 71 ч.4 СК РФ в соответствии с которой ребёнок в отношении которого родители или один из них лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или пользование им. Орган опеки и попечительства не разрешил бы сделку по отчуждению домовладения.
Обжалуемым решением суда иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Смирнов А.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять новое решение, которым в иске отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что при заключении сделки были учтены права несовершеннолетней – за ней сохранено право пользования жилым помещением.
В своей апелляционной жалобе представитель Третьяк А.А. просит также отменить указанное решение суда, в иске отказать, ссылаясь на то, что жилищные права несовершеннолетнего ребенка не нарушены в связи с чем согласия органа опеки и попечительства на отчуждение указанного имущества не требовалось.
В судебном заседании апелляционной инстанции ответчик Смирнов А.В. поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить, в иске отказать, а представитель истицы Чудновская Д.А. просила в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобах, в возражениях на жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Из материалов дела следует, что по договору купли-продажи от 06.12.2017 г. ответчица Третьяк А.А., являясь матерью несовершеннолетней Третьяк М.С., 2007 г.р. и лишенная в отношении дочери родительских прав, продала домовладение по <...>, где зарегистрирована несовершеннолетняя, Смирнову А.В. При этом, судом достоверно установлено, что данная сделка произошла без согласия органа опеки и попечительства.
Статья 71 ч.4 СК РФ устанавливает, что ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право на собственное жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняя имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.
Статья 148 СК РФ устанавливает, что дети, находящиеся под опекой (попечительством) сохраняют право собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением по своему прежнему месту жительства.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что несовершеннолетняя Третьяк М.С. в связи с лишением ее матери родительских прав, сохраняет в силу закона право пользования жилым помещением, принадлежащим ее матери Третьяк А.А., в котором она значится зарегистрированной на сегодняшний день.
В соответствии со ст.292 ч.4 ГК РФ отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой и попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника, о чем известно органу опеки и попечительства если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства.
С учетом указанного, сделка по отчуждению домовладения должна была производиться с согласия органа опеки и попечительства. Однако, такое согласие сторонами по сделке получено не было.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы о том, что п. 4 договора купли-продажи закреплено за несовершеннолетней Третьяк М.С., её матерью Третьяк А.А. и ныне умершим отцом ответчицы Николаенко А.Н. право на проживание не являются юридически значимыми обстоятельствами, поскольку факт отчуждения домовладения предполагает, что указанные лица, в том числе и несовершеннолетняя Третьяк М.С. с момента заключения договора теряют своё право на проживание в данном домовладении. Кроме того, внесение в п. 4 договора купли-продажи положения о том, что несовершеннолетняя сохраняет своё право на проживание в продаваемом домовладении, требовало согласия законного представителя несовершеннолетней, которого получено не было.
Доводы жалобы о том, что права несовершеннолетней нарушены не были, поскольку Третьяк А.А. по предварительному договору приобрела другое домовладение по адресу ст. <...> <...> также являются необоснованными, поскольку заключение предварительного договора о приобретении указанного домовладения не отменяло обязанность Третьяк А.А. получить согласие органа опеки и попечительства на продажу домовладения по <...>.
Кроме того, само по себе обстоятельство заключения предварительного договора купли-продажи домовладения по <...> не свидетельствует о том, что права несовершеннолетней не были нарушены, поскольку Смирнов В.А. (отец ответчика Смирнова А.В.) на момент заключения этого предварительного договора не являлся собственником продаваемого домовладения, в связи с чем договор он был не в праве заключать.
Таким образом, наличие предварительного договора и расписки о том, что Третьяк А.А. передала Смирнову В.А. денежную сумму в размере 200 тысяч рублей в счёт приобретения домовладения по <...> не свидетельствуют о том, что права несовершеннолетней не были нарушены в результате отчуждения домовладения по <...> без согласия органа опеки и попечительства.
Кроме того, суд обоснованно учел, что домовладение по <...>, проданное Третьяк А.А., имеет общую площадь 49,7 кв.м., жилую площадь 24,5 кв.м., в то время как домовладение, которое якобы Третьяк А.А. собирается приобрести по предварительному договору, имеет площадь 7 кв.м., и его кадастровая стоимость втрое ниже кадастровой стоимости домовладения которое продано.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции является законным, т.к. оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального правка и в полном соответствии с нормами материального права, и обоснованным, т.к. в нем отражены имеющие значение для данного дела фактические обстоятельства, подтвержденные проверенными апелляционным судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также то, что оно содержит исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных судом обстоятельств.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Кавказского районного суда Краснодарского края от 11 мая 2018 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: