УИД 24RS0048-01-2019-007230-48
Дело № 2-10665/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2019 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего – судьи Морозовой Л.С.,
при секретаре Дарашкевич А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» о признании недействительными сведения об инвентаризационной стоимости объекта, обязании предоставить достоверные сведения об инвентаризационной стоимости объекта,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» о признании недействительными сведения об инвентаризационной стоимости объекта- открытый склад, кадастровый № по адресу: <адрес> представленные Восточно-Сибирским филиалом АО «Ростехинвентаризация-Федеральная БТИ» в налоговый орган по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 18 658 409 рублей, обязании Восточно-Сибирским филиал АО «Ростехинвентаризация-Федеральная БТИ» предоставить достоверные сведения об инвентаризационной стоимости объекта в ИФНС по г. Ангарску Иркутской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 564 800 рублей. Требования мотивировала тем, что с ДД.ММ.ГГГГ она является собственником вышеуказанного нежилого здания. МИФНС России №16 по Иркутской области направлено ей налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 454 612 рубля и налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 443 137 рублей. Указанный налог был рассчитан из инвентаризационной стоимости объекта с учетом коэффициента дефлятора, что составило 24 797 025 и 26 588 252 рубля, которая является ошибочной. Согласно справке ОАО «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ реальная инвентаризационная стоимость объекта составляет 5 564 800 рублей, и именно из этой суммы должен быть исчислен налог. Кроме того, реальная инвентаризационная стоимость указана в техническом паспорте объекта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время действующим законодательством не установлен орган, уполномоченный осуществлять проверку достоверности установленной ранее инвентаризационной стоимости имущества. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ данный объект недвижимости снят с кадастрового учета.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о слушании дела извещена надлежаще, обеспечила явку представитель истца ФИО4, который в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» ФИО5 в судебном заседании требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, инвентаризационная стоимость объекта недвижимости могла быть определена органами технической инвентаризации до ДД.ММ.ГГГГ по правилам, установленным федеральным законодательством. При несогласии с инвентаризационной стоимостью имущества, собственник имущества вправе обратиться в орган технической инвентаризации с заявлением о проведении переоценки, а в случае спора об этом, обратиться в суд с соответствующими требованиями. Согласно сведениям, содержащимся в техническом паспорте нежилого здания - открытый склад (Лит. А) по адресу: <адрес>, составленном Ангарским отделением Иркутского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по состоянию ДД.ММ.ГГГГ, техническая инвентаризация (обследование) объекта проводилась в 2005 году, по результатам которой был определен процент износа здания (1990 года постройки) - 10% и установлена инвентаризационная стоимость спорного объекта с учетом количественных, конструкционных, технических и функциональных характеристик зданий на дату обследования, которая в ценах 2005 года составила – 18 658 409 рублей. Впоследствии (до ДД.ММ.ГГГГ), в орган технической инвентаризации с заявлением о технической инвентаризации учета изменений технических или качественных характеристик, или с заявлением о переоценке инвентаризационной стоимости спорного объекта собственник или иное заинтересованное не обращались. Из текста договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ видно, что ФИО1 была ознакомлена с вышеуказанным техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ. Предыдущий собственник спорного нежилого помещения ФИО6 оспаривал по тем же основаниям сведения об инвентаризационной оценки объекта недвижимости, ему в удовлетворении требований было отказано. Доказательств неверного расчета инвентаризационной стоимости спорного объекта, ее недостоверности, недействительности, истцом не представлено. Представленные в обоснование требований технический паспорт по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и справка № от ДД.ММ.ГГГГ об уточнении инвентаризационной стоимости, составленные Восточно-Сибирским филиалом ОАО «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ, не опровергают правильность инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, определенной ранее исходя из данных технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, и не свидетельствуют о её недостоверности, недействительности или ошибке при расчете.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, МИФНС России № 16 по Иркутской области в судебное заседание не явился, о дате времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Исходя из изложенного, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержден приказом Минстроя РФ от 4 апреля 1992 г. N 87.
Исполнителями работ по оценке объектов обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации, которые, при необходимости, привлекают на договорной основе страховые, проектные, строительные и иные организации (п. 1.3).
Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки (п. 3.2).
Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлением Госстроя СССР от 11 мая 1983 года N 94 и письмами Госстроя СССР от 6 сентября 1990 года N 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29 сентября 1990 года N 15-148/6 и N 15-149/6 (по отрасли "Жилищное хозяйство"), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга (п. 3.2.1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 утверждено Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства (п. 6).
По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации (п. 7).
Техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации (п. 9).
С 01 января 2013 года на основании ФЗ «О кадастровой деятельности» государственный технический учет объектов недвижимости не осуществляется, в том числе не ведется расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.
Как видно из материалов дела, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником нежилого здания – открытый склад, кадастровый № по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации (л.д. 10).
МИФНС России №16 по Иркутской области направило ФИО1 налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 454 612 рубля и налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 443 137 рублей за вышеуказанный объект недвижимого имущества.
Из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что техническая инвентаризация (обследование) объекта проводилась в 2005 году, по результатам которой был определен процент износа здания (1990 года постройки) - 10% и установлена инвентаризационная стоимость спорного объекта с учетом количественных, конструкционных, технических и функциональных характеристик зданий на дату обследования, которая в ценах 2005 года составила – 18 658 409 рублей (л.д. 82).
После 2005 года техническая инвентаризация объекта не производилась.
Истец, заявляя требование о признании недействительной инвентаризационной стоимости вышеуказанного нежилого здания - 18 658 409 рублей, ссылается на то, что при определении инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества была допущена ошибка, ссылаясь в подтверждение своих доводов на справку об инвентаризационной стоимости от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Восточно-Сибирским филиалом ОАО “Госземкадастрсъемка”- ВИСХАГИ, в которой указана инвентаризационная стоимость объекта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 564 800 рублей и технический паспорт объекта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).
Вместе с тем, суд не может принять данную справку в качестве допустимого доказательства, так как оценка объекта произведена организацией без фактического обследования спорного объекта на ДД.ММ.ГГГГ, а также данная организация не уполномочена предоставлять сведения в налоговой орган об инвентаризационной стоимости объекта.
Также суд не принимает в качестве допустимого доказательства технический паспорт объекта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (а на 7 листе с датой выполнения и проверки ДД.ММ.ГГГГ), выданный Восточно-Сибирским филиалом ОАО “Госземкадастрсъемка”- ВИСХАГИ, так как имеются противоречия в дате составления паспорта и в нем определена инвентаризационная стоимость объекта на 2015г, тогда как с 01 января 2013 года на основании ФЗ «О кадастровой деятельности» государственный технический учет объектов недвижимости не осуществляется, в том числе не ведется расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.
Согласно Положению, утвержденному Постановлением № 921, технический паспорт является результатом проведения технической инвентаризации для постановки объекта на технический учет, определения технических характеристик и состояния объекта. Пунктом 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 установлено, что технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации – унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро. ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» имело исключительное право осуществлять техническую инвентаризацию и выдачу технических паспортов. В силу п. 1.3. Порядка, исполнителями работ по оценке объектов обложения налогом являлись местные бюро технической инвентаризации.
Таким образом, представленные истцом доказательства не опровергают правильность инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, определённой в техническом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ и не свидетельствуют о ее недостоверности, недействительности или ошибке при расчете.
Собственник объекта нежилого помещения ФИО1 на момент заключения договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ была ознакомлена с данными технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ (п. 1.4 договора), выразила согласие на приобретение объекта с указанными в нем техническими характеристиками.
При таких обстоятельствах, оснований для признания недействительными сведения об инвентаризационной стоимости объекта, обязании предоставить достоверные сведения об инвентаризационной стоимости объекта в налоговый орган, у суда не имеется, и требования истца не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении искового заявления ФИО1 к АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» о признании недействительными сведения об инвентаризационной стоимости объекта, обязании предоставить достоверные сведения об инвентаризационной стоимости объекта, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Л.С. Морозова
Решение в окончательной форме изготовлено: 30.09.2019