Дело № 2-742/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем российской федерации
«29» мая 2018 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г. Ижевска под председательством судьи Сентяковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Низамеевой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Удмуртской Республике к Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики, Иванову И.Н. о признании недействительным удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику Министерству социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики о признании незаконным решения об отказе в проведении проверки по факту выдачи Иванову И.Н. удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выданного Правительством Удмуртской Республики 25 января 2005 года, признании данного удостоверения недействительным.
Требования мотивированы тем, что Иванов И.Н., -Дата- года рождения, обратился -Дата- в подведомственный истцу территориальный орган – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе СарапулеУдмуртской Республики (межрайонного) (далее – Управление) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 г. в зоне отчуждения в соответствии с пп. 3 п.1 ст. 10, п. 2 ст. 10 Федерального закона от -Дата- №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ст. 30 Закона РФ от -Дата- № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон №1244-1-ФЗ), со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет. В подтверждение права на досрочное назначение пенсии Иванов И.Н. предоставил удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 г. в зоне отчуждения серии Р №, выданное -Дата- Правительством Удмуртской Республики. Данное удостоверение было выдано взамен удостоверения старого образца. Управление, оценивая право Иванова И.Н. на досрочное назначение страховой пенсии в порядке ч.9 ст. 21 Федерального закона от -Дата- №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон №400-ФЗ), по дополнительным документам, сделало вывод о неправомерности выдачи ответчиком удостоверения Иванову И.Н. в связи с не подтверждением факта его работы в составе студенческого отряда, именно в зоне отчуждения, как того требуют нормы действующего законодательства. В соответствии с Положением об ОПФ РФ по УР, утвержденным постановлением Правления ПФР от -Дата- №П, истец в части пенсионного обеспечения осуществляет руководство, финансирование и контроль за деятельностью подведомственных ему территориальных органов ПФР (Управлений); своевременное установление и контроль за своевременным установлением трудовых пенсий и иных социальных выплат; своевременную выплату трудовых пенсий и других социальных выплат, а так же иные функции. Таким образом, решения Управлений о назначении либо отказе в назначении пенсии проходят проверку в ОПФ РФ по УР в порядке его контрольных функций. Отделение на основании ч. 9 ст. 21 Закона №400-ФЗ является органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и имеющим право проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а так же достоверность содержащихся в них сведений. В соответствии с п.п.63-65 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории РФ, проведения проверок документов, необходимых дляих установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с ФЗ «Остраховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтруда России от -Дата- №н (далее – Правил №н) территориальный орган ПФР вправе проверить обоснованность выдачи документов (сведений), необходимых для установления пенсии, а так же достоверность содержащихся в них сведений, путем направления запросов в соответствующую организацию, государственный (муниципальный) орган. По факту необоснованной выдачи документов, а также представления документов, необходимых для установления пенсии, содержащих недостоверные сведения, территориальный орган ПФР принимает меры в соответствии с законодательством РФ. Однако действующим законодательством не предусмотрено право органа ПФР проводить проверку документов при первичной выдаче удостоверений либо замене удостоверений старого образца. Согласно абз.3 п.3, абз.1 п.7 Приказа МЧС России №, Минздравсоцразвития России №, Минфина России №н от -Дата- «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Порядка от 08.12.2006г.) указанными полномочиями обладают органы исполнительной власти субъектов РФ. На основании вышеуказанных норм законодательства истец, обнаружив сведения о необоснованной выдаче Иванову И.Н. удостоверения, обратился к Правительству УР как к органу, уполномоченному выдавать указанные удостоверения, с просьбой о проведении проверки сведений на основании Порядка от 08.12.2006г., а в случае подтверждения необоснованности выдачи Иванову И.Н. удостоверения - данный документ признать недействительным (аннулировать, изъять) (исх.№ от -Дата-). Ответчик в лице Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики, входящего в состав Правительства УР и действующего по поручению и.о. Председателя Правительства УР Савельева В.А., отказал истцу в признании Удостоверения недействительным. Истец считает, что данный отказ не соответствует требованиям законодательства, поскольку из бюджета РФ гражданину необоснованно будет выплачены денежные средства, равносилен ненадлежащему исполнению органу государственной власти своих государственных функций. Истец просил:
- признать незаконным решение Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики, не соответствующим положениям абз.4 п.4, абз.1 п.7, абз.2 п.16 Приказа МЧС России № Минздравсоцразвития России №, Минфина России №н от -Дата- «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданином удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», п.п.1, 3 Постановления Правительства УР от -Дата- №;
- признать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС серии Р №, выданное Иванову И.Н. -Дата- году Правительством Удмуртской Республики, недействительным.
Определением суда от -Дата- к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Правительство Удмуртской Республики.
Определением суда от -Дата- производство по гражданскому делу прекращено в части исковых требований о признании незаконным решения № от -Дата- об отказе в признании недействительным удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1987 году на имя Иванова И.Н., в связи с отказом истца от иска в этой части.
Определением суда от -Дата- к участию в деле в качестве соответчика привлечен Иванов И.Н..
Согласно сведений из Единого государственного реестра юридических лиц Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики реорганизовано в форме слияния в Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики (Минсоцполитики УР).
В судебное заседание ответчик Иванов И.Н. не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика.
В судебном заседании представитель истца Отделения Пенсионного фонда РФ по УР Глазман С.В., действующая на основании доверенности, на исковых требованиях в части признания удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС серии Р №, выданного Иванову И.Н. -Дата- Правительством Удмуртской Республики, недействительным настаивала, пояснила, что предоставленными документами не подтверждается участие Иванова И.Н. в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения, в связи, с чем оснований для выдачи Иванову И.Н. удостоверения как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в 1987 году, не имеется.
В судебном заседании представители ответчика Минсоцполитики УР Урсегова М.А. и Кунашкина В.Г., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, предоставили письменный отзыв на исковое заявление, в котором указали на законность выдачи Иванову И.Н. удостоверения взамен ранее выданного.
В судебном заседании представитель третьего лица Правительства УР Смирнова Л.А. действующая на основании доверенности, поддержала позицию ответчика Минсоцполитики УР, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
В ходе рассмотрения дела ответчиком Ивановым И.Н. предоставлен отзыв на исковое заявление, согласно которому исковые требования он не признал, считает, что он добросовестно проходил процедуру получения и замены удостоверения и в соответствии с положением действующего приказа МЧС России №, Минздравсоцразвития России №, Минфина России №н от -Дата-, оснований для проверки правомерности выдачи ему удостоверения нет.
Суд, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно удостоверению серии Р №, выданного Правительством Удмуртской Республики -Дата-, Иванов И.Н. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС». Удостоверение выдано бессрочно.
Наличие данного удостоверения предусматривает право Иванова И.Н. на досрочное назначение пенсии в соответствии с пп. 3 п.1 ст. 10, п. 2 ст. 10 ФЗ от -Дата- №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ст.30 Закона РФ от -Дата- № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет.
Между сторонами имеется спор о праве Иванова И.Н. на получение указанного удостоверения.
Истец обратился к Правительству УР как к уполномоченному органу с просьбой о проведении проверки обоснованности выдачи Иванову И.Н. удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в случае подтверждения факта ошибочного установления Иванову И.Н. статуса участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, изъять указанное удостоверение.
Минсоцполитики УР, действующее по поручению и.о. Председателя Правительства УР Савельева В.А., отказало истцу в признании удостоверения недействительным письмом № от -Дата-.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон №166-ФЗ) устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
Согласно п.п.5 п.1 ст. 4 Федерального закона №166-ФЗ право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 10 Федеральный закон №166-ФЗ право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
Согласно п. 2 ст. 10 Федеральный закон №166-ФЗ пенсия по старости назначается гражданам, указанным в подпунктах 3,5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются Законом Российской Федерации от -Дата- № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее – Закон №), действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.
В соответствии со статьей 13 Закона № к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных сэвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по -Дата- лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений (п.3); граждане, занятые на работах в зоне отчуждения (п.5).
Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до -Дата- - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 8 Закона №).
Образец удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС утвержден Приказом МЧС РФ N 114, Минтруда РФ N 66, Минфина РФ N 23н от -Дата-, а позднее Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н от -Дата-.
Этими же приказами утверждены порядок и условия выдачи удостоверения.
Положением о Порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Приказом МЧС РФ N 114, Минтруда РФ N 66, Минфина РФ N 23н от -Дата-, установлено, что удостоверение выдается гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
Аналогичное условие содержится в п.2 Порядка и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н от -Дата-.
Этим же порядком предусмотрено, что удостоверения российского образца, оформленные и выданные гражданам до принятия Порядка 2006 года, действительны для предоставления им мер социальной поддержки.
В соответствии с пунктом 4 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных приказом МЧС РФ, Минздравсоцразвития РФ, Минфина РФ от -Дата- N 727/831/165н (далее – Порядок №), для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляют: паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Вместе с тем частью второй пункта 4 Порядка № определено, что в случае отсутствия в уполномоченном органе личного дела заявителя с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем кроме паспорта гражданина Российской Федерации и удостоверения должны быть представлены один или несколько документов, предусмотренных пунктом 6 Порядка №.
Согласно п.6 Порядка № документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются:
командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения;
справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами;
трудовая книжка (раздел "Сведения о работе") с записью о работе в зоне отчуждения;
табель учета рабочего времени в зоне отчуждения;
справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения);
задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения;
военный билет (разделы "Прохождение учебных сборов" и "Особые отметки") с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения);
выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения;
выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986 - 1990 годах.
Документами, подтверждающими участие в работах по объекту "Укрытие" (с указанием о работе по данному объекту), являются любой из нижеперечисленных:
выписка из приказа по воинским частям, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, о направлении для работ на объекте "Укрытие" и включенным в Перечень воинских частей, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий аварии, соответствующего архива;
выписка из журналов выдачи дозиметров и контроля доз по проходу на объект "Укрытие"; выписка из наряда допуска на проведение работ на объекте "Укрытие"; пропуска для прохода на объект "Укрытие" для ведения соответствующих работ: с июля 1987 года по -Дата- с шифром "Шлем" (рисунок "буденновки"); с -Дата- с шифром "Тубус" (рисунок микроскопа); с -Дата- по пропускам 3 группы и временным с шифром "Птица" (рисунок птицы с поднятыми крыльями);
справка о времени работы на объекте "Укрытие", табели учета рабочего времени, относящегося к работе на объекте "Укрытие", справки об оплате труда, относящиеся к работе на объекте "Укрытие", выданные администрациями Чернобыльской АЭС, либо Комплексной экспедицией Института им. И.В. Курчатова, либо Межотраслевым научно-техническим центром "Укрытие" Национальной академии наук Украины (правопреемником Комплексной экспедиции Института им. И.В. Курчатова).
Перечень документов соответствует аналогичному перечню документов, предусмотренному Положением о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом МЧС РФ N 114, Минтруда РФ N 66, Минфина РФ N 23н от -Дата- (далее – Положение № от -Дата-) (за исключением справки об участии в работах в зоне отчуждения, выданной в 1986 – 1990 годах Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации).
Согласно п. 3 Положения N 114 от -Дата-, оформление и выдача удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС производится, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - гражданам, работающим в указанных органах исполнительной власти, а также в учреждениях и организациях, находящихся в их ведении, работникам организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, неработающим гражданам (за исключением инвалидов) и гражданам, работающим в органах государственной власти, не относящихся к органам, уполномоченным на оформление и выдачу удостоверений.
Согласно пункта 4 Положения N 114 от -Дата-, для оформления и получения удостоверения нового образца граждане должны были предоставить в уполномоченные органы заявление о выдаче удостоверения нового образца, копию ранее выданного удостоверения, а также один или несколько документов, подтверждающих участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) предусмотренных пунктом 5 Положения N 114 от -Дата-.
Вместе с тем решением Верховного суда Российской Федерации от -Дата- № ГКПИ 03-1519, указано, что Закон Российской Федерации № не содержит норм, обязывающих граждан повторно подтверждать ранее установленный им в соответствии законом статус участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, а также право на компенсации и льготы, обусловленные этим статусом, пункт 4 Положения признан недействующим в части, обязывающей граждан, имеющих удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, при обращении с заявлением о выдаче удостоверений нового образца предоставлять иные документы, кроме копии решение выданного удостоверения, со дня вступления в законную силу указанного решения.
На основании поручения Правительства Удмуртской Республики от -Дата- №В 2-361-1163, в соответствии с приказом Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики от -Дата- №-а «О проведении проверки правильности выдачи Правительством Удмуртской Республики удостоверений участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС проведена проверка правильности выдачи Правительством Удмуртской Республики удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС участникам студенческих отрядов «Атлант» Ижевского государственного медицинского института и «БКД» Удмуртского государственного университета.
В соответствии с письмом Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики от -Дата- № В7-603/0188 документы, подтверждающие выдачу удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в архив Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики на хранение не поступали. Сведений о передаче личных дел участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС от Правительства Удмуртской Республики Министерству не имеется.
Таким образом, в распоряжении Министерства отсутствуют документы, на основании которых Правительством Удмуртской Республики участникам студенческих отрядов «Атлант» и «БКД» были выданы удостоверения.
Согласно справки Могилевского исполнительного комитета от -Дата- № Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от -Дата- № «Об утверждении перечня территорий (населенных пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения» ... была отнесена к зоне первоочередного отселения с уровнем загрязнения почв цезием-137 более 40 Ки/кв.км, ... - к зоне последующего отселения с уровнем загрязнения почв цезием-137 от 15 до 40 Ки/кв.км.
Согласно письму Министерства здравоохранения Белорусской ССР от -Дата- №, направленному госорганам по указанию Совета Министров БССР, д. Деряжня и д. ... в результате аварии на Чернобыльской АЭС к 30-километровой зоне (зоне отчуждения) отнесены не были.
По сведениям, содержащимся в справке Коммунального сельскохозяйственного унитарного предприятия «Демидовичский» от -Дата- №, студенческий отряд «Атлант» работал в совхозе «Печенеж» в -Дата- года в следующем составе: ФИО12, ФИО13, Ермилов СЕ. ФИО5 ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО14 ФИО10, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 Характер работы не определен.
В соответствии с письмом Комитета по архиву и строительству Могилевского областного исполнительного комитета от -Дата- №-КАиС на территории совхоза «Печенеж» Костюковичского района в -Дата- году располагались следующие населенные пункты:
Красная Заря, относившийся к зоне проживания с периодическим радиационным контролем (плотность загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/км кв.);
Поломка, относившийся к зоне с правом на отселение (плотность загрязнения почвы цезием-137 от 5 до 10 Ки/км кв.);
Печенеж, Рвенск, Меловка, Горбовичи, относившиеся к зоне последующего отселения (плотность загрязнения почвы цезием-137 от 15 до 40 Ки/км кв.);
Деряжня, Гайковка, относившиеся к зоне первоочередного отселения (плотность загрязнения почвы цезием-137 от 40 Ки/км кв. и более).
Сведения, полученные в ответ на направленные запросы, об участии некоторых участников студенческого отряда «Атлант» в работах на территории, подвергшейся воздействию радиации в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, указаны в приложении 2.
Согласно справок Могилевского областного исполнительного комитета от -Дата- №-ОЧАЭС, от -Дата- № ОЧАЭС, ОАО «Белорусский цементный завод» от -Дата- № документы, подтверждающие выполнение работ участниками студенческого отряда «БКД» в -Дата- году в ... отсутствуют.
Участником студенческого отряда «БКД» ФИО11 представлена справка Удмуртского областного штаба трудовых объединений молодежи Удмуртского областного комитета Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи от -Дата- №, согласно которой он в -Дата- года работал в составе студенческого отряда «БКД» в ... согласно решения ЦК ВЛКСМ.
Документы, полученные в ответ на направленные запросы, подтверждают участие некоторых участников студенческих отрядов «Атлант» и «БКД» в работах на территории, подвергшейся воздействию радиации в связи с катастрофой на ЧАЭС, но не включенной в зону отчуждения.
Таким образом, в соответствии с полученными в ходе проверки документами территория, на которой осуществляли деятельность участники студенческих отрядов «Атлант» и «БКД», к 30-километровой зоне (зоне отчуждения) не отнесена.
По результатам проверки участие студенческих отрядов «Атлант» и «БКД» в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 30-километровой зоне (зоне отчуждения) не подтверждено.
Исходя из изложенного, комиссия считает, что правовых оснований для признания участников студенческих отрядов «Атлант» и «БКД» участниками ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не имеется.
Вместе с тем следует отметить, что в соответствии со справкой Комитета по архитектуре и строительству Могилевского областного исполнительного комитет от -Дата- №-ХАиС не исключена вероятность того, что в связи с производственной необходимостью совершеннолетние студенты могли привлекаться к выполнению работ на территориях, отнесенных к зоне отчуждения.
В соответствии со ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Изучив представленные сторонами доказательства, суд не находит оснований для признания удостоверения серии Р №, выданного Правительством Удмуртской Республики -Дата- Иванову И.Н. недействительным. Представленное удостоверение соответствует образцу, утвержденному Приказом МЧС РФ N 114, Минтруда РФ N 66, Минфина РФ N 23н от -Дата-, выдано компетентным органом в соответствии с действовавшим порядком оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и соответственно действительно до настоящего времени для предоставления ему мер социальной поддержки.
Доказательств, подтверждающих, что данное удостоверение получено Ивановым И.Н. с нарушением требований законодательства либо вследствие недобросовестного поведения, истцом не представлено.
С учетом изложенного исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Удмуртской Республике к Министерству социальной политики и труда Удмуртской Республики, Иванову И.Н. о признании недействительным удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд г. Ижевска.
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме -Дата-.
Судья Сентякова Н.А.