Дело № 2-2853/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Владимир 10 декабря 2012 года
Ленинский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Барабина А.А.,
при секретаре Холуяновой К.М.,
с участием
истца Симоновой О.А.,
представителя ответчика Лаврентьева К.Д.,
представителя третьего лица Жигало В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симоновой О.А. к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Симонова О.А. обратилась в суд с иском к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Владимирской области» о взыскании денежных средств.
В обоснование указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в войсковой части № уволена ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением штата сотрудников. При увольнении истцу выплачены выходное пособие в размере .... руб. и компенсация за неиспользованный отпуск в размере .... руб. При этом в расчет среднего заработка для определения размера выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск не включена премия, предусмотренная приказом министра обороны РФ от 26.07.2010 года № 1010 «О дополнительным мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» и выплаченная истцу в ДД.ММ.ГГГГ и за ДД.ММ.ГГГГ. Размер премии за ДД.ММ.ГГГГ составляет .... рублей, за ДД.ММ.ГГГГ – .... рублей, за ДД.ММ.ГГГГ – .... рубль. Данные премии должны учитываться при исчислении среднего заработка на основании приказа министра обороны РФ от 02.03.2001 года № 90, регламентирующего условия труда гражданского персонала Управления армии.
На основании изложенного истец просит обязать ответчика произвести перерасчет выходного пособия при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск, включив в расчет среднего заработка премию в указанных выше размерах, взыскать с ответчика недополученное выходное пособие и компенсацию за неиспользованный отпуск, обязать ответчика производить расчеты среднемесячного заработка в последующие три месяца трудоустройства истца в полном объеме.
В ходе судебного разбирательства исковые требования уточнялись: в окончательной редакции истец просит взыскать с ответчика в ее пользу денежные средства в счет выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск с учетом премий в размере .... рублей и сумму морального вреда в размере .... руб.
Определением Ленинского районного суда г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу в части исковых требований Симоновой О.А. об обязании выдать справку о среднемесячном заработке прекращено в связи с отказом истца от иска.
В судебном заседании Симонова О.А. поддержала заявленные требования со ссылкой на указанные с иске обстоятельства.
Представитель ответчика Лаврентьев К.Л. иск не признал, пояснив в обоснование возражений, что выплаченные истцу премии не предусмотрены системой оплаты труда гражданского персонала Министерства обороны РФ и его подразделений, осуществлены за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников средств, то есть за счет экономии бюджетных средств, не являются обязательными, их выплата производится только по инициативе Министерства обороны РФ.
Представитель войсковой части № по доверенности Жигало В.Г. оставил решение по существу спора на усмотрение суда, пояснив, что войсковая часть № в которой работала истец, являлась филиалом ФБУ Войсковая часть №, которая приказом министра обороны РФ № 715 от 14.05.2011 года ликвидирована. Финансово-экономическое обеспечение войсковой части № производилось ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Владимирской области» в соответствии с договором на обслуживание, в связи с чем на учреждение возложена обязанность по начислению и выплате выходных пособий.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Установлено, что Симонова О.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в войсковой части № г. Владимир, занимая гражданскую должность «....». Уволена в связи с сокращением штата работников организации, что подтверждается трудовой книжкой
серии АТ-VI № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, во ДД.ММ.ГГГГ и в ДД.ММ.ГГГГто есть за последние .... календарных месяцев, предшествующих дню увольнения истца) Симоновой О.А. выплачивались денежные суммы в размере .... рублей, .... рублей, .... рублей соответственно.
При этом из объяснений сторон следует, что данные выплаты являются дополнительным материальным стимулированием работников (премиями), которое профинансировано в соответствии с Приказом Министерства обороны РФ от 26.07.2010 года № 1010 из фонда экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.
При увольнении Симоновой О.А. начислено и выплачено выходное пособие в размере .... рублей и компенсация за неиспользованный отпуск в размере .... рублей.
Вместе с тем, в расчет среднего заработка Симоновой О.А., исходя из которого определялся размер выходного пособия и денежной компенсации за неиспользованный отпуск, указанные выше ежеквартальные выплаты не включались, поскольку, как следует из объяснений представителя ответчика Лаврентьева К.Л., они не предусмотрены системой оплаты труда.
На основании ст. 12 Федерального закона РФ от 31.05.1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил.
В соответствии со ст.ст. 349, 129, 127, 178, 139 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источника этих выплат.
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).
Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.
В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.
Пунктом 3 Приказа Министерства обороны РФ от 26.07.2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» предписано выплачивать за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы).
Премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил. Расходы на дополнительное материальное стимулирование лиц осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала (п.п.1,2).
При этом пунктом 11 Порядка установлены ограничения на выплату премий лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, имеющим дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей.
Как следует из ст. 129 ТК РФ, премия является видом поощрения за добросовестный труд, относится к стимулирующим выплатам и входит в структуру заработной платы.
С учетом объяснения сторон и приведенных норм права суд приходит к выводу о том, что выплаченные истцу Симоновой О.А. денежные суммы являются стимулирующими (премиями), произведенными работодателем по результатам ее работы, в связи с чем их следует считать составной частью заработной платы.
Кроме того, из Справок о доходах физического лица за ДД.ММ.ГГГГ № и за ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что данные выплаты включены в состав налоговой базы для исчисления налога на доходы физических лиц в соответствии с законодательством о налогах и сборах РФ.
Указанное обстоятельство неопровержимо свидетельствует о том, что спорные выплаты относятся к доходу истца, полученного от работодателя, то есть являются составной частью заработной платы.
В соответствии с п.2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 года № 922, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источника этих выплат. К таким выплатам относятся, в том числе премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда, а также другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
Полученные истцом премии начислены на основании нормативных актов Министерства обороны РФ, в связи с чем они подлежат отнесению к видам выплат по заработной плате, применяемым у соответствующего работодателя.
При этом источник выплат – фонд заработной платы или фонд экономии бюджетных средств – не учитывается на основании указанного выше Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.
Таким образом, суд полагает, что выплаченные истцу премии подлежат учету при расчете ее среднего заработка для определения, в том числе размера выходного пособия и денежной компенсации за неиспользованный отпуск, и находит доводы представителя ответчика об обратном несостоятельными.
Приказом Министра обороны РФ № 1038 от 28.09.2009 года создано ФБУ Войсковая часть №, филиалом которой являлась Войсковая часть № – работодатель истца.
Приказом Министра обороны РФ № 715 от 14.05.2011 года ФБУ Войсковая часть № ликвидировано. Финансово-экономическое обеспечение Войсковой части № производилось ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Владимирской области» на основании Договора на обслуживание № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного на неопределенный срок.
Согласно Коллективному договору, заключенному между командованием Войсковой части № и трудовым коллективом на ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному Администрацией г.Владимира ДД.ММ.ГГГГ за №, командование обязалось производить выплату заработной платы на основании договора с ФБУ УФО МО РФ по Владимирской области путем перечисления денежных средств на пластиковые карточки работников (п.6.11).
В ДД.ММ.ГГГГ Федеральное бюджетное учреждение изменило организационно-правовую форму на Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Владимирской области» (Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения серии 33 №).
По Положению о Федеральном казенном учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Владимирской области», утвержденному Министром обороны РФ 12.09.2011 г., одним из основных видов деятельности Учреждения является начисление и своевременное обеспечение личного состава денежным довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами путем зачисления на лицевые счета в банках, банковские карты либо иным установленным в министерстве обороны порядке (п.19).
При таких обстоятельствах, суд полагает Учреждение надлежащим ответчиком по делу.
Таким образом, средний заработок Симоновой О.А. подлежит перерасчету с учетом произведенных ей выплат ежеквартальных премий в течение последних 12 календарных месяцев, предшествующих дню увольнения истца, недополученная ею денежная сумма подлежит взысканию с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>».
Истец, уточнив исковые требования, просит взыскать с ответчика в свою пользу денежную сумму в счет выходного пособия и денежной компенсации за неиспользованный отпуск в общем размере .... рублей.
По расчету представителя ответчика, размер задолженности составил .... руб. Такой расчет суд признает правильным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства, в связи с чем руководствуется им при рассмотрении дела.
С учетом размера заявленных исковых требований ко взысканию в пользу истца подлежит задолженность в размере .... рублей.
Принимая по внимание положения «Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ», суд приходит к выводу о необходимости выплаты спорных денежных сумм за счет бюджетных средств, выделяемых на финансирование Войсковой части № с которой Симонова О.А. состояла в трудовых отношениях.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как следует из приведенных норм права, суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.
При наличии подтвержденного нарушения работодателем порядка выплаты работнику денежных средств, суд полагает факт причинения Симоновой О.А. морального вреда, выразившегося в переживаниях по данному поводу, установленным, соответственно находит обоснованным ее требование в данной части.
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Учитывая требования разумности и справедливости, фактические обстоятельства причинения вреда, отсутствие сведений об индивидуальных особенностях истца, суд считает заявленный ко взысканию размер компенсации соответствующим испытанным Симоновой О.А. страданиям и переживаниям, а исковые требования в данной части подлежащими удовлетворению за счет ответчика.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с тем, что ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.35 НК РФ, таковая не подлежит взысканию с участников процесса.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Симоновой О.А. удовлетворить.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской федерации по Владимирской области» за счет средств, выделяемых на финансирование войсковой части №, в пользу Симоновой О.А. задолженность в общей сумме .... руб., .... коп., а также компенсацию морального вреда в размере .... руб.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Барабин