Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 апреля 2021 года г.Сызрань
Судья Сызранского городского суда Самарской области Сорокина О.А.,
при секретаре Варламовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1336/2021 по иску Карпухиной Т.В. к УПФР в г.Сызрани Самарской области (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Карпухина Т.В. просит суд признать незаконным решение УПФР в г.Сызрани Самарской области (межрайонное) № *** от <дата>., мотивируя тем, что данным решением ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, а именно в ее специальный (медицинский) стаж не были засчитаны периоды работы: с <дата>. в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии стационара Муниципальной многопрофильной больницы г. Сызрани, с <дата>. в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии в отделении анестезиологии и реанимации стационара Муниципальной многопрофильной больницы г. Сызрани, – ни в календарном, ни в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 6 месяцев), поскольку указанные выше учреждение и структурное подразделения не поименованы «Списками должностей и учреждений…» и «Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала…», утвержденными постановлениями Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, постановлениями Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, и от 22 сентября 1999 года № 1066, а также Номенклатурой учреждений здравоохранения от 3 ноября 1999 года № 395. Также, в специальный (медицинский) стаж Карпухиной Т.В. не был засчитан отпуск по уходу за ребенком, <дата>., поскольку зачет данного периода не предусмотрен действующим законодательством.
Более того, в специальный (медицинский) стаж Карпухиной Т.В. не были засчитаны периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы: <дата>., поскольку возможность зачета данных периодов не предусмотрена постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 и разъяснением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года № 5. Карпухина Т.В. полагает, что перечисленные выше периоды работы исключены из ее специального (медицинского) стажа незаконно, т.к. в данные периоды времени она осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в том числе в отделении анестезиологии и реанимации. После переименования лечебных учреждений ее лечебные функции оставались прежними. На курсы повышения квалификации она была направлена по инициативе работодателя, во время нахождения на курсах за ней сохранялась заработная плата, из которой производились все необходимые отчисления, в том числе в пенсионный фонд. На основании изложенного, Карпухина Т.В. просит суд обязать ответчика засчитать в ее трудовой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости как медицинскому работнику периоды работы: с <дата>. в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии стационара Муниципальной многопрофильной больницы г. Сызрани, с <дата>. в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии в отделении анестезиологии и реанимации стационара Муниципальной многопрофильной больницы г. Сызрани, отпуск по уходу за ребенком, <дата>.р., с <дата>., а также перечисленные выше периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в льготном исчислении – 1 год работы как 1 год и 6 месяцев, назначив пенсию с момента обращения за ней – с 15.09.2020г.
В судебном заседании истец Карпухина Т.В. уточнила исковые требования, просит обязать ответчика засчитать в ее трудовой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости как медицинскому работнику периоды работы: <дата>. в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии стационара Муниципальной многопрофильной больницы г. Сызрани, с 04.06.1999г. по 31.08.2000г. в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии в отделении анестезиологии и реанимации стационара Муниципальной многопрофильной больницы г. Сызрани, а также периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы: с <дата>., в льготном исчислении – 1 год работы как 1 год и 6 месяцев, назначив пенсию с момента обращения за ней – с <дата>. В обоснование своих требований привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель УПФР в г.Сызрани Самарской области (межрайонное) Трошина О.А. иск не признала, сослалась на доводы, изложенные в решении УПФР в г.Сызрани Самарской области (межрайонное) № *** от <дата>.
Суд, заслушав объяснения истца, представителя ответчика, проверив дело, полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 п. 20 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 г.N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст. 30 и 31 указанного закона Правительством РФ 16.07.2014 г. принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в подп. "н" п. 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе, в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Судом установлено, что истец по образованию медицинская сестра. С 17.10.1994г. по настоящее время Карпухина Т.В. работает в различных учреждениях здравоохранения г.Сызрани в качестве медицинского работника, что подтверждается копией диплома, записями в трудовой книжке истца.
<дата>. Карпухина Т.В. обратилась в отдел по назначению пенсий УПФР в г.Сызрани Самарской области (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости с установлением фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии.
Однако, решением УПФР в г.Сызрани Самарской области (межрайонное) № *** от <дата>., истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что перечисленные выше периоды работы, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации не были засчитаны в ее специальный (медицинский) стаж.
Судом также установлено, что Карпухина Т.В. работала в периоды: с <дата> в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии стационара Муниципальной многопрофильной больницы г. Сызрани, с <дата>. в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии в отделении анестезиологии и реанимации стационара Муниципальной многопрофильной больницы г. Сызрани.
Работая в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии стационара Муниципальной многопрофильной больницы г. Сызрани, и в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии в отделении анестезиологии и реанимации стационара Муниципальной многопрофильной больницы г. Сызрани, в указанные выше периоды истец лично и непосредственно принимала участие в общей преднаркозной подготовке больных к операции, осуществляла контроль за состоянием больного во время анестезии, организовывала и проводила сестринский уход за послеоперационными больными, наблюдала за больными в ранний послеоперационный период, принимала участие в профилактике осложнений в ходе и после операций, оказывала доврачебную помощь при неотложных состояниях.
С <дата>. по настоящее время Карпухина Т.В. работает в различных учреждениях здравоохранения г.Сызрани, которые неоднократно реорганизовывались и переименовывались. Однако, менялись лишь наименования учреждений и должностей, лечебные функции учреждений и самой истицы оставались прежними.
С учетом изложенного, суд приходит к вводу, что Карпухина Т.В., работая в указанные выше периоды времени в должностях: медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии стационара Муниципальной многопрофильной больницы г. Сызрани, и медицинской сестры палаты интенсивной терапии в отделении анестезиологии и реанимации стационара Муниципальной многопрофильной больницы г. Сызрани, осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, т.е. выполняла работу, предусмотренную «Списками должностей и учреждений…» и «Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала…», утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, а также постановлениями Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 и от 29 октября 2002 года № 781, дающую ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что отказ Карпухиной Т.В. в зачете в специальный (медицинский) стаж указанных выше периодов работы нарушает конституционный принцип равенства всех граждан перед законом, предусматривающий право медицинских работников при одних и тех же условиях работы на получение пенсии за выслугу лет, в связи с чем полагает необходимым обязать ответчика засчитать данные периоды работы в специальный (медицинский) стаж истца.
В соответствии с п. 4 ст. 2 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан…
В периоды работы истца в должностях: медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии стационара Муниципальной многопрофильной больницы г. Сызрани, и медицинской сестры палаты интенсивной терапии в отделении анестезиологии и реанимации стационара Муниципальной многопрофильной больницы г. Сызрани, порядок реализации права граждан на страховые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан определялся постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.
В силу п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии – один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и шесть месяцев.
Кроме того, «Перечнями структурных подразделений…», утвержденными постановлениями Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 и от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрены должности в которых истец работала в указанные выше периоды.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что периоды работы истца: с 17.10.1994г. по 10.05.1995г. в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии стационара Муниципальной многопрофильной больницы г. Сызрани, с 04.06.1999г. по 31.08.2000г. в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии в отделении анестезиологии и реанимации стационара Муниципальной многопрофильной больницы г. Сызрани, подлежат зачету в ее специальный (медицинский) стаж в льготном исчислении – 1 год работы как 1 год и 6 месяцев.
Судом также установлено, что в периоды: с <дата>. Карпухина Т.В. находилась на курсах повышения квалификации, куда была направлена по инициативе работодателя. При этом, на время нахождения Карпухиной Т.В. на курсах за ней полностью сохранялась средняя заработная плата, из которой производились все установленные законом отчисления, в том числе и в пенсионный фонд, поэтому указанные выше периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат зачету в ее специальный (медицинский) стаж в льготном исчислении – 1 год работы как 1 год и 6 месяцев.
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ), в частности, предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 данной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в Приложении 7 к указанному Федеральному закону.
Из Приложения N 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" следует, что граждане, которые с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 г. приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Статья 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий" предусматривает, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, право на обращение за назначением страховой пенсии по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ является отложенным.
С учетом перечисленных выше периодов работы, подлежащих зачету в специальный (медицинский) стаж истца, а также учитывая, что на дату обращения истца в УПФР в г.Сызрани Самарской области (межрайонное) (<дата>.) у Карпухиной Т.В. имелось достаточно стажа для назначения досрочной пенсии, а также учитывая тот факт, что с заявлением в УПФ в г.Сызрани Самарской области (межрайонное) истец обратился по истечении сроков, указанных в Приложении 7 к указанному Федеральному закону, то ее требования о назначении пенсии с даты обращения за ней, также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Карпухиной Т.В. к УПФР в г.Сызрани Самарской области (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии, удовлетворить.
Обязать УПФР в г.Сызрани Самарской области (межрайонное) засчитать в трудовой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости как медицинскому работнику: периоды работы Карпухиной Т.В. с <дата> в должности медицинской сестры-анестезиста в отделении анестезиологии стационара Муниципальной многопрофильной больницы г. Сызрани, с <дата>. в должности медицинской сестры палаты интенсивной терапии в отделении анестезиологии и реанимации стационара Муниципальной многопрофильной больницы г. Сызрани, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы: с <дата>., в льготном исчислении – 1 год работы как 1 год и 6 месяцев, назначив пенсию с момента обращения за ней – с <дата>
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2021г.
Судья Сорокина