Дело № 2-921/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«22» июня 2012 г. г. Усть - Лабинск
Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Салалыкина К.В.
с участием представителя заявителя Соломко В.В.
представителя администрации Восточного сельского поселения Усть-Лабинского района Казбанова В.П.
при секретаре Абадеевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Чурикова Н.С. об оспаривании постановления главы Восточного сельского поселения Усть-Лабинского района от 28.05.2008 г. № 39
У С Т А Н О В И Л:
В Усть-Лабинский районный суд обратился Чуриков Н.С. с заявлением об оспаривании постановления главы Восточного сельского поселения Усть-Лабинского района от 28.05.2008 г. № 39, в котором указал, что на основании заявления Е., действующей в интересах Т. по доверенности от 30.01.2008 г., специалистами ООО «Альянс» был произведен инструментальный обход границ земельного участка № в <адрес>, <адрес>, в результате которого его площадь составила 2887 кв.м.. для упорядочивания учета площадей земельных участков и ведения земельно-кадастровой документации глава Восточного сельского поселения Усть-Лабинского района издал постановление от 28.05.2008 г. № 39 «Об уточнении площади земельного участка в <адрес>, <адрес>». Заявитель по договору купли-продажи жилого дома и земельного участка от 17.07.2009 г. приобрел: жилой дом, общей площадью 52,5 кв.м., кадастровый номер №, земельный участок, площадью 2887 кв.м., кадастровый номер №, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Между ним и соседями в настоящий момент разгорелся межевой спор. Поскольку для разрешения спора о площади земельного участка и его границах, необходимы специальные познания в области кадастра и картографии, представитель заявителя обратился в специализированную компанию, выполняющую указанные работы, в филиал ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по Усть-Лабинскому району. В результате межевания Земельного участка, принадлежащего заявителю, установлено, что его фактическая площадь (3309 кв.м.) не соответствует площади указанной в правоустанавливающих документах (2887 кв.м.), что подтверждается отчетом по восстановлению границ земельного участка К№, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> от 28.04.2012 г.. 04.05.2012 г. заявитель обратился в Усть-Лабинский районный суд с исковым заявлением о признании права собственности. В ходе предварительного судебного заседания, суду сторонами были представлены многочисленные документы, в том числе землеустроительное дело земельного участка. Исследуя указанное землеустроительное дело, заявитель узнал о том, что площадь и границы земельного участка установлены с нарушением закона. Анализируя землеустроительное дело видно, что за межеванием земельного участка обратилась Е., представляющая интересы собственника - Т.. В акте согласования границ земельного участка указано, что Е. действуя на основании доверенности, согласовала границы земельного участка. Истец обоснованно считает, что имеющаяся в землеустроительном деле доверенность 23 АА 995338 от 30.01.2008 г. не наделяла Е. правом заключать с ООО «Альянс» договор о межевании земельного участка; согласовывать границы земельного участка К№ в ст. <адрес>; соответственно она вышла за пределы предоставленных ей полномочий. ООО «Альянс» не проверив должным образом полномочия доверенности, незаконно произвело межевание земельного участка. По результатам межевания земельного участка, глава Восточного сельского поселения Усть-Лабинского района вынес постановление от 28.05.2008 г. № 39 «Об уточнении площади земельного участка в <адрес>, <адрес>», указав в п. 1 «Уточнить площадь земельного участка, и считать в государственной собственности земельный участок К№ площадью 2887 кв.м. в <адрес>, <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, земли населенных пунктов.». Пункт 1 постановления главы Восточного сельского поселения Усть-Лабинского района от 28.05.2008 г. № 39, об уточнении площади земельного участка К№ площадью 2887 кв.м. в <адрес>, <адрес>, нарушает права заявителя, так как он в настоящий момент является собственником земельного участка и в настоящее время существует межевой спор, в котором исследуется вопрос о границах и размерах земельного участка. Срок обращения с заявлением об оспаривании п. 1 постановления главы Восточного сельского поселения Усть-Лабинского района от 28.05.2008 г. № 39 заявителем пропущен не был, так как он узнал о существовании указанного постановления в судебном заседании 06.06.2012 г.. Заявитель оспаривает п. 1 постановления главы Восточного сельского поселения Усть-Лабинского района от 28.05.2008 г. № 39 «Об уточнении площади земельного участка в <адрес>, <адрес>» на том основании, что оно вынесено в нарушение Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Статья 14,14.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не предоставляет главе Восточного сельского поселения Усть-Лабинского района право на издание указанного постановления. Просит суд признать пункт 1 постановления главы Восточного сельского поселения Усть-Лабинского района от 28.05.2008 г. № 39 «Об уточнении площади земельного участка в <адрес>, <адрес>», недействительным; обязать главу Восточного сельского поселения Усть-Лабинского района устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод заявителя.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы заявления и просит суд признать постановление главы Восточного сельского поселения Усть-Лабинского района от 28.05.2008 г. № 39 «Об уточнении площади земельного участка в <адрес>, <адрес>», недействительным.
Представитель администрации Восточного сельского поселения Усть-Лабинского района Казбанов В.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления Чурикова Н.С. и указал на то, что предметом рассмотрения дела является постановление от 28.05.2008 г.. Собственником земельного участка № по <адрес> <адрес> являлся Т.. (с 12.02.1997 г. по 17.07.2009 г.), который в то время был заинтересован в оформлении документов на свой земельный участок. По заявлению Тагирова была уточнена площадь земельного участка, которая составила 2887 +/- 38 кв.м.. Собственника земельного участка все устраивало, никаких претензий он не заявлял. Через год и два месяца Тагиров решил продать свой земельный участок. Чуриков Н.С. 17.07.2009 г., зная о площади земельного участка, которая полностью его устраивала, приобрел участок в соответствии с условиями договора купли-продажи от 17.07.2009 г.. Тот факт, что заявитель знал о площади участка и не имел никаких возражений, подтверждает его подпись в договоре купли-продажи от 17.07.2009 г.. Поскольку у Чурикова до 17.07.2009 г. не было в отношении указанного земельного участка каких-либо прав либо законных интересов, то и права либо свободы Чурикова Н.С. не были и не могли быть нарушены п. 1 постановления главы Восточного сельского поселения Усть-Лабинского района от 28.05.2008 г.. Кроме того, поскольку о площади земельного участка заявитель был осведомлен с 17.07.2009 г., то и возможность для предъявления им претензий возникла с этой даты. В настоящее время Чуриков Н.С. предъявляет претензии о признании за ним права собственности на участок площадью 3309 кв.м.. Дополнительные 422 кв.м. были им заняты частично у соседей Белоусовых - 321 кв.м. (по левой меже), частично в результате занятия земель Восточного сельского поселения - 101 кв.м. (по задней меже). Это подтверждается план-схемой земельных участков, расположенных в ст. Восточной. Просит суд в удовлетворении требования Чурикова Н.С. о признании недействительным постановления главы Восточного сельского поселения Усть-Лабинского района от 28.05.2008 г. № 39 отказать.
Представитель администрации муниципального образования Усть-Лабинский район Колпакова О.М. в судебном заседании пояснила, что глава сельского поселения не наделен полномочиями по изданию постановления об уточнении площади земельного участка. Следовательно, постановление главы Восточного сельского поселения от 28.05.2008 г. № 39 «Об уточнении площади земельного участка в <адрес> <адрес>, <адрес>» является незаконным.
Выслушав участников процесса, суд считает, что заявление Чурикова Н.С. подлежит удовлетворению.
Постановлением главы Восточного сельского поселения Усть-Лабинского района от 28.05.2008 г. № 39 «Об уточнении площади земельного участка в <адрес>, <адрес>» для упорядочения учета площадей земельных участков и ведения земельно-кадастровой документации постановлено: уточнить площадь земельного участка и считать в государственной собственности земельный участок К№ площадью 2887 кв.м. в <адрес>, <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 08.11.2007) к вопросам местного значения поселения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении; обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения; формирование архивных фондов поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения; организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения; организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения; содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования; осуществление муниципального лесного контроля и надзора; создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.
Согласно ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 08.11.2007) органы местного самоуправления поселения имеют право на: создание музеев поселения; участие в организации и финансировании проведения на территории поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет; совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса; участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству; осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года; создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории поселения; оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории поселения. Органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).
На основании ст. 6 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" органы местного самоуправления в Краснодарском крае: управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; переводят земли из одной категории в другую в установленном порядке; устанавливают и прекращают публичные сервитуты в общественных интересах; резервируют земли для муниципальных нужд; устанавливают порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством; устанавливает порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности; обеспечивают выбор и формирование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; устанавливают порядок проведения муниципального земельного контроля и осуществляют его; устанавливают правила землепользования и застройки поселений и городских округов с учетом требований законодательства Российской Федерации, осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Таким образом, в судебном заседании было установлено, что глава сельского поселения не наделен полномочиями на издание постановления об уточнении площади земельного участка. Данное право принадлежит только администрации района.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В связи с тем, что постановление главы Восточного сельского поселения от 28.05.2008 г. № 39 принято лицом не обладающим полномочий на принятие данное постановления, то имеется основание для удовлетворения заявления Чурикова Н.С. о признании данного постановления незаконным.
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
В судебном заседании было установлено, что постановление главы Восточного сельского поселения от 28.05.2008 г. № 39 нарушает права Чурикова Н.С., который в настоящий момент является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. Следовательно, Чуриков Н.С. имеет право обратиться в суд с данным заявлением.
На основании ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Как установлено в судебном заседании Чуриков Н.С. узнал о существовании постановления главы Восточного сельского поселения от 28.05.2008 г. № 39 после подачи 04.05.2012 г. в суд искового заявления о признании права собственности на земельный участок.
Таким образом, заявителем срок обращения в суд с заявлением об оспаривании постановления главы Восточного сельского поселения от 28.05.2008 г. № 39 пропущен не был.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, в судебном заседании было установлено, что постановление главы Восточного сельского поселения от 28.05.2008 г. № 39 «Об уточнении площади земельного участка в <адрес>, <адрес>» нарушает права Чурикова Н.С. и не соответствует закону.
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению; либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
При указанных выше обстоятельствах у суда нет оснований для отказа в удовлетворении заявления Чурикова Н.С. об оспаривании постановления главы Восточного сельского поселения Усть-Лабинского района от 28.05.2008 г. № 39 «Об уточнении площади земельного участка в <адрес>, <адрес>».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Чурикова Н.С. об оспаривании постановления главы Восточного сельского поселения Усть-Лабинского района от 28.05.2008 г. № 39 «Об уточнении площади земельного участка в <адрес>, <адрес>» - удовлетворить.
Признать незаконнымпостановление главы Восточного сельского поселения Усть-Лабинского района от 28.05.2008 г. № 39 «Об уточнении площади земельного участка в <адрес>, <адрес>».
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в течении месяца.
Председательствующий: