Дело №...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2019 г. ...
Сегежский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Ронгонен М.А.
при секретаре Евтух Т.В.,
с участием административного истца Сапега А.В., представителя административного ответчика ФКУ СИЗО-№... УФСИН России по ... Макарова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи административное дело по иску Сапега А.В. к ФКУ СИЗО-№... УФСИН России по ... о признании действий незаконными,
установил:
Иск предъявлен в суд по тем основаниям, что 28.04.2019 Сапега А.В. был помещен в карцер до 29.04.2019 вместо одиночной камеры общего положения. Истец, ссылаясь на то, что условия в карцере отличаются от условий в одиночной камере, в связи с чем просил признать незаконными действия ответчика по водворению его в карцер с 28.04.2019 по 29.04.2019.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал, пояснив, что в карцере условия содержания хуже, чем в одиночной камере, он меньше по площади, в нем отсутствуют розетки, нормальный стол для написания корреспонденции со скамейкой, шкаф для продуктов, вешалка для верхней одежды, зеркало, бачок с питьевой водой и подставка под него, урна для мусора, тазы для гигиены, вызывная сигнализация и многое другое. В связи с этим истец терпел неудобства. Полагает, что его умышленно посадили в карцер, чтобы нарушить его права и интересы.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-№... УФСИН России по ... (далее - СИЗО-№...) Макаров Д.А. в судебном заседании полагал исковое заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поддержал письменные возражения на административное исковое заявление, в соответствии с которыми 28.04.2019 Сапега А.В. был водворен в одиночную камеру (карцер) на основании п. 11.6 Приказа Минюста России от 03.11.2005 № 204дсп «Об утверждении инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы», поскольку начальник СИЗО отсутствовал, необходимо было обеспечить соблюдение требований раздельного размещения, а также в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, содержащихся под стражей. Одиночная камера, в которую был помещен Сапега А.В., оснащена всем необходимым, ограничений законных интересов, а также нарушений со стороны администрации при содержании в одиночной камеры в отношении Сапега А.В. не было допущено.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пп. 1, 2 п. 2 ст. 227 КАС РФ суд по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу ст. 15 Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (Федеральный закон № 103-ФЗ) в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ.
В соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства.
Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности (ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ).
В силу п. 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее – ПВР СИЗО), утвержденных Приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189, камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, - только одноярусными кроватями); столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона № 103-ФЗ за невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры взыскания: водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до пятнадцати суток.
Согласно ст. 39 Федерального закона № 103-ФЗ взыскания за нарушения установленного порядка содержания под стражей налагаются начальником места содержания под стражей или его заместителем, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 40 настоящего Федерального закона. За одно нарушение на виновного не может быть наложено более одного взыскания.
Взыскание налагается с учетом обстоятельств совершения нарушения и поведения подозреваемого или обвиняемого. Взыскание может быть наложено не позднее десяти суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание применяется, как правило, немедленно, а в случае невозможности его немедленного применения - не позднее месяца со дня его наложения.
До наложения взыскания у подозреваемого или обвиняемого берется письменное объяснение. Лицам, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрации. В случае отказа от дачи объяснения об этом составляется соответствующий акт.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые могут быть водворены в одиночную камеру или карцер за: притеснение и оскорбление других подозреваемых и обвиняемых; нападение на сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц; неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц либо за оскорбление их; неоднократное нарушение правил изоляции; хранение, изготовление и употребление алкогольных напитков, психотропных веществ; хранение, изготовление и использование других предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию; участие в азартных играх; мелкое хулиганство.
Наказание в виде водворения в карцер применяется также к подозреваемым и обвиняемым, к которым ранее были применены два и более дисциплинарных взыскания, предусмотренных статьей 38 настоящего Федерального закона.
Водворение в карцер осуществляется на основании постановления начальника места содержания под стражей и заключения медицинского работника о возможности нахождения подозреваемого или обвиняемого в карцере.
Содержание подозреваемых и обвиняемых в карцере одиночное. В карцере подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями только на время сна в установленные часы. В период содержания в карцере подозреваемым и обвиняемым запрещаются переписка, свидания, кроме свиданий с защитником и проведения бесед членами общественной наблюдательной комиссии с ними, а также приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок и передач, пользование настольными играми, просмотр телепередач. Посылки и передачи вручаются подозреваемым и обвиняемым после окончания срока их пребывания в карцере. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в карцере, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью один час.
Таким образом, водворение в карцер осуществляется в качестве меры взыскания.
Условия содержания в карцере отличаются от условий содержания в одиночной камере по наличию предметов первой необходимости, а также по площади. Как пояснил представитель ответчика, Сапега А.В. был водворен в карцер №..., площадь которого составляет 4,8 кв. м, площадь одиночной камеры – 11,3 кв. м, не оспаривал, что в карцере не имеется розеток, зеркала, шкафа для продуктов, вешалки и другого, в отличие от одиночной камеры.
В обоснование водворения Сапега А.В. в карцер ответчик ссылается на п. 11.6 Приказа Минюста России от 03.11.2005 № 204дсп «Об утверждении инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы», согласно которому при отсутствии начальника СИЗО (тюрьмы), в случаях невозможности обеспечить соблюдение требований раздельного размещения, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, регламентирующим данное направление деятельности, а также в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья лиц, содержащихся под стражей, и осужденных, ДПНСИ (ДПНТ) имеет право поместить подозреваемого или обвиняемого в одиночную камеру на срок не более одних суток, о чем производится запись в Книге дежурства по СИЗО (тюрьме).
Представитель ответчика пояснил, что 28.04.2019 начальник ФКУ СИЗО-№... отсутствовал, свободные камеры для одиночного размещения Сапега А.В. в спорный период отсутствовали, Сапега А.В. отказался идти в камеру №..., где содержались другие лица, поэтому дежурным сотрудником было принято решение о помещении Сапега А.В. в карцер в качестве одиночной камеры на одни сутки.
Вместе с тем, согласно книге №... количественной проверки лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-№... УФСИН России по ..., свободные камеры были, таким образом, возможность одиночного размещения Сапега А.В. в камерах общего положения имелась. Доказательств обратного суду не представлено. Постановление начальника ФКУ СИЗО-2 или иного уполномоченного лица о водворении Сапега А.В. в карцер в качестве меры взыскания 28.04.2019 в установленном порядке не выносилось.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что Сапега А.В. был помещен в карцер с 28.04.2019 по 29.04.2019 незаконно, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования Сапега А.В. удовлетворить.
Признать незаконными действия ФКУ СИЗО-№... УФСИН России по ... в части помещения Сапега А.В. с 28.04.2019 по 29.04.2019 в карцер.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья М.А. Ронгонен
Мотивированное решение в порядке ст. 177 КАС РФ составлено ХХ.ХХ.ХХ..