Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 4Г-160/2018 - (4Г-8231/2017) [44Г-50/2018] от 20.02.2018

    Судья: Федюшкина Л.Н.

    Суд апелляционной инстанции:

    Шевчук Т.В., Савоскина И.И., Шипилова Т.А.

    Докладчик: судья Савоскина И.И.

                                                                                                  Дело № 44г- 50/18

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 86

    президиума Московского областного суда

    г. Красногорск, Московской области                               7 марта 2018 года

    Президиум Московского областного суда в составе:

    председательствующего Гаценко О.Н.,

    членов президиума Бокова К.И., Виноградова В.Г., Лащ С.И., Самородова А.А., Соловьева С.В.,

    при секретаре Иванове А.В.,

рассмотрел дело по иску Евдокимовой А.В. к администрации Дмитровского муниципального района Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области о признании незаконным постановления, восстановлении в списке граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязании включить в сводный список,

по кассационной жалобе представителя Министерства строительного комплекса Московской области по доверенности Захаровой Д.А. на решение Дмитровского городского суда Московской области от 26 января 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 4 июля 2016 года.

       Заслушав доклад судьи Московского областного суда Кондратовой Т.А.,

объяснения представителя Министерства строительного комплекса Московской области – Захаровой Д.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя администрации Дмитровского муниципального района Московской области – Трифонова Д.А., не возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы,

        УСТАНОВИЛ:

Евдокимова А.В. обратилась в суд с иском к администрации Дмитровского муниципального района, Министерству строительного комплекса Московской области о признании незаконным постановления администрации Дмитровского муниципального района от 25 мая 2015 года об отмене постановления от 7 апреля 2014 года №1965-П о принятии ее (истца) на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; восстановлении в списке граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, обязании включить в сводный список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

В обоснование заявленных требований указала, что относится к категории лиц, добровольно выехавших из зоны отселения (г. Злынка, Брянской области), где проживала с рождения, с 7 декабря 1991 года по 20 августа 2013 года. В августе 2013 года выехала добровольно на проживание в г.Дмитров Московской области, в 2014 году обратилась в администрацию Дмитровского муниципального района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья. Постановлением администрации от 7 апреля 2014 года была принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Однако впоследствии данное постановление было отменено постановлением администрации от 25 мая 2015 года, которое, по ее (истца) мнению, является незаконным.

Евдокимова А.В. в судебное заседание не явилась, ее представитель в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представители администрации Дмитровского муниципального района Московской области и Министерства строительного комплекса Московской области в судебное заседание не явились.

Решением Дмитровского городского суда Московской области от 26 января 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 4 июля 2016 года, иск удовлетворен.

В кассационной жалобе, процессуальный срок на подачу которой восстановлен определением суда от 2 октября 2017 года, представитель Министерства строительного комплекса Московской области по доверенности Захарова Д.А. просит об отмене принятых по делу судебных постановлений, ссылаясь на их незаконность.

         По запросу от 14 декабря 2017 года дело истребовано для изучения в кассационную инстанцию и определением судьи Московского областного суда Вальгановой Т.В. от 20 февраля 2018 года вместе с кассационной жалобой передано для рассмотрения по существу в президиум Московского областного суда.

        Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, президиум находит, что имеются предусмотренные статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены в кассационном порядке апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 4 июля 2017 года.

Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций и выразились в следующем.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Евдокимова А.В. относится к категории лиц, выехавших добровольно из зоны отселения, а именно из города Злынка Брянской области, где она, согласно удостоверению, выданному Дмитровским управлением социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области 17 декабря 2013 года, проживала с рождения, с 7 декабря 1991 года по 20 августа 2013 года (л.д.15).

Постановлением администрации Дмитровского муниципального района от 7 апреля 2014 года Евдокимова А.В. была принята на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Постановлением администрации Дмитровского муниципального района от 25 мая 2015 года отменено постановление от 7 апреля 2014 года (л.д.11,12).

При этом в постановлении от 25 мая 2015 года содержится ссылка на положения ч.ч.2 и 3 ст. 22 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также на ч. 1 ст. 2 Закона Московской области от 12 декабря 2005 года №260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

В силу ч.ч. 2 и 3 ст. 22 Закона о Чернобыле гражданам, переселившимся в период с 30 июня 1986 года по 1 января 1994 года на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства, меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы.

Согласно ч. 1 ст. 2 указанного выше Закона Московской области от 12 декабря 2005 года №260/2005-ОЗ право на бесплатное предоставление жилых помещений по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях и постоянно проживающие в Московской области не менее 5 лет.

Разрешая при указанных обстоятельствах возникший спор и удовлетворяя заявленные Евдокимовой А.В. требования, суды исходили из того, что она проживала в зоне отселения с момента рождения, с 7 декабря 1991 года, относится к категории граждан, добровольно выехавших из зоны отселения, не имеет жилья на территории Московской области, где зарегистрирована с 20 августа 2013 года на основании договора найма жилого помещения, заключенного с физическим лицом, а, следовательно, имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст.17 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» без учета условий, предусмотренных ст. 22 названного Закона.

Президиум считает, что выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в числе других, граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

В силу пункта 7 статьи 17 вышеуказанного Закона Российской Федерации гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, в числе которых предусмотрено и обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.

В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.

Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривает систему социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом названный Закон устанавливает дифференциацию мер социальной защиты в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Такая дифференциация основана на объективных критериях, к числу которых относится уровень радиоактивного загрязнения соответствующей территории (зоны), на которой проживают или с которой эвакуируются (добровольно выезжают) граждане.

Перечень категорий граждан, пострадавших от радиационного воздействия вследствие чернобыльской катастрофы и, как следствие, имеющих право на предусмотренные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной защиты, установлен частью первой его статьи 13.

При этом граждане из числа переселившихся на постоянное место жительства в зону отселения после 30 июня 1986 года и впоследствии добровольно выехавших из указанной зоны на новое место жительства не выделены названным законоположением в отдельную категорию лиц, пострадавших от радиационного воздействия вследствие чернобыльской катастрофы. С момента переезда в зону отселения для постоянного проживания они относятся к категории, предусмотренной пунктом 9 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а именно к гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы.

Возмещение вреда и меры социальной поддержки в период проживания в этой зоне предоставляются им на основании статьи 20 указанного Закона. Выезжая из названной зоны на новое место жительства, они приобретают право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных его статьей 17 для лиц, переселенных (переселяемых) из зоны отселения.

При этом, как следует из части второй статьи 22 Закона, такие граждане приобретают право на меры социальной поддержки, установленные для лиц, переселенных (переселяемых) из зоны отселения, лишь при условии получения права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.

Таким образом, связывая предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, которые переселились после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения и впоследствии добровольно выехали из этой зоны на новое место жительства, с наличием такого условия, как получение ими права выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста с учетом степени радиационного воздействия, определяемой исходя из времени и продолжительности периода проживания в зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы, федеральный законодатель учитывал, что указанные граждане, во-первых, не находились в зоне отселения в период максимального воздействия радиации и, во-вторых, переселились на данную территорию добровольно, сознавая наличие и степень риска проживания в зоне отселения.

В подп.»б» п. 3 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» установлено, что разъяснения о порядке выполнения мероприятий, предусмотренных утвержденными данным постановлением Правилами, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 6.2 пункта 6 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности, в частности, при осуществлении функций государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) федеральных целевых программ, имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения но вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Минстроя России.

В силу разъяснений, данных в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 марта 2015 года № 6348-ЕС/05, предоставление государственных жилищных сертификатов гражданам, переселившимся в период с 30 июня 1986 года по 1 января 1994 года на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, а также родившимся в данной зоне в указанный период, может осуществляться только после достижения ими пенсионного возраста с учетом его уменьшения в соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации.

Поскольку истец рождена на территории зоны отселения после 30.06.1986 года, то по объему прав, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", она приравнивается к лицам, переселившимся после 30.06.1986 года на постоянное место жительства в зону отселения или в зону проживания с правом на отселение. В этой связи права на получение мер социальной поддержки в настоящее время она не имеет, поскольку не достигла пенсионного возраста.

На момент аварии на ЧАЭС Евдокимова А.В. не проживала и не находилась в состоянии внутриутробного развития на территории зоны отселения, то есть, не пострадала в равной мере с гражданами, которые на момент аварии проживали на указанных территориях и подверглись максимальному воздействию радиации, а поэтому она не подпадает под категорию граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ № 1244-1.

То обстоятельство, что мать истца проживала на момент аварии на территории, относящейся к зоне отселения, не имеет юридического значения для определения объема прав самого истца на получение мер социальной поддержки.

Соглашаясь с решением суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не учел вышеуказанные факты и не определил их в качестве юридически значимых обстоятельств, чем нарушил положения ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Допущенные судами нарушения норм материального права являются существенными, повлияли на исход дела и могут быть устранены только посредством отмены обжалуемых судебных актов.

        Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства, президиум находит нужным отменить определение суда апелляционной инстанции от 4 июля 2016 года с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Руководствуясь ст.390 ГПК РФ, президиум

П О С Т А Н О В И Л :

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 4 июля 2016 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Председательствующий                                                                 О.Н.Гаценко

4Г-160/2018 - (4Г-8231/2017) [44Г-50/2018]

Категория:
Гражданские
Статус:
ДРУГИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ с удовл. касс. жалоб и предст.
Истцы
Евдокимова Анастасия Владимировна
Ответчики
Министерство строительного комплекса МО
Админитрация Дмитровского района
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
07.03.2018Заседание (?)
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее