Дело № 2-206/2013.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2013 года. с. Ермолаево.
Куюргазинский районный суд РБ в составе
председательствующего судьи Валитова А.Ш.,
при секретаре Петровой Е.В.,
с участием: помощника прокурора Куюргазинского района
Республики Башкортостан Хизбуллина Д.Ф.,
представителей третьих лиц:
- ГБУ Куюргазинская района Ветеринарная станция Республики Башкортостан
Мироненко <данные изъяты>, Тураевой <данные изъяты>;
- Сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района
Куюргазинский район Республики Башкортостан Санчук <данные изъяты>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Куюргазинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Башкортостан о возложении обязанности принять меры по постановке на учет бесхозного имущества – скотомогильника, возложении обязанности по обустройству скотомогильника,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику о возложении обязанности принять меры по постановке на учет бесхозного имущества – скотомогильника, возложении обязанности по обустройству скотомогильника, указав, что Прокуратурой Куюргазинского района Республики Башкортостан проведена проверка соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Проверкой установлено, что на территории сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан в <адрес> расположен скотомогильник. Скотомогильник <адрес> расположен на <адрес>
В нарушении требований законодательства санитарно-эпидемиологическое заключение на скотомогильнике, расположенный на территории сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района Куюргазинский район РБ отсутствует.
Вследствие бесхозности скотомогильника не определен балансодержатель, ответственный за состояние имущества, и поэтому соблюдение законодательства об окружающей среде и ветеринарно-санитарных правил невозможно.
Данный скотомогильник фактически является бесхозным, порядок его использования никем не контролируется, никто не несет ответственности за нарушение требований ветеринарно-санитарных правил. Поэтому ответственность за постановку на учет, устройство, санитарное оборудование скотомогильника как имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, возлагается на Правительство Республики Башкортостан. Существование на территории поселения скотомогильника в условиях, когда ни одна из организаций не обеспечивает его надлежащее состояние и контроль за использованием, само по себе представляет угрозу для жизни людей.
Таким образом, бездействие Правительства Республики Башкортостан по не постановке на учет бесхозного скотомогильника, непринятие соответствующих мер по проведению скотомогильника в соответствие с действующими санитарными правилами может лишить граждан права на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия.
Прокурор просит признать бесхозным скотомогильник, расположенный на территории сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан, по адресу: <адрес> Обязать Правительство Республики Башкортостан принять к постановке на учет бесхозного недвижимого имущества - скотомогильник, расположенный на территории сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан, по адресу: <адрес>. Обязать Правительство Республики Башкортостан обустроить скотомогильник, расположенный на территории сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан, по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями Закона РФ «О ветеринарии» и п.п. 5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469, а именно: огородить скотомогильник по периметру глухим забором высотой не менее 2 метров, установить на воротах скотомогильника замки, с внутренней стороны забора выкопать траншею глубиной 0,8 - 1,4 м. и шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из вынутого грунта, устранить над ямой на высоте 2,5 м. навес длиной 6 м. шириной 3 м., рядом пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
В судебном заседании помощник прокурора Куюргазинского района РБ Хизбуллин Д.Ф. иск поддержал полностью и показал, что скотомогильник на балансе муниципального района Куюргазинский район либо сельского поселения <адрес> сельсовет не состоит.
Ответчик - Правительство Республики Башкортостан, уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечил явку в суд своего представителя, не сообщил об уважительности причины не обеспечения явки в суд представителя, не просил об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела в отсутствии его представителя. Представил суд возражение на иск прокурора, просил в удовлетворении иска отказать, указав, что в соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 15 данного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В соответствии с подп. 5 ч. 3 ст. 50 указанного Федерального закона для муниципальных образований предусмотрена возможность иметь в муниципальной собственности объекты, необходимые для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе и биолого-социальных чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 6.10 Ветеринарно-санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ от 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469 ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Содержащиеся в п. 6.10 Правил предписание о возложении на местную администрацию ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование находящихся в ее ведении скотомогильников (биологических ям) Верховным Судом Российской Федерации было признано соответствующим требованиям федерального закона (определение от 13 июня 2006 года № КАС06-193).
Из указанных норм усматривается, что федеральное законодательство позволяет муниципальным образованиям иметь в собственности скотомогильника (биологические ямы).
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ, п.п. 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйственных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580, бесхозная вещь может быть обращена только в муниципальную собственность и только по решению суда по истечении года со дня постановки бесхозной недвижимой вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого она находится.
Таким образом, бесхозяйственные скотомогильники согласно порядку, определенному гражданским законодательством, должны быть обращены в муниципальную собственность.
Представители третьего лица - ГБУ Куюргазинская района Ветеринарная станция РБ Мироненко С.П., Тураева А.Р. не возражают против удовлетворения иска, считают, требование прокурора законное и обоснованное.
Представитель третьего лица - Администрация муниципального района Куюргазинский район в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствии, не возражал против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица - Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Башкортостан в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствии, просил удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель третьего лица - Управление ветеринарии Республики Башкортостан в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствии.
Представитель третьего лица - Сельское поселение <адрес> сельсовет муниципального района Куюргазинский район РБ Санчук Д.В. не возражала против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, не сообщил об уважительности причины неявки в суд, не просил о рассмотрении дела в его отсутствии либо об отложении судебного разбирательства.
Выслушав помощника прокурора, явившихся в суд представителей третьих лиц и исследовав материалы дела, суд находит, иск подлежит удовлетворению полностью по следующим основаниям.
В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Из приведенных положений законодательства следует, что правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, не может быть также отнесено оборудование и содержание скотомогильников при установленных судом обстоятельствах к вопросам местного значения в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. «ц» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.
Согласно п. 6.3.2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 13 мая 2008 года № 153, полномочиями органов местного самоуправления отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местными органами Федеральной службы Роспотребнадзора.
Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривается, что в ходе проведения прокуратурой Куюргазинского района Республики Башкортостан проверки соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологической благополучии населения, установлено, что на территории сельского поселения <адрес> сельсовет
муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан в <адрес>
<адрес> скотомогильник.
Судом установлено, что имеющийся на территории сельского поселения <адрес> сельсовет муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан место захоронения биологических отходов на балансе муниципального района либо сельского
поселения <адрес> сельсовет не состоит.
Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории сельского поселения <адрес> сельсовет скотомогильника и не возлагает на исполнительные органы муниципального района Куюргазинский район по созданию таких объектов.
Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника Республикой Башкортостан муниципальному району Куюргазинский район и сельскому поселению <адрес> сельсовет не передавались.
В этой связи не имеются оснований для возложения на администрацию муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан обязанности оборудовать скотомогильник (биотермическую яму) без передачи необходимых полномочий и денежных средств.
Скотомогильники не могут быть бесхозными, поэтому в п. 6.1 Ветеринарно-санитарных Правил определено, что скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет; остальные - являются объектами муниципальной собственности.
Правовую основу для возникновения муниципальной собственности на скотомогильник, который не имеет собственника, дают положения ст. 225 ГК РФ.
В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284 (в редакции Указа Президента РФ от 27 апреля 2007 года № 556) приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биологической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации, в рассматриваемом случае – Республика Башкортостан.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ 5.6, 5.8, 62 ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 4 ░░░░░░░ 1995 ░░░░ № 13-7-2/469, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 2 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 0,8 - 1,4 ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 1,5 ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ 2,5 ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ 6 ░░░░░░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 27 ░░░ 2013 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░