№2-7744/2020
10RS0011-01-2020-015054-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2020 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Шишкарёвой И.А. при секретаре Морозовой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Петрозаводского городского округа к Быковой Д. С., Зотиковой Т. П., Лукину А. Н., Лукину Е. А., Гужовой М. А., Лукиной С. А., Робонен Е. В., Нестеровой В. А., Кундозёрову А.Ф., Кундозеровой Т. Ф., Захаровой Т. И., Бараусовой Н. И., Аргутиной Н. А., Аргутину П. И., Ждановой Л. В., Луйкиной Л. А., Фещенко А. Д., Фещенко М. Ю., Заболотских И. В., Вяль П. А., Ермолаевой И. В., Савченко Т. О., Игнатьевой А. А.ьевне, Кмитто Е. В., Кмитто А. А.ндровне, Виноградовой И. А., Баранову В. В., Барановой О. В., Барановой Н. М., Николаевской М. В., Осипенко А. Н., Ивановой Т. Н., Самосюк О. В., Кайзер Е. В., Барановой Л. В., Баранову В. В., Пройдаковой О. А., Копытовой Ю. В., Самылину П. А., Анисимовой Е. И., Анисимовой А. И., Анисимовой М. А., Свинцовой А. Д., Комаровой Н. А., Беньяминову В. П., Макаровой О. П., Макарову А. М., Макаровой Е. А., Беньяминову И. В., Герасимову В. К., Макарову А. В., Москаленко Д. Н., Ярченко В. В., Ярченко И. В., обществу с ограниченной ответственностью «Норд лимитед», Гвоздеву Д. Н., Рогозину В. Л., Потапову И. С., Трофимовой Д. Н., Бабину А. А., обществу с ограниченной ответственностью «Вектор», обществу с ограниченной ответственностью «Российская пресса», Асатряну Г. М. о признании отсутствующим зарегистрированного права муниципальной собственности,
установил:
Иск заявлен по следующим основаниям. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> за Петрозаводским городским округом зарегистрировано право муниципальной собственности на нежилое помещение многоэтажного жилого многоквартирного дома <адрес> общей площадью № кв.м., расположенное в подвале дома по адресу: <адрес>). Право собственности возникло вследствие того, что ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление Верховного совета РФ № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
В соответствии с Приложением № 3 к данному постановлению жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, является муниципальной собственностью. Согласно п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 (жилой и нежилой фонды) к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). 04.7.1991 был принят Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», опубликован в установленном действующем порядке 11.07.1991, следовательно, вступил в силу с 22.07.1991. С момента вступления в силу указанного закона, с 22.07.1991, граждане РФ получили право приватизировать жилые помещения в многоквартирных домах, а также приобретать в долевую собственность с иными собственниками и иные помещения (общего пользования) многоквартирного дома. В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ обследования помещения установлено, что указанные нежилые помещения являются общедомовым имуществом, а именно: в помещении располагается тепловой и водомерный узлы. Если по состоянию на указанный момент спорные помещения жилого дома были предназначены (учтены, сформированы) для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, и не использовались фактически в качестве общего имущества домовладельцами, то право общей долевой собственности домовладельцев на эти помещения не возникло, тогда как помещения, не выделенные для целей самостоятельного использования, перешли в общую долевую собственность домовладельцев как общее имущество дома. Спорное помещение относится к общему имуществу и предназначено для содержания, обслуживания многоквартирного жилого дома. Функциональное назначение спорного помещения свидетельствуют о фактическом отсутствии права муниципальной собственности Петрозаводского городского округа. Спорное помещение не имеет самостоятельного назначения. Действия администрации по принятию мер к обособлению спорного помещения приведет к тому, что доступ к такому помещению, иным помещениям будет ограничен, что приведет к нарушению прав и законных интересов собственников жилых и нежилых помещений указанного многоквартирного дома. Собственники помещений многоквартирного дома не в полной мере несут возложенную действующим законодательством обязанность по оплате за содержание общего имущества, что прямо предусмотрено положениями ч.1 чт.39 ЖК РФ, а также согласуется с п.28 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. На основании вышеизложенного администрация Петрозаводского городского округа просит признать отсутствующим зарегистрированное право муниципальной собственности Петрозаводского городского округа на нежилое помещение № Н-4, расположенное в подвале многоквартирного жилого <адрес> общей площадью № кв.м., кадастровый (условный) номер №, запись о регистрации №
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Карельская энергосервисная компания».
Истец, ответчики, представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, ООО «Карельская энергосервисная компания» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом, в том числе с учетом ст. 165.1 ГК РФ и п. 68 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25.
Истец представил ходатайство, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Общество представило отзыв, по которому требования подлежат удовлетворению, спорное помещение имеет все признаки общего имущества.
Суд, изучив материалы настоящего гражданского дела, технический паспорт на <адрес>, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Частью 1 ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты.
В судебном заседании установлено, что нежилое помещение №, общей площадью № кв.м, кадастровый номер №, расположенное по адресу: <адрес>) находится в собственности Петрозаводского городского округа, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запись о регистрации №
Указанное помещение находится в собственности Петрозаводского городского округа на основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В соответствии с приложением № 3 к указанному постановлению жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, является муниципальной собственностью.
Согласно п. 2 постановления № 3020-1 указанные в приложении 3 (жилой и нежилой фонды) к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Право собственности на жилой <адрес>) у Петрозаводского городского округа возникло на основании решения Октябрьского районного совета народных депутатов от 13.08.1980 № 395, решения Петрозаводского городского совета народных депутатов от 25.06.1991 № 117 «О принятии предприятий и организаций в коммунальную собственность Петрозаводского городского совета народных депутатов», указа Президиума Верховного Совета Карельской АССР от 14.12.1990 № 2.1-5/47 «О передаче ряда предприятий, организаций и учреждений в коммунальную собственность Петрозаводского городского Совета народных депутатов»; постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991. № 3020-1.
Государственная регистрация права муниципальной собственности на нежилое помещение в техническом подполье, общей площадью № кв.м, расположенное по адресу: <адрес>) совершена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №
В соответствии с экспликациями помещений технического паспорта многоквартирного жилого <адрес> в указанном помещении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ находятся помещения площадью- № кв.м., № кв.м.,№ кв.м.,№ кв.м.,№ кв.м.,№ кв.м.,№ кв.м.,№ кв.м., коридор № кв.м., общая площадь № кв.м.
Согласно акту осмотра, составленного ООО «Карельская энергосервисная компания» в помещении имеется имущество, относящееся к общему имуществу дома, кладовые помещения, трубопроводы инженерных коммуникаций.
В обоснование заявленного требования о признании отсутствующим зарегистрированного права муниципальной собственности администрация Петрозаводского городского округ ссылается, на то обстоятельство, что фактически спорное помещение относится к общему имуществу многоквартирного дома.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении № 489-ОО от 19.05.2009, указал, что к общему имуществу домовладельцев относятся помещения, не имеющие самостоятельного назначения, одновременно в многоквартирном доме могут быть и иные помещения, которые предназначены для самостоятельного использования, они являются недвижимыми вещами как самостоятельные объекты гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в п. 1 ст. 290 ГК РФ и ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
При определении состава имущества, находящегося в общей собственности собственников помещений в многоквартирном доме, в частности при отнесении конкретных нежилых помещений либо к категории предназначенных для самостоятельного использования, либо к категории общего имущества, как указано в п. 3 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, следует использовать сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Состав общего имущества определен в п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Согласно указанному акту нежилые помещения, которые не являются частями квартир и предназначены для обслуживания более одного помещения в данном доме - технические этажи и подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование, ограждающие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое оборудование, находятся в общей долевой собственности всех собственников жилых и нежилых помещений в данном многоквартирном доме.
Таким образом, определяющим признаком для отнесения нежилых помещений в многоквартирном доме к общему имуществу является признак их эксплуатации исключительно в целях удовлетворения нужд более одного помещения в этом доме. Предусматривая право собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме на общее имущество, законодатель одновременно не исключает, что в доме может находиться иное недвижимое имущество самостоятельного назначения, т.е. не предназначенного для обслуживания более одной квартиры в этом доме. При этом факт наличия в помещении коммуникаций сам по себе не является значимым к вопросу об отнесении помещений к общему имуществу дома, существенным признаком является возможность использования этого помещения не в качестве вспомогательного, а для самостоятельных целей.
04.07.1991 был принят Закон РФ № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», который вступил в силу с 22.07.1991. С момента вступления в силу указанного закона, с 22.07.1991, граждане РФ получили право приватизировать жилые помещения в многоквартирных домах, а также приобретать в долевую собственность с иными собственниками и иные помещения (общего пользования) многоквартирного дома.
С момента начала реализации гражданами права на приватизацию жилья, предусмотренного Законом РСФСР № 1541-1 от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», жилой дом, в котором приватизирована хотя бы одна квартира (комната), утрачивал статус объекта, находящегося исключительно в муниципальной собственности. Поэтому правовой режим подвальных помещений, как относящихся или не относящихся к общей доле собственности нескольких собственников помещений в таких жилых домах должен определяться на дату приватизации первой квартиры в доме. Если по состоянию на указанный момент подвальные помещения жилого дома были предназначены (учтены, сформированы) для самостоятельного использования в целях, не связанных обслуживанием жилого дома, и не использовались фактически в качестве общего имущества домовладельцев, право общей долевой собственности домовладельцев на эти помещения не возникло.
Как следует из данных технического паспорта, пятиэтажный жилой дом с подвалом №, расположенный по <адрес> Республики Карелия, построен в ДД.ММ.ГГГГ году, представляет собой строение общей площадью дома с коридорами, лестничными клетками, нежилыми помещениями 4865,80 кв.м. В названном жилом доме также имеются нежилые помещение, в том числе и спорное № общей площадью № кв.м.
Исходя из анализа представленных органом технического учета документов, можно сделать вывод, что спорное нежилое помещение, никогда ранее, в том числе на момент ввода жилого дома в эксплуатацию и на момент заключения первого договора приватизации квартиры в названном жилом доме, не являлось самостоятельным объектом недвижимости, не имело определенного назначения, а его площадь включалась в общую площадь дома. Кроме того, указанное помещение никогда ранее не использовалось в качестве самостоятельного, изолированного объекта, а, напротив, имело вспомогательное назначение. Право муниципальной собственности в установленном законом порядке на спорный объект недвижимого имущество было зарегистрировано только ДД.ММ.ГГГГ.
По информации ГУП РК «Недвижимость» первая квартира в <адрес>) была приватизирована ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, на момент появления в спорном жилом доме первых приватизировавших квартиру собственников спорное имущество уже фактически использовалось жильцами дома, иными правообладателями расположенных в них помещений для их нужд и в целях обеспечения эксплуатации жилого дома. Из материалов дела усматривается, что на дату приватизации первой квартиры в доме нежилое помещение общей площадью № кв.м. не были предназначены (учтены, сформированы) для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, и фактически использовались в качестве общего имущества домовладельцев.
С момента приватизации первой квартиры (ДД.ММ.ГГГГ) правовой режим спорного помещения в многоквартирном доме был изменен, спорные подсобные помещения перешли в общую долевую собственность домовладельцев как общее имущество дома; право муниципальной собственности в отношении общего имущества многоквартирного жилого дома в составе муниципального жилищного фонда, в том числе в отношении спорных нежилых помещений, прекратилось.
На основе объективных данных о характеристиках спорного нежилого помещения №, общей площадью № кв.м. с кадастровым номером №, установленного в ходе рассмотрения дела - это нежилое помещение, расположенное в техническом подполье (подвале), площадью № кв.м., располагаются инженерные сети.
Таким образом, факт нахождения инженерных коммуникаций в спорном нежилом помещении подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами.
По смыслу действующего гражданского и жилищного законодательства РФ (как указано в определении ВС РФ от 25.12.2000 по делу № 78-ГОО-61) жилые помещения в многоквартирном доме относятся к сложным вещам. Гражданину, приватизировавшему квартиру, на праве собственности принадлежит, в том числе, доля в праве собственности на общее имущество дома. Следовательно, спорные помещения не могут быть самостоятельными объектами недвижимости. Право собственности жильцов многоквартирного дома было нарушено неосновательным обращением спорного помещения в муниципальную собственность, поскольку спорное помещение является техническим.
Доказательств того, что у собственников жилых помещений <адрес> имеется возможность поддерживать данные инженерные коммуникации в рабочем состоянии без доступа в указанное подвальное помещение ответчиками не представлено.
Администрация Петрозаводского городского округа, являясь титульным собственником спорного имущества, лишена возможности его самостоятельного использования, однако, обязана нести бремя его содержания, что не согласуется с принципами справедливости и необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.
Как разъяснено в п. 52 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Признание зарегистрированного права отсутствующим с погашением соответствующей записи в ЕГРП является самостоятельным способом защиты нарушенного права. Выбор одного из предусмотренных способов защиты нарушенного права принадлежит тому лицу, чье право нарушено. Исковая давность на требование владеющего и реестрового собственника о признании своего права отсутствующим не распространяется, так как оно является разновидностью негаторного иска.
В ст. 14 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» перечислены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, одним из которых в том числе является вступившим в законную силу судебный акт.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований и считает возможным признать отсутствующим зарегистрированное право муниципальной собственности Петрозаводского городского округа на нежилое помещение №, общей площадью № кв.м., расположенное по адресу: <адрес>) кадастровый номер №
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать отсутствующим зарегистрированное право муниципальной собственности Петрозаводского городского округа на нежилое помещение № площадью № кв.м, расположенное по адресу: <адрес>), кадастровый номер №, запись о регистрации №.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья И.А. Шишкарёва
Мотивированное решение составлено 16.12.2020