ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«20» декабря 2016 года г.Похвистнево Самарской области
Похвистневский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Сазоновой О.Г., при секретаре Соловьевой Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2084/2016 по исковому заявлению Похвистневского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания Похвистневского района», Администрации сельского поселения Подбельск муниципального района Похвистневский Самарской области о возложении обязанности по обустройству площадки для установки контейнеров (мусоросборников), оборудования подъездного пути к площадкам и контейнерам для автотранспорта,
УСТАНОВИЛ:
Похвистневский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Управляющая компания Похвистневского района», Администрации сельского поселения Подбельск муниципального района Похвистневский Самарской области о возложении обязанности по обустройству площадки для установки контейнеров (мусоросборников), оборудования подъездного пути к площадкам и контейнерам для автотранспорта. В обоснование иска указал, что Похвистневской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением требований федерального законодательства, во исполнение протокола оперативного совещания при прокуроре области от ДД.ММ.ГГГГ, а также в связи с поступившим обращением жителя многоквартирного дома № по <адрес> ФИО3 проведена проверка исполнения требований законодательства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства ООО «Управляющая компания Похвистневского района». В ходе проверки установлено, что на придомовых территориях многоквартирных домов № по <адрес>, которые находятся в управлении ООО «Управляющая компания Похвистневского района», отсутствуют контейнеры для сбора мусора, площадки для установки контейнеров (мусоросборников). Указанное нарушает права граждан на благоприятные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. В судебном заседании помощник Похвистневского межрайонного прокурора Евдокимов А.А. с учетом уточненных исковых требований просил обязать ООО «Управляющая компания Похвистневского района», Администрацию сельского поселения Подбельск Похвитневского района обустроить на территориях, прилегающих к многоквартирным жилым домам, расположенных по адресам: <адрес>, №, площадки для установки контейнеров (мусоросборников): обеспечить их твердым (бетонным или асфальтовым) основанием, установить ограждение с обеих сторон, по периметру контейнерной площадки установить бордюр и установить мусорные контейнеры (мусоросборники) на территории, прилегающей к вышеуказанным домам, оборудовать подъездной путь к площадкам и контейнерам для автотранспорта в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчик - представитель Администрации сельского поселения Подбельск муниципального района Похвистневский Самарской области Атласова Ю.Г. в судебное заседание не явилась, исковые требования признала, просила рассмотреть дело без ее участия.
Ответчик - представитель ООО «Управляющая компания Похвистневского района» Мошненко О.А. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме и пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ запланировано выполнение требований Похвистневского межрайонного прокурора, на территориях, прилегающих к многоквартирным жилым домам, расположенным по адресам: <адрес>, № будут обустроены площадки для установки контейнеров (мусоросборников) на бетонном (асфальтовом) основании, установлено ограждение с обеих сторон, по периметру контейнерной площадки, установлены бордюр и мусорные контейнеры (мусоросборники) на территории, прилегающей к вышеуказанным домам, оборудован подъездной путь к площадкам и контейнерам для автотранспорта.
Третье лицо - представитель Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения гражданского дела был извещен по правилам ст.113 ГПК РФ, о причине неявки в суд не сообщил.
Суд с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствии не явившихся по делу ответчика и третьего лица.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования Похвистневского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Похвистневской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением требований федерального законодательства, во исполнение протокола оперативного совещания при прокуроре области от ДД.ММ.ГГГГ, а также в связи с поступившим обращением жителя многоквартирного дома № по <адрес> ФИО3 проведена проверка исполнения требований законодательства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства ООО «Управляющая компания Похвистневского района». В ходе проверки установлено, что на придомовых территориях многоквартирных домов № по <адрес>, которые находятся в управлении ООО «Управляющая компания Похвистневского района», отсутствуют контейнеры для сбора мусора, площадки для установки контейнеров (мусоросборников). Указанное нарушает права граждан на благоприятные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлены стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных ст.161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч.2.3 ст.161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с п.10, п.п."д" п.11, п.42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии (пункт 10). Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме (подпункт "д" пункта 11). Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п.п.24,25 Постановления Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ № работы по содержанию придомовой территории включают в себя помимо прочего очистку от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывку, уборку контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с п. 3.7.1 Постановления Госстроя от ДД.ММ.ГГГГ №, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Сбор бытовых отходов следует производить в переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л., установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 человек; контейнеры вместимостью до 800 л. - для домов с населением 200 человек и более.
В качестве временной меры при отсутствии металлических мусоросборников допускается устройство бункера для крупногабаритных отходов, а также деревянных съемных ящиков без дна с загрузочными люками 0,5х0,5 мм..
Согласно п.3.7.4 мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7-10 см., исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону.
Мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м., но не более 100 м. от входных подъездов (п. 3.7.6).
Согласно ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. При этом юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства (ст. 11).
В соответствии с требованиями санитарных правил содержания территорий населенных мест, №, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (п.2.1.3). Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры (п.2.2.2). Ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом (п.2.2.10). Запрещается применять "поквартирную" систему удаления твердых бытовых отходов в многоэтажной благоустроенной жилой застройке. Применять указанную систему, в виде исключения, возможно в одно-, двухэтажных домах (п. 2.2.11).
Согласно п.8.2.4, 8.2.5 СанПиН <данные изъяты>, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно. Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м., но не более 100 м..
В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ к вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений. Согласно п.2.1 указанной статьи, органы местного самоуправления муниципального района решают вопросы местного значения, предусмотренные п.1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Часть 3 указанной статьи перечисляет перечень вопросов, относящихся к вопросам местного значения сельского поселения, куда участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов не отнесено. При этом Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 ст.14 вопросов местного значения городских поселений. Аналогичные нормы закреплены в статье 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» за сельскими поселениями закреплены вопросы местного значения, в том числе и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов. Таким образом, обязанность организовать надлежащий сбор (в том числе раздельный сбор) и транспортирование твердых коммунальных отходов относится, в том числе и к полномочиям администрации сельского поселения Подбельск Похвистневского района.
В силу ст.39 ГПК РФ ответчики иск признали. Признание иска ответчиками не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Учитывая изложенное, суд признает исковые требования Похвистневского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Похвистневского межрайонного прокурора Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания Похвистневского района», Администрации сельского поселения Подбельск муниципального района Похвистневский Самарской области о возложении обязанности по обустройству площадки для установки контейнеров (мусоросборников), оборудования подъездного пути к площадкам и контейнерам для автотранспорта удовлетворить.
Обязать ООО «Управляющая компания Похвистневского района», Администрации сельского поселения Подбельск муниципального района Похвистневский Самарской области обустроить на территориях, прилегающих к многоквартирным жилым домам, расположенным по адресам: <адрес>, д.№, площадки для установки контейнеров (мусоросборников): обеспечить их твердым (бетонным или асфальтовым) основанием, установить ограждение с обеих сторон, по периметру контейнерной площадки установить бордюр и установить мусорные контейнеры (мусоросборники) на территории, прилегающей к вышеуказанным домам, оборудовать подъездной путь к площадкам и контейнерам для автотранспорта в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционной инстанции по гражданским делам Самарского областного суда через Похвистневский районный суд в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.Г.Сазонова