Дело № 2а-119/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июня 2020 г. с. Турочак
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,
при секретаре Вайзингер М.В.,
с участием административного истца Пустогачевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пустогачевой Любови Васильевны к администрации муниципального образования «Турочакский район» о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в безвозмездное пользование,
УСТАНОВИЛ:
Пустогачева Л.В. обратилась в суд с административным иском к администрации МО «Турочакский район» о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в безвозмездное пользование, мотивируя свои требования тем, она 03 апреля 2019 г. обратилась к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления ей в безвозмездное пользование земельного участка сроком на 10 лет, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> согласно схеме для строительства дома рыболова. Административный истец рассмотрев заявление отказала ей в удовлетворении данного заявления на основании п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Полагает, что ее права нарушены, так как она является коренным малочисленным народом Российской Федерации, произошла дискриминация ее как представителя малого народа. На основании изложенного, административный истец просит суд признать отказ администрации МО «Турочакский район» в предварительном согласовании предоставления земельного участка в безвозмездное пользование, незаконным.
Административный истец Пустогачева Л.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в нем, дополнительно пояснила, что ей незаконно отказали в предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование земельного участка, ущемили ее права, как представителя коренного малочисленного народа Российской Федерации - челканки, административный ответчик обязан был предоставить ей земельный участок в безвозмездное пользование, все необходимее документы она подготовила и направила в администрацию МО «Турочакский район», после того, как ей отказали в предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование земельного участка, она обратилась к административному ответчику за разъяснением причины отказа, однако специалисты не могли объяснить причину в принятии такого отказа. Схема расположения земельного участка полностью соответствует форме и требованиям к ее подготовке, а форма и месторасположения испрашиваемого земельного участка, которые не граничит с иными земельными участками, не приводит к вклиниванию и вкрапливанию.
Административный ответчик - администрация МО «Турочакский район» извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечила, представитель Кудрявцев Г.В. ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В отзыве возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.
В силу ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Судом установлено, что 03 апреля 2019 г. Пустогачева Л.В. обратилась в администрацию МО «Турочакский район» с заявлением о предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование сроком на десять лет земельного участка площадью <данные изъяты> с местоположением: <адрес>, согласно схеме расположения земельного участка, для строительства дома рыболова для сохранения традиционного вида деятельности (рыболовство и его развитие).
Письмом от 17.06.2019 г. администрация МО «Турочакский район» отказала Пустогачевой Л.В. в утверждении схемы расположения земельного участка на основании п. 16 ст. 11.10, п.6 ст. 11.9, пп.1 п.8 ст. 39.15 ЗК РФ. Кроме этого, указав о том, что для строительства дома рыболова испрашиваемая площадь земельного участка в размере <данные изъяты> является несоразмерной. Для принятия положительного решения, Пустогачевой Л.В. предложено изменить конфигурацию и площадь испрашиваемого земельного участка.
В силу п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пп. 13 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, на срок не более чем десять лет;
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусматривает, что образование и предоставления земельных участков осуществляется в соответствии с документами территориального планирования, градостроительного зонирования, документацией по планировке территории (п. 1 ст. 11.3, п. 1 ст. 11.9, п. 2, пп. 4 п. 14 ст. 11.10 ЗК РФ).
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно п.6 ст. 11.9 ЗК образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пунктом 13 ст. 11.10 ЗК РФ установлено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Пунктом 12 данной статьи предусмотрено, что форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 27.11.2014 г. № 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа.
Согласно п. 4 Требований при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пунктом 8 ст. 39.15 ЗК РФ предусмотрены основания отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Ввиду того, что схема расположения земельного участка, приложенная Пустогачевой Л.В. к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка не может быть утверждена, поскольку она выполнена в нарушение п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, отказ ответчика в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ является законным и обоснованным.
Суд считает подлежащей отклонению ссылку административного истца на то, что административным ответчиком ущемлены ее права, как коренного малочисленного народа Российской Федерации – челканки, данное обстоятельство не является основанием для удовлетворения исковых требования, поскольку сама по себе принадлежность коренному малочисленному народу Российской Федерации не порождает обязанность административного ответчика в предоставлении земельного участка, находящиеся в государственной или муниципальной собственности в безвозмездное пользование.
Объективные доказательства, подтверждающие указанные доводы о дискриминации прав административного истца, как коренного малочисленного народа Российской Федерации, материалы дела не содержат.
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, на нее незаконно возложена какая-либо обязанность, судом не установлено, и материалами дела не доказано.
Кроме того, суд отмечает, что в соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если данным кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Во всяком случае, с момента получения оспариваемого ответа от 17 июня 2019 г. трехмесячный срок обращения в суд административным истцом пропущен, поскольку обращение в суд состоялось лишь 25 марта 2020 г. Доказательств уважительности причин пропуска срока административным истцом не представлено, ходатайств о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд административным истцом не заявлено.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения административного иска Пустогачевой Л.В. у суда не имеется.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд, руководствуясь вышеприведенными положениями Земельного кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░ 2020 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░