Мотивированное решение изготовлено 1 февраля 2022 года
УИД 51RS0021-01-2021-003880-22
Дело № 2-222/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2022 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Курчак А.Н.
при секретаре Субботиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кабаева Дмитрия Анатольевича к Комитету имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск о возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Кабаев Д.А. обратился в суд с иском к Комитету имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск (далее – КИО администрации ЗАТО г. Североморск) о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ***, указав в обоснование, что данное жилое помещение было предоставлено его матери *** в 1985 году. Кабаев Д.А. был вселен в данное жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя и с 1992 года постоянно проживает в нем.
Помимо истца в жилое помещение также были вселены *** с 01.10.1985 по 12.07.2003 и с 08.07.2005 по 14.01.2017, *** с 02.10.1985 по 04.06.1993, *** с 27.11.1991 по 05.12.1995 и *** с 10.12.2004 по 26.04.2005.
По состоянию на 2005 год в жилом помещении оставались проживать только истец и его брат ***, в связи с чем договор социального найма № *** был заключен с *** 26.07.2005.
В 2017 году *** приобрел в собственность иное жилое помещение и добровольно выехал из квартиры, снявшись с регистрационного учета.
В 2018 году в спорное жилое помещение вселен сын истца ***
При обращении в КИО администрации ЗАТО г. Североморск по вопросу заключения договора социального найма истец получил отказ со ссылкой на отсутствие данных, послуживших основанием для предоставления Кабаеву Д.А. данного жилого помещения.
Полагая такой отказ незаконным, просил возложить на КИО администрации ЗАТО г. Североморск обязанность заключить с ним договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ***.
Истец Кабаев Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Пояснил, что в настоящее время в спорной квартире зарегистрированы и проживают только он и его несовершеннолетний сын ***
Представитель ответчика КИО администрации ЗАТО г. Североморск Горбунов Г.А. в судебном заседании и письменном отзыве на иск возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что Кабаев Д.А. обратился в КИО администрации ЗАТО г. Североморск с заявлением о признании нанимателем жилого помещения, при этом признание гражданина нанимателем жилого помещения в полномочия Комитета не входит. Не смотря на то, что заявление Кабаева Д.А. не содержало каких-либо других просьб, оно было рассмотрено в рамках административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Заключение (изменение, расторжение) договоров социального найма жилых помещений, договоров найма специализированных жилых помещений, договоров коммерческого найма жилых помещений», утвержденного Постановление администрации ЗАТО г. Североморск от 20.07.2016 № 931. При этом истцом при обращении в КИО администрации ЗАТО г. Североморск о признании нанимателем жилого помещения не представлено документальных подтверждений принятия уполномоченным органом решения о предоставлении квартиры в пользование для проживания в нем на условиях, установленных жилищным законодательством. Таким образом, поскольку у истца отсутствовали документы, на основании которых ему было предоставлено вышеуказанное жилое помещение, по результатам рассмотрения его заявления истцу отказано в предоставлении данной муниципальной услуги. Учитывая, что с соответствующим заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения Кабаев Д.А. не обращался, ответчиком нарушений прав истца не допущено, просил в удовлетворении иска отказать.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как установлено судом, согласно справке формы № 9, копии поквартирной карточки, жилое помещение по адресу: *** – состоит из 2-х комнат, имеет общую площадь 41,5 кв.м, жилую 27,4 кв.м, предоставлено матери истца *** в 1985 году, имеются сведения о выдаче ордера № *** от 07.07.1994. Нанимателем квартиры значилась мать истца ***, имевшая регистрацию в квартире с 02.10.1985 по 14.04.2012. Помимо истца Кабаева Д.А., зарегистрированного в жилом помещении с 07.02.1992 по настоящее время, в жилое помещение также были вселены *** с 01.10.1985 по 12.07.2003 и с 08.07.2005 по 14.01.2017, *** с 02.10.1985 по 04.06.1993, *** с 27.11.1991 по 05.12.1995 и *** с 10.12.2004 по 26.04.2005.
В дальнейшем лицевой счет переоформлялся и договор социального найма заключался с *** в 2004 году.
По состоянию на 2005 год в жилом помещении оставались проживать только истец и его брат ***, в связи с чем договор социального найма № *** был заключен с *** 26.07.2005.
14 января 2017 года *** выехал из квартиры, снявшись с регистрационного учета.
В 2018 году в спорное жилое помещение вселен сын истца ***
В декабре 2017 года Кабаев Д.А. обратился в КИО администрации ЗАТО Североморск с письменным заявлением о признании его нанимателем жилого помещения по адресу: ***.
26 декабря 2017 года Комитет отказал истцу в предоставлении муниципальной услуги «Заключение (изменение, расторжение) договоров социального найма жилых помещений, договоров найма специализированных жилых помещений» в связи с отсутствием у заявителя документов о предоставлении жилого помещения.
Оценивая право истца на заключение договора социального найма спорного жилого помещения, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 61 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с этим кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
Частью 1 ст. 63 Жилищного кодекса РФ регламентировано, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
На момент предоставления жилого помещения матери истца *** в 1985 году и вселения Кабаева Д.А. в качестве члена семьи своей матери в спорное жилое помещение жилищные правоотношения регулировались утвержденными Законом СССР от 8 декабря 1961 года Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и утвержденным Законом РСФСР от 11 июня 1964 года Гражданским кодексом РСФСР.
В соответствии со ст. 56 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (в редакции от 8 декабря 1961 года) предоставление жилых помещений в домах местных Советов депутатов трудящихся производится исполнительным комитетом местного Совета при участии представителей общественных организаций, а в домах государственных, кооперативных и общественных организаций – по совместному решению администрации и фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза, утвержденному исполнительным комитетом Совета депутатов трудящихся. Пользование жилым помещением в этих домах оформляется договором найма жилого помещения с соответствующим управлением домом. В договоре определяются права и обязанности сторон. Наравне с нанимателем жилого помещения члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, приобретают права и обязанности, вытекающие из договора найма.
Статьей 58 Основ предусматривалось, что если договор найма жилого помещения в доме местного Совета депутатов трудящихся или в доме государственной, кооперативной или общественной организации заключен на определенный срок, наниматель по истечении срока договора имеет право на возобновление договора. Это право может быть оспорено наймодателем по суду лишь в случае систематического невыполнения нанимателем своих обязанностей по договору.
На основании ст. 295 Гражданского кодекса РСФСР по договору найма жилого помещения наймодатель обязуется предоставить нанимателю за плату жилое помещение для проживания в нем.
В силу ст. 296 Гражданского кодекса РСФСР предоставление жилых помещений в домах местных Советов депутатов трудящихся производится исполнительным комитетом местного Совета при участии представителей общественных организаций, а в домах государственных, кооперативных и общественных организаций – по совместному решению администрации и фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза, утвержденному исполнительным комитетом Совета депутатов трудящихся. На основании решения о предоставлении внаем жилого помещения исполнительный комитет местного Совета депутатов трудящихся выдает гражданину ордер на занятие жилого помещения.
Из материалов дела следует, что до 1996 года спорная квартира находилась в ведомственном жилищном фонде Министерства Обороны СССР (РФ), а именно – в управлении и пользовании 1973 Отделения морской инженерной службы, что подтверждается распоряжением Правительства РФ от 19 октября 1996 года № 1579-р, на основании которого из ведомства Министерства Обороны РФ квартира перешла в собственность муниципального образования ЗАТО г. Североморск, выпиской из реестра муниципального имущества от 18 января 2022 года № 18, копией извещения № 336/76 от 11 марта 1998 года о передаче жилого дома представителю муниципального образования ЗАТО г. Североморск.
Таким образом, имеющимися в деле материалами подтверждается, что истец вселен в жилое помещение, расположенное по адресу: *** – в ведомственный жилой фонд, закрепленный за Министерством обороны СССР, в качестве члена семьи своей матери.
Приказом Министра обороны СССР от 22 апреля 1965 года № 100 введено в действие Положение о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота (которое действовало в момент возникновения жилищных правоотношений у *** и членов ее семьи), пунктом 100 которого предусматривалось право рабочих и служащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающих в воинских частях, учреждениях, предприятиях и организациях Министерства обороны СССР, на получение начиная с 1966 года жилой площади для себя и совместно проживающих членов семьи за счет жилого фонда Министерства обороны СССР, выделяемого по решениям командующих войсками военных округов, округов ПВО, флотами и флотилиями.
На основании пункта 2 данного Положения все виды квартирного довольствия воинские части получали через органы квартирно-эксплуатационной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота. В Военно-Морском Флоте функции квартирно-эксплуатационной службы, кроме особо оговоренных в разных статьях этого Положения, выполняются: в центре – Инженерным управлением ВМФ и на флотах (флотилиях) – морской инженерной службой флотов (флотилий).
Пунктами 109-111 названного Положения предусматривалось, что жилая площадь, выделенная для рабочих и служащих воинских частей, предприятий и организаций Министерства обороны СССР, а также жилая площадь, построенная для рабочих и служащих за счет средств хозрасчетных предприятий и организаций, распределяется по совместным решениям командования и профсоюзного комитета, которые служат основанием для выдачи ордеров.
Заселение квартир (комнат) производится по именным ордерам, а служебной жилой площади – по удостоверениям. Выдача ордеров на жилую площадь, находящуюся в домах Министерства обороны СССР и в домах, отведенных Министерству обороны СССР, производится начальниками КЭЧ районов (гарнизонов) или соответственно начальниками МИС военно-морских баз (пунктов базирования) по утвержденным начальниками гарнизонов (старшими морскими начальниками) спискам, составленным в строгом соответствии с решениями гарнизонных жилищных комиссий и жилищных комиссий воинских частей.
Пунктом 12 вышеуказанного Положения устанавливался запрет на самовольное вселение на жилую площадь Министерства обороны СССР.
Таким образом, на момент возникновения жилищных правоотношений у истца как члена семьи нанимателя жилого помещения заселение квартир рабочими и служащими Министерства обороны СССР из жилого фонда Министерства обороны СССР производилось на основании совместно решения жилищной комиссии воинской части (гарнизонной жилищной комиссии при отсутствии жилищной комиссии в воинской части – п. 3 Приложения № 4 к указанному Положению) и профсоюзного комитета по ордеру, оформленному МИС военно-морских баз.
В связи с данным обстоятельством суд полагает, что указанное жилое помещение было предоставлено матери истца – *** – на основании решения органа военного управления.
Решение командования и местного комитета профсоюза, списки распределения жилой площади по установленной форме с необходимыми документами, утвержденные начальником гарнизона (которые являлись основанием для оформления установленным порядком ордера на заселение спорной жилой площади), ордер стороной истца в соответствии с положениями статей 56, 59, 60 ГПК РФ не представлены. Однако суд учитывает, что с момента предоставления жилого помещения матери истца прошло более 35 лет, при передаче жилищного фонда, в том числе и спорной квартиры, из ведомства Министерства Обороны РФ в собственность муниципального образования ЗАТО г. Североморск данные документы могли быть утрачены, а у истца также не сохранились.
Вместе с тем, суд исходит из того, что единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение в установленном порядке являлся ордер и соблюдение положений о прописке.
Как указал Конституционный суд РФ в постановлении от 25 апреля 1995 года №3-П «По делу о проверке конституционности частей первой и второй стать 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой», судебное толкование Жилищного кодекса РСФСР сложилось как признание того, что осуществление жилищных прав напрямую связано с пропиской, наличию или отсутствию которой придавалось правоустанавливающее значение. Так, в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 года «О практике применения судами жилищного законодательства» разъяснялось, что «под вселением в установленном порядке понимается, как правило, вселение в жилое помещение с соблюдением положений о прописке».
Законодательством СССР устанавливалось, что граждане СССР подлежали в установленном порядке прописке по месту жительства, а также прописке или регистрации по месту временного проживания и выписке при выезде из места жительства, также предусматривалась ответственность за нарушение правил прописки (Декрет СНК РСФСР от 28 апреля 1925 года «О прописке граждан в городских поселениях», Положение о паспортной системе в СССР, утвержденное Постановлением Совмина СССР от 28 августа 1974 года № 677).
Таким образом, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что *** (матерью истца) для вселения в спорное жилое помещение и для регистрации (прописки) по месту жительства ее и членов семьи были представлены все необходимые документы, предусмотренные действующим на тот период законодательством, основания вселения семьи в жилое помещение по адресу: *** – надлежащим образом было проверено уполномоченными должностными лицами, ответственными за соблюдение паспортной системы, а вселение семьи в спорную квартиру осуществлено с согласия жилищных органов.
Об этом также свидетельствует и факт переоформления лицевых счетов на жилое помещение в 2004 и 2005 годах, о чем имеются сведения в поквартирной карточке на жилое помещение и справке формы № 9, протоколах комиссий по переоформлению лицевых счетов МУП «Служба Заказчика».
Соответственно, суд приходит к выводу, что регистрация Кабаева Д.А. осуществлена в соответствии с установленным на тот момент порядком прописки граждан в жилое помещение, являющееся местом его жительства, предоставленным его матерью, а отсутствие ордера и решения о предоставлении жилья (как полагает суд в связи с их утратой за давностью лет) не свидетельствует о безусловной незаконности вселения и проживания его в спорном жилом помещении.
Напротив, из материалов дела видно и учитывается судом при принятии решения, что Кабаев Д.А. открыто и добросовестно пользуется спорной квартирой с 1992 года с согласия наймодателя, законность проживания истца в квартире, его права как нанимателя в отсутствие договора найма жилого помещения ответчиком, а также иными уполномоченными органами на протяжении всего периода проживания, сомнению не подвергались и не оспаривались.
В соответствии со ст. 295 Гражданского кодекса РСФСР право заключения договора найма было предоставлено наймодателю – соответствующим жилищно-эксплуатационным организациям. Следовательно, между матерью истца и вселившей ее организацией – 1973 ОМИС Министерства Обороны СССР, полномочия которой не оспариваются ответчиком, фактически сложились договорные отношений по поводу найма данной квартиры.
Отсутствие письменной формы договора само по себе не влечет недействительность договора, поскольку на это в законе прямо не указано.
В связи с передачей жилого дома № *** в муниципальную собственность в 1996 году и отсутствием договора найма, подписанного между *** и представителем ведомственного жилищного фонда, в течение всего указанного периода времени муниципальным образованием в лице уполномоченных органов по управлению муниципальным имуществом не предпринималось каких-либо действий по прекращению права пользования данной семьи (и истца в том числе) спорной квартирой, что свидетельствует о том, что сложившиеся отношения были одобрены.
В соответствии со ст. 8 действующего Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что между истцом и соответствующим наймодателем (владельцем жилого фонда) фактически возникли, существовали и существуют договорные отношения найма спорного помещения.
Таким образом, обязанность по заключению договора найма на занимаемое истцом жилое помещение в настоящее время может быть возложена на органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 82 Жилищного кодекса РФ дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.
Поскольку в настоящее время в квартире зарегистрированы истец и его несовершеннолетний сын, иные лица в жилом помещении не проживают и не зарегистрированы, истец вправе заявлять подобные требования.
Необходимость оформления письменного договора найма обусловлена намерением истца реализовать свои правомочия как нанимателя квартиры в соответствии со статьями 67, 68 Жилищного кодекса РФ.
Как следует из п. 3.1.17 Положения о Комитете имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО г. Североморск от 27 октября 2020 года № 18, полномочиями по заключению договоров социального найма, договоров найма специализированного жилого помещения и договоров найма жилищного фонда коммерческого использования с гражданами (нанимателями) на владение и пользование жилыми помещениями муниципального жилищного фонда для проживания в них на условиях, установленных Жилищным кодексом наделен Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск.
На основании вышеизложенного, суд полагает требования истца обоснованными и удовлетворяет иск в полном объеме, возлагая на ответчика – Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск – обязанность по заключению договора социального жилого помещения – квартиры № ***, расположенной в доме № ***.
Суд рассматривает спор на основании представленных в дело доказательств и в пределах заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ № ***, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ № ***.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░