Именем Российской Федерации
г. Орел 11 октября 2012 г.
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Лигус О.В.
при секретаре Исайкиной Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению А.Е. к Управлению Министерства юстиции РФ по Орловской области, УМВД России по Орловской области о признании действий и бездействия незаконными и взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
А.Е. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Министерства юстиции РФ по Орловской области, УМВД России по Орловской области о признании действий и бездействия незаконными и взыскании компенсации морального вреда. В обоснование указал, что он ДД.ММ.ГГГГ. направил в Управление Министерства юстиции РФ по Орловской области обращение с просьбой оказать помощь в предоставлении информации по вопросам нормативно-правовых актов регламентирующих действия (деятельность) сотрудников районных органов внутренних дел при задержании ими гражданских лиц, а так же о сроках хранения протоколов (материалов) об административных нарушениях. Данное обращение было перенаправлено Управлением Министерства юстиции РФ по Орловской области в адрес УМВД России по Орловской области. В ответе УМВД России по Орловской области не содержалось подробной информации по интересующим его вопросам. Полагает, что ответ УМВД России по Орловской области является ненадлежащим и не предоставление заправшиваемой информации существенно нарушает его права и законные интересы. В связи с чем просил суд признать действия УМВД России по Орловской области и бездействия Управления Министерства юстиции РФ по Орловской области незаконными и взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в сумме ---руб. --коп. и обязать ответчиков устранить допущенные нарушения, а именно предоставить в его адрес испрашиваемую информацию (сведения) в полном объеме.
А.Е. о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом под роспись, в связи с отбытием им наказания в ИК-<...> УФСИН России по республике <...>.
Представители Управления Министерства юстиции РФ по Орловской области и УМВД России по Орловской области с доводами заявителя не согласилась, пояснив, что обращение А.Е. было рассмотрено в установленном порядке, в связи с чем просили отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а так же Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 11.07.2011 г.) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов
Частью 3 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ предусмотрено, что письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. А.Е. направил в Управление Министерства юстиции РФ по Орловской области обращение с просьбой оказать помощь в предоставлении информации по вопросам нормативно-правовых актов, регламентирующих действия (деятельность) сотрудников районных органов внутренних дел при задержании ими гражданских лиц, а так же о сроках хранения протоколов (материалов) об административных нарушениях.
ДД.ММ.ГГГГ. в Управление Министерства юстиции РФ по Орловской области поступило данное обращение и ДД.ММ.ГГГГ. исходящим №*** было направлено в УМВД России по Орловской области, о чем А.Е. уведомлен письмом Управления от ДД.ММ.ГГГГ. исх. №***.
Вопросы поставленные А.Е. перед Управлением Министерства юстиции РФ по Орловской области, к компетенции данного Управления не относятся, о чем свидетельствует Положение об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденное приказом Минюста России от 21.05.2009 № 147.
В связи с чем, суд полагает, что действия Управления Министерства юстиции РФ по Орловской области в полной мере соответствуют требованиям Федерального закона № 59-ФЗ и их бездействия при рассмотрении настоящего дела суд не усматривает.
Согласно п.1. ст.1 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О полиции", полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
В силу п.1 ст.1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 11.07.2011 г.) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления это информация, созданная в пределах своих полномочий государственными органами..., либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов относятся также законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций.
В соответствии с п.1.ст.2 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов.
Как следует из ответа УМВД России по Орловской области, А.Е. было сообщено о том, какими нормативно-правовыми актами регламентировалась деятельность сотрудников органов внутренних дел в интересующий заявителя период и какими ведомственными нормативно-правовыми актами регламентируются сроки хранения административных материалов.
Обязанность УМВД России по Орловской области по разъяснению гражданам содержания нормативно-правовых актов, действующим законодательством не предусмотрена, в связи с чем действия сотрудников УМВД России по Орловской области не содержат нарушений действующего законодательства и реализованы в рамках предоставленных полномочий.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым отказать А.Е. в удовлетворении требований о признании действий УМВД России по Орловской области и бездействия Управления Министерства юстиции РФ по Орловской области незаконными.
Требования о компенсации морального вреда являются производным от требований о признании действий (бездействия) государственных органов незаконными, в связи с чем так же не подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
исковые требования А.Е. к Управлению Министерства юстиции РФ по Орловской области, УМВД России по Орловской области о признании действий и бездействия незаконными и взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Орла в месячный срок со дня получения мотивированного решения суда, которое будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.В.ЛИГУС