Дело № 2-2745/2021
УИД 59RS0007-01-2021-000494-52
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 марта 2021 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,
при секретаре судебного заседания Балуевой Ю.О.,
с участием истца Федосеевой С.Г., ее представителя Симоновой И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по исковому заявлению Федосеевой С. Г. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе города Перми о признании незаконным и отмене отказа в назначении пенсии, обязании включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
Федосеева С.Г. обратилась в суд с иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ УПФ РФ в Индустриальном районе г. Перми с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком отказано истцу в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа, а также права на досрочное пенсионное обеспечение. В специальный стаж истца не зачтены периоды работы в должности <данные изъяты> выездной бригады Городской станции скорой медицинской помощи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды курсов повышения квалификации, отпуск без сохранения заработной платы и прочие отвлечения (дни отдыха по донорской справке). Истец не согласна с указанным решением, считает его необоснованным, с учетом уточенного иска (л.д. 88-89) просит признать незаконным данное решение комиссии и отменить его в части исключения из ее стажа заявленных периодов, признать подлежащими включению указанных периодов в стаж для досрочного назначения пенсии, признать за истцом право на назначение досрочной страховой пенсии по старости со дня обращения в ГУ УПФР, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика понесенные судебные расходы по уплате госпошлины – <данные изъяты> руб.
Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме.
Представитель истца в суде исковые требования поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, ответчиком направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в удовлетворении исковых требований просит отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указывает, что действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень периодов, не связанных с непосредственным осуществлением трудовой функции, которые включаются в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в связи с чем, требования истца о включении в стаж периодов пребывания на курсах повышения квалификации и в дни сдачи крови не основаны на законе. Законодатель связывает право на досрочную трудовую пенсию медработникам с работой именно в учреждениях здравоохранения, предприятие таким учреждением не является, ни в один список не включено. Для назначения досрочной трудовой пенсии в данном случае необходимо соответствие наименования должности и учреждения здравоохранения требованиям Списка № 781. Кроме того, с 01.01.2019 страховая пенсия медицинским работникам может быть назначена только через определенный период времени после выработки необходимого стажа, то есть, право на пенсию является отложенным.
Суд, заслушав истца и её представителя, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту, Закон № 400-ФЗ) с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
Как предусмотрено частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Закона № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Закона № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;
В силу части 1 статьи 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствие с частью 1.1. статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Согласно приложению 7 при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году срок назначения страховой пенсии по старости - не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2020 году - не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (отложенное право).
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» установлено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 30 указанного Закона предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Согласно части 4 указанной статьи периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе, в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Федосеева С.Г. обратилась в УПФР в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.
Решением УПФР в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ Федосеевой С.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа 30 лет в связи с осуществлением лечебной деятельности; отсутствием права на досрочное пенсионное обеспечение (л.д. 10-14).
При этом, при определении ответчиком продолжительности специального стажа не учтен период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> выездной бригады Городской станции скорой медицинской помощи, так как в указанный период данная организация по своей организационной правовой форме являлась предприятием.
Кроме того, ответчиком исключены из специального стажа периоды:
- нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- отпуска без сохранения заработной платы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- донорские (дни отдыха по донорской справке) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Специальный стаж истца рассчитан и признан ответчиком продолжительностью 28 лет 09 месяцев 12 дней.
Не оспаривая исключения из специального стажа периодов отпусков без сохранения заработной платы, истец обратилась в суд с требованием о включении в специальный лечебный стаж периодов работы в должности <данные изъяты> выездной бригады Городской станции скорой медицинской помощи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нахождения на курсах повышения квалификации, и прочих отвлечений (донорские).
Как следует из записей в трудовой книжке (л.д. 15-17), Федосеева С.Г. (до замужества - ФИО1) на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ принята на должность <данные изъяты> в Комсомольский ФАП с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец переведена на должность <данные изъяты> Комсомольского фельдшерско-акушерского пункта (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Федосеева С.Г. уволена по собственному желанию.
ДД.ММ.ГГГГ истец принята на должность <данные изъяты> выездной бригады МП «Пермская городская станция скорой мед. помощи» (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ).
03.07.1997 на основании приказа № 128 Муниципальное предприятие «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения г. Перми «Пермская городская станция скорой медицинской помощи».
ДД.ММ.ГГГГ внесена запись в трудовую книжку о присвоении Федосеевой С.Г. первой квалификационной категории по специальности «лечебное дело» (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ истцу присвоена высшая квалификационная категория по специальности «лечебное дело».
На основании приказа № 213-А от 17.11.2008 Муниципальное учреждение здравоохранения г. Перми «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская станция скорой медицинской помощи».
ДД.ММ.ГГГГ Федосеевой С.Г. присвоена высшая квалификационная категория по специальности «скорая и неотложная помощь» (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании приказа № 336 от 30.12.2011 Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская станция скорой медицинской помощи» переименовано в Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская станция скорой медицинской помощи».
01.07.2014 Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская станция скорой медицинской помощи» переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» (приказ №163 от 01.07.2014).
На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ переименована в должность <данные изъяты>.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Пермского края от 12.10.2017 № СЭД-34-01-06-911 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Пермская городская станция скорой медицинской помощи», Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Станция скорой медицинской помощи Пермского муниципального района» реорганизованы в форме слияния в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Пермская станция скорой медицинской помощи» с 01.02.2018.
Истец работает в данном учреждении здравоохранения по настоящее время.
Согласно Справке, уточняющей условия работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж (л.д. 26).
Справкой работодателя № от ДД.ММ.ГГГГ о переименованиях (л.д. 30-31), подтверждено, что Пермская станция скорой медицинской помощи с момента создания по настоящее время является лечебно-профилактическим учреждением, которое оказывает круглосуточную скорую медицинскую помощь населению города Перми. До 1993 года в соответствие с приказом Министерства здравоохранения СССР от 29ю12.1984 № 1490, штатным расписанием, учреждение именовалось «Городская станция скорой медицинской помощи». В 1993 году на основании приказа комитета по управлению имуществом администрации города Перми от 23.12.1992 г. № 701 и постановления администрации Ленинского района города Перми от 29.11.1992 г. № 537 (л.д. 23,24) «Городская станция скорой медицинской помощи» реорганизована в муниципальное предприятие «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» (приказ № 15 от 28.01.1993 (л.д. 25), которое осуществляло свою деятельность на основании устава. Согласно устава основной целью деятельности муниципального предприятия являлось оказание скорой медицинской помощи взрослому и детскому населению города Перми (л.д.19-22). 03.07.1997 на основании приказа № 128 Муниципальное предприятие «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения г. Перми «Пермская городская станция скорой медицинской помощи». На основании приказа № 213-А от 17.11.2008 Муниципальное учреждение здравоохранения г. Перми «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская станция скорой медицинской помощи». На основании приказа № 336 от 30.12.2011 Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская станция скорой медицинской помощи» переименовано в Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская станция скорой медицинской помощи». 01.07.2014 Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская станция скорой медицинской помощи» переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» (приказ №163 от 01.07.2014). В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Пермского края от 12.10.2017 № СЭД-34-01-06-911 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Пермская городская станция скорой медицинской помощи», Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Станция скорой медицинской помощи Пермского муниципального района» реорганизованы в форме слияния в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Пермская станция скорой медицинской помощи» с 01.02.2018.
Таким образом, 03.07.1997 Муниципальное предприятие «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» было переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения г. Перми «Пермская городская станция скорой медицинской помощи», что свидетельствует о приведении в соответствие с действующим законодательством наименования организации, а не его реорганизации из предприятия в учреждение.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным судом РФ в Постановлении № 2-П от 29.01.2004 г. в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.99 г. «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464.
В данном Списке поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
При этом в п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 указано, что в стаж дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных названным Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций)
Станции скорой и неотложной медицинской помощи относятся к лечебно-профилактическим.
Судом установлено, что, несмотря на переименование учреждения - Станции скорой и неотложной медицинской помощи, в Муниципальное предприятие «Пермская городская станция скорой медицинской помощи», с последующим его переименованием в Муниципальное учреждение здравоохранения г. Перми «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» его цели и задачи не изменились (данное обстоятельство подтверждено справкой работодателя (л.д. 30-31), как и должностные обязанности истца в качестве <данные изъяты> скорой медицинской помощи, что следует из трудовой книжки истца.
Из Устава Муниципального предприятия «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» следует (л.д. 21), что основными направлениями деятельности являлись обеспечение в максимально короткие сроки экстренной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим взрослым и детям, находящимся вне лечебно-профилактических учреждений и во время их транспортировки в стационары.
Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 20.02.1995 г. № 35 предусмотрено такое лечебное учреждение, как Станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Довод ответчика о том, что Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. муниципальное предприятие в качестве учреждения здравоохранения не поименовано, не может быть принято судом во внимание, поскольку данный нормативный акт принят позднее, придание обратной силы нормативному акту, ухудшающему положение граждан и, тем самым, отменяющему для этих лиц права, приобретенные ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемые в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (ч. 1), 2, 18, 54 (ч. 1), 55 (ч. 2 и 3) и 57 Конституции РФ.
Истолкование вышеуказанных нормативных актов, как позволяющих не включать спорный период в специальный стаж, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с учетом положений ст. 19 (ч. 1 и 2) Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (ст. 39 ч. 1 Конституции РФ).
Таким образом, ссылка в отзыве ответчика на Список должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. правового значения по данному делу не имеет.
Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности отказа пенсионного органа в части исключения из специального стажа истицы периода работы в должности <данные изъяты> выездной бригады Муниципального предприятия «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (9 месяцев 16 дней).
При рассмотрении отказа пенсионного органа во включении в специальный стаж истца периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации, суд также признает такой отказ незаконным по следующим основаниям.
На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Более того, в силу специального правового регулирования в сфере здравоохранения повышение квалификации для медицинских работников является необходимым условием осуществления их профессиональной деятельности.
Исходя из статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются приказами работодателя (л.д. 91-96), документами о повышении квалификации (л.д. 59-66), уточняющей справкой (л.д. 26-29), материалами пенсионного дела.
То обстоятельство, что в период нахождения истца на курсах повышения квалификации в спорные периоды за истцом сохранялась средняя заработная плата, подтверждается сведениями о начислении заработной платы, расчетными листками (л.д. 39-56).
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Кроме того, судом установлено, что как до направления истца на курсы повышения квалификации, так и после них непосредственно предшествовала и за ними следовала работа, которая учтена ответчиком в специальный стаж истца.
Таким образом, включению в специальный стаж Федосеевой С.Г., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат следующие периоды нахождения на курсах повышения квалификации:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 9 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 14 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 11 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 8 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 день); итого общей продолжительностью 5 месяцев 27 дней.
Истцом также заявлено требование о признании незаконным отказа ответчика во включении в специальный стаж истца периодов иных отвлечений (дни отдыха по донорской справке):
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г., в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно, в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
В соответствии со статьей 186 Трудового кодекса Российской Федерации в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского осмотра работник освобождается от работы.
В случае, если по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и ее компонентов вышел на работу (за исключением работ с вредными и (или) опасными условиями труда, когда выход работника на работу в этот день невозможен), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха.
В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха.
После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов.
При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам, как государства, так и организаций независимо от форм собственности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 7 декабря 1998 г. № 06-28/10740 «О порядке зачета в специальный трудовой стаж донорских дней», работникам, являющимся донорами, день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.
Исходя из приведенных норм, дни отдыха в связи с донорством также являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Также судом установлено, что как до предоставления истцу дней отдыха в связи с донорством, так и после них непосредственно предшествовала и за ними следовала работа, которая учтена ответчиком в специальный стаж истца.
Таким образом, включению в специальный стаж Федосеевой С.Г., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат следующие периоды прочих отвлечений (дни отдых по донорской справке):
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(1 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (1 день); итого общей продолжительностью 11 дней.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о незаконности исключения ответчиком из общей продолжительности специального стажа истца следующих периодов продолжительностью:
- периода работы в должности <данные изъяты> выездной бригады Муниципального предприятия «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 9 месяцев 16 дней;
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации - 5 месяцев 27 дней;
- периоды прочих отвлечений (дни отдых по донорской справке) -11 дней.
В этой части решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе города Перми № от ДД.ММ.ГГГГ признается судом не законным, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требования истца в данной части и в части требования об обязании ответчика включить указанные спорные периоды в специальный стаж истца.
Общая продолжительность периодов, дополнительно подлежащих включению в специальный стаж истицы - 1 год 3 месяца 24 дня.
ГУ УПФ РФ в Индустриальном районе г. Перми на дату обращения Федосеевой С.Г. о назначении пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) было признано за ней наличие специального стажа в связи с осуществлением лечебной деятельности продолжительностью 28 лет 9 месяцев 12 дней.
С учетом включения в специальный стаж истца спорных периодов работы на дату обращения (ДД.ММ.ГГГГ) специальный стаж Федосеевой С.Г. в связи с осуществлением лечебной деятельности составляет 30 лет 1 месяц 6 дней.
Это означает, что Федосеева С.Г. на дату обращения с заявлением о назначении пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) приобрела необходимый для назначения пенсии специальный стаж.
30 лет специального стажа в связи с осуществлением лечебной деятельности приобретен истцом ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом положений, предусмотренных частью 1.1. ст. 30 Закона № 400-ФЗ, ч. 3. ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» срок назначения страховой пенсии по старости истцу - не ранее чем через 18 месяцев с момента приобретения стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения пенсии, так как стаж приобретен истцом в 2020 году.
Таким образом, срок назначения пенсии истцу - ДД.ММ.ГГГГ.
Так как на момент обращения истца за назначением пенсии (ДД.ММ.ГГГГ), с учетом положений, предусмотренных частью 1.1. ст. 30 Закона № 400-ФЗ, ч. 3. ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» срок назначения страховой пенсии по старости истцу не наступил, требование истца о признании за ней права на назначение досрочной страховой пенсии по старости со дня обращения(ДД.ММ.ГГГГ) в ГУ УПФР по Индустриальному району г. Перми с ДД.ММ.ГГГГ не подлежит удовлетворению.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца, частичная отмена решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии не предусмотрена законодательством.
Истицей уплачена государственная пошлина при подаче иска в сумме <данные изъяты> рублей как при подаче требования неимущественного характера (л.д. 3), исковые требования удовлетворены частично, сумма государственной пошлины подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Федосеевой С. Г. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе города Перми удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе города Перми № от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из специального стажа истца Федосеевой С.Г. следующих периодов работы:
- в должности <данные изъяты> выездной бригады в Муниципальном предприятии «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- донорские (дни отдыха по донорской справке) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе города Перми включить в специальный стаж Федосеевой С. Г., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды работы:
- в должности <данные изъяты> выездной бригады в Муниципальном предприятии «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- донорские (дни отдыха по донорской справке) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе города Перми в пользу Федосеевой С. Г. понесенные при подаче иска расходы в виде государственной пошлины в сумме 300,00 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, то есть, в срок до 23 апреля 2021 года включительно.
Мотивированное решение составлено судом 23 марта 2021 года
Судья: О.П. Берсенёва