№ 5-7725/2021
Дело № 71-82/2022
РЕШЕНИЕ
г. Курган 16 февраля 2022 г.
Судья Курганского областного суда Менщиков С.Н., рассмотрев жалобу Яковлевой Екатерины Анатольевны на постановление судьи Курганского городского суда Курганской области от 22 декабря 2021 г., вынесенное в ее отношении, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Курганского городского суда Курганской области от 22 декабря 2021 г. Яковлева Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
В жалобе в Курганский областной суд Яковлева Е.А. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что протокол об административном правонарушении содержит неверную дату и время совершения правонарушения, поскольку они противоречат видеозаписи. Считает, что ее действия подлежат квалификации по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Считает, что имеются основания для назначения ей административного наказания в виде предупреждения, указывая, что является субъектом малого предпринимательства. Полагает, что правонарушение является малозначительным. Обращает внимание, что назначенное наказание является чрезмерно суровым.
При рассмотрении жалобы Яковлева Е.А. и ее защитник – Рунц Э.Ю. доводы жалобы поддержали.
Заслушав явившихся лиц, изучив доводы жалобы, представленные с ней материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что 31 октября 2021 г. в период с 14:41 по 14:44 продавец магазина «Нитки пуговицы» (деятельность осуществляет ИП Воронина П.А.), расположенного по адресу: г<адрес> Яковлева Е.А., в период возникновения на территории Курганской области угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, не выполнила требования пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г. № 15 (далее – Санитарные правила), статей 11, 29, 39 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно, находясь на рабочем месте, при обслуживании покупателей, не использует перчатки, маска не закрывает полностью органы дыхания.
Допущенные Яковлевой Е.А. нарушения повлекли привлечение ее на основании постановления судьи городского суда к административной ответственности, установленной частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, с выводами судьи о квалификации действий Яковлевой Е.А. по данной статье согласиться нельзя ввиду следующего.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 65).
Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат лица, нарушающие законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, устанавливаемых соответствующими правовыми актами уполномоченных органов и их должностных лиц, влечет административную ответственность по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за исключением случаев, предусмотренных часть 2 статьи 6.3 названного Кодекса.
Такие правила поведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 (далее – Правила).
Указанные Правила предусматривают, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 41, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации постановлением Губернатора Курганской области от 16 марта 2020 г. № 12 «О введении режима повышенной готовности» в связи с угрозой распространения на территории Курганской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4-1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территории Курганской области введен режим повышенной готовности.
Данным постановлением, в частности, установлена обязанность исполнения решений оперативного штаба.
Решением областного оперативного штаба по проведению организационных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), на территории Курганской области от 10 июня 2020 г. № 34, фактически введены ограничительные мероприятия и установлены дополнительные правила поведения, которыми на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан возложены дополнительные обязанности, исполнение которых необходимо в целях ограничения распространения конкретного заболевания COVID-2019, защиты собственной безопасности, жизни и здоровья, а также жизни и здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации вследствие распространения указанного заболевания.
В силу пунктов 5,7 общего порядка работы организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей по соблюдению санитарно-противоэпидемиологических требований, являющегося приложением к решению областного оперативного штаба по проведению организационных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), на территории Курганской области от 10 июня 2020 г. № 34, указанным организациям предписано обеспечить работников средствами индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), перчатками, а также осуществлять контроль за их использованием работниками.
Приложением к этому же решению Оперативного штаба утвержден также и дополнительный порядок работы организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющий деятельность в сфере торговли по соблюдению санитарно-противоэпидемиологических требований, пункт 4 которого предписывает таким организациям осуществлять отпуск товара и прием денег в одноразовых перчатках и средствах защиты органов дыхания.
Пунктом 4 решения областного оперативного штаба по проведению организационных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), на территории Курганской области № 34 от 10 июня 2020 г. с 15 июня 2020 г. на граждан возложена обязанность использовать санитарно-гигиеническую маску или респиратор, в том числе многоразового использования, при посещении мест приобретения товаров, услуг и нахождения на территории объектов всех видов транспорта общего пользования, аэропортов, вокзалов и других объектов (за исключением улиц), а также при совершении поездок в общественном транспорте.
Кроме того, согласно пункту 6 постановления Губернатора Курганской области от 16 марта 2020 г. № 12 «О введении режима повышенной готовности» граждане обязаны использовать гигиеническую маску для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, общественном транспорте, такси, при нахождении на территории объектов всех видов транспорта общего пользования (аэропортов, вокзалов и других объектов), в местах приобретения товаров, услуг, на парковках, в лифтах.
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417, а также за нарушение обязательных и дополнительных обязательных правил поведения, устанавливаемых органами власти субъектов Российской Федерации при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Норма об ответственности за нарушение иных правил в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в периоды повышенной готовности и чрезвычайной ситуации – часть 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является специальной относительно статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежит применению в случаях нарушения лицом законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Указанное в судебном акте нарушение пункта 4.4. Санитарных правил, которое вменено Яковлевой Е.А. в качестве основания для привлечения ее к административной ответственности, в действительности определяет правила поведения в условиях чрезвычайной ситуации и к законодательству о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, ответственность за нарушение которого предусмотрена частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отнесено быть не может.
Принятые в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2019, № 30, ст. 4134) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации СП 3.1.3597-20 устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации (пункт 1.1.), а также включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4.1.).
Поименованные в абзаце 2 пункта 4.4. Санитарных правил мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции, к которым отнесены: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров, в силу прямого указания осуществляются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выполнение которых обеспечивается путем установления обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.
Учитывая изложенное, указанные Санитарные правила в отношении граждан и организаций не имеют прямого действия.
Сведений о нарушении иных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий Яковлевой Е.А., неисполнение которых влечет ответственность по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в протоколе об административном правонарушении и постановлении судьи не приведено.
Между тем для квалификации действий по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), необходимо установить, что допущенное действие (бездействие) состояло либо в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, либо в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
С учетом вышеизложенного следует сделать вывод о том, что условий, необходимых для квалификации действий Яковлевой Е.А. по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г., разъяснено, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за нарушение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (вопрос № 17).
Привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (вопрос № 22).
На основании изложенного прихожу к выводу о необходимости переквалификации действий Яковлевой Е.А. с части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 г. (вопрос № 21).
Выводы судьи первой инстанции, сделанные по существу обстоятельств, образующих объективную сторону совершенного Яковлевой Е.А. деяния, сомнений не вызывают.
Факт совершения Яковлевой Е.А. административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 11 ноября 2021 г., в котором Яковлева Е.А. указала, что во время разговора с покупателями маска с ее лица спала; трудовым договором от 6 февраля 2015 г. о приеме Яковлевой Е.А. к ИП Ворониной П.А. на должность продавца-консультанта; заданием о проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 29 октября 2021 г. № 304; протоколом осмотра в рамках выездного обследования от 31 октября 2021 г., актом выездного обследования от 31 октября 2021 г., и другими материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности и порядок привлечения Яковлевой Е.А. к административной ответственности соблюдены.
Доводы жалобы о том, что Яковлевой Е.А. находилась на рабочем месте в маске, не свидетельствуют об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения. Санитарно-гигиеническая маска используется непосредственно для защиты органов дыхания, в связи с чем она должна закрывать органы дыхания, в частности во время общения с покупателями.
Оснований полагать, что протокол содержит неверное указание даты и времени совершения правонарушения, не имеется.
Имеющаяся в деле видеозапись фиксации правонарушения, протоколу не противоречит.
Обстоятельства, которые в силу статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к отмене постановления судьи и прекращения производства по делу, отсутствуют.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Изменение постановления судьи в указанной части ухудшение положения Яковлевой Е.А. не влечет, поскольку, санкция части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является менее строгой, чем санкция части 2 статьи 6.3 этого же Кодекса.
При назначении Яковлевой Е.А. наказания по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей в качестве возможных видов ответственности для граждан предупреждение либо административный штраф в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей, учитывая личность Яковлевой Е.А., все обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения полагаю необходимым при изменении квалификации назначить Яковлевой Е.А. наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.
Оснований для назначения наказания в виде предупреждения не имеется, так как правонарушение совершено Яковлевой Е.А. в ходе деятельности в сфере торговли в период введения режима повышенной готовности, что влечет возникновение угрозы жизни и здоровью людей, в связи с чем имеет повышенную степень общественной опасности.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения являются несостоятельными.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.
Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния (несоблюдение обязательных правил поведения, в период действия режима повышенной готовности), полагаю, что в данном случае нет оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освобождения Яковлевой Е.А. от административной ответственности.
Нарушений норм процессуального права по делу не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого постановления судьи не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Курганского городского суда Курганской области от 22 декабря 2021 г., вынесенное в отношении Яковлевой Екатерины Анатольевны, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Действия Яковлевой Екатерины Анатольевны переквалифицировать с части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
В остальной части это же постановление судьи оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья С.Н. Менщиков