Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-40/2018 (2-446/2017; 2-4916/2016;) ~ М-4668/2016 от 14.11.2016

Дело № 2-40/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 января 2018г. г.Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего судьи         Иванова Д.Н.

при секретаре                 Максимовой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яшенкова Дмитрия Николаевича к Департаменту Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению в сводный список участников мероприятий по улучшению жилищных условий, возложении обязанности по предоставлению социальной выплаты на строительство жилья в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»,

УСТАНОВИЛ:

Яшенков Д.Н. с учетом уточненных требований обратился в суд с иском Департаменту Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению в сводный список участников мероприятий по улучшению жилищных условий, возложении обязанности по предоставлению социальной выплаты на строительство жилья в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». В обоснование требований указал, что 01.09.2016г. обратился в администрацию МО Корохоткинского сельского поселения Смоленского района с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Письмом от 10.11.2016г. ему отказано в предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в рамках указанной программы, что считает незаконным, поскольку полностью соответствует условиям программы. Просит признать незаконным решение Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию во включении его в предварительные списки молодых семей и молодых специалистов программы, обязать ответчика включить его в предварительные списки по дате подачи заявления 01.09.2016г., и включить его в сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках реализации программы по Смоленской области на текущий финансовый год и предоставить социальную выплату в 2017г.

В судебном заседании Яшенков Д.Н. требования поддержал в полном объеме.

Представитель Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию Дубовская Е.Н. требования не признала, ссылаясь на отсутствие доказательств нуждаемости истца в улучшении жилищных условий. Также указала на то, что с 01.01.2018г. федеральная целевая программа « Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» досрочно прекратила свое действие, а Типовое положение о предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусматривает право на предоставление социальных выплат только молодым семьям и молодым специалистам, которые не имеют в собственности жилого помещения в границах административного центра муниципального образования.

Представитель третьего лица администрации МО Корохоткинского сельского поселения Смоленского района в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.

Из материалов дела следует, что 01.09.2016г. Яшенков Д.Н. обратился к Главе Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области с заявлением о включении его с составом семьи 4 человека (он, супруга и двое детей) в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы « Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Письмом от 02.11.2016г. администрация МО Корохоткинского сельского поселения со ссылкой на письмо Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию от 14.10.2016г., сообщило истцу об отказе во включении в предварительные списки молодых семей и молодых специалистов.

Из содержания письма Департамента следует, что при рассмотрении учетного дела Яшенкова Д.Н. ответчиком усмотрены предпосылки и совершение действий, приведшие к ухудшению жилищных условий с целью получения социальной выплаты.

В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства РФ N 598 от 15.07.2013 г. была утверждена Федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".

Приложением N 4 Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" предусмотрено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее Типовое положение).

Пунктом I Типового положения установлено, что названное Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим и работающим на селе, либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

В силу подп. «а» п.33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеет молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 39 настоящего Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности;

постоянное проживание в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения;

наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения;

Согласно п. п. 34, 35 Типового положения, право на получение социальной выплаты также имеют молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание постоянно проживать и работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. Под молодыми семьями и молодыми специалистами, указанными в пункте 34 Типового положения, понимаются молодые семьи и молодые специалисты (и члены их семей), соответствующие в совокупности следующим условиям: проживают на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; зарегистрированы по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации; не имеют в собственности жилого помещения (жилого дома) в сельской местности в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере.

Судом установлено, что на момент подачи заявления от 01.09.2016г., Яшенков Д.Н. был зарегистрирован по месту пребывания в квартире 23 дома 11 по ул.Дорожная д.Быльники Смоленского района.

С 20.06.2001г. по 10.05.2016г. он был зарегистрирован и проживал в квартире 198 дома 22/72 по ул.Петра Алексеева г.Смоленска, а с 10.05.2016г. – в доме 3 по ул.Школьная д.Шагаки Дорогобужского района Смоленской области.

Из пояснений истца, а также сведениях о его доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014г. следует, что ему на праве собственности принадлежит 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 63,7 кв.м., а его супруге – две квартиры площадью 25,4 кв.м. и 62,6 кв., а также ? доли в праве на дом в стадии строительства площадью 40,2 кв.м.

Как следует из паспорта федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" целями мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являются удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов. Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путем, в том числе, предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности;

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О и др.).

В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Как следует из статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, истцом не представлены доказательства реальной нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Действия истца в непродолжительный отрезок времени, связанные с изменением места жительства с г.Смоленск, где он обеспечен жильем, на д.Шагаки Дорогобужского района, а затем в д.Быльники Смоленского района в непосредственной близости от г.Смоленска, рассматриваются судом как направленные на создание искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его другим жильем в форме социальной выплаты, что недопустимо.

Необходимость учета всех жилых помещений, принадлежащих молодой семье для реализации права на получение социальной выплаты, в частности, свидетельствует и тот факт, что Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являющиеся приложением № 13 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 13.12.2017 N 1544, вступившими в силу с 1 января 2018 года), связывают право на получение социальной выплаты с отсутствием в собственности у молодой семьи жилого помещения в границах административного центра муниципального образования, т.е. в настоящем случае в г.Смоленске.

Кроме того, в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и не вправе выйти за пределы иска, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ от 13.12.2017г. № 1544 постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" признано утратившим силу.

Постановлением Правительства от 12.10.2017г. № 1243 указанная федеральная целевая программа досрочно с 01.01.2018г. прекращена.

Соответственно, тот порядок предоставления социальных выплат, который предусматривался в 2017г., в настоящее время не действует.

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении его требований о включении его в данную федеральную программу.

Следовательно, требование истца о включении его в предварительные списки, сводные списки участников мероприятий – получателей социальных выплат с предоставлением социальной выплаты по федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" не может быть удовлетворено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Яшенкова Дмитрия Николаевича отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.

Председательствующий          Д.Н.Иванов

2-40/2018 (2-446/2017; 2-4916/2016;) ~ М-4668/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Яшенков Дмитрий Николаевич
Ответчики
Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Иванов Д.Н.
Дело на сайте суда
leninsky--sml.sudrf.ru
14.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2016Передача материалов судье
21.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.12.2016Предварительное судебное заседание
19.01.2017Судебное заседание
20.02.2017Судебное заседание
15.03.2017Судебное заседание
27.03.2017Судебное заседание
11.04.2017Судебное заседание
11.05.2017Судебное заседание
05.07.2017Судебное заседание
03.08.2017Судебное заседание
14.09.2017Судебное заседание
31.10.2017Судебное заседание
04.12.2017Судебное заседание
22.01.2018Судебное заседание
29.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2018Дело оформлено
02.03.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее