КОПИЯ
Дело №
УИД 26RS0№-87
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 марта2021 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Шелудченко Т.А.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации <адрес>, филиалу ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» - Ставропольэнерго» о признании права общей долевой собственности на <адрес>, расположенную по <адрес> городе Ставрополе,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в Октябрьский районный суд <адрес> к администрации <адрес>, филиалу ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» - Ставропольэнерго» с исковым заявлением, в котором просили признать право общей долевой собственности по 1/3 доли за каждым на <адрес>, расположенную по <адрес> городе Ставрополе.
Решением Октябрьского районного суда <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование исковых требований указано, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в организации «Западные электрические сети филиал ПАО «ПАО МРСК Северного Кавказа «Ставропольэнерго», находящейся по адресу: <адрес>.
Указанной организацией ФИО1 и ее сыновьям - ФИО7, ФИО3 было передано для проживания жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором они зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ и проживают по настоящее время.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Западные электрические сети филиал ПАО «ПАО МРСК Северного Кавказа «Ставропольэнерго» с запросом о предоставлении документов, подтверждающих передачу ей жилого помещения вышеуказанной организацией.
ДД.ММ.ГГГГ в письме № Западные электрические сети филиал ПАО «ПАО МРСК Северного Кавказа «Ставропольэнерго» в ответ на обращение ФИО1 предоставили копию ордера на жилое помещение №, а также копию справки Министерства государственного имущества <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой объект - 2-квартирный жилой дом, в городе Ставрополе по <адрес> п/ст «Промкомплекс», является федеральным имуществом и передавалось на баланс ОАО «Ставропольэнерго» по договору безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении информации (выписки) из реестра государственного имущества <адрес>, в отношении вышеуказанного объекта недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ в ответе № на запрос Министерство имущественных отношений <адрес>, сообщило, что <адрес>. расположенная по адресу: <адрес> реестре государственного имущества <адрес> не значится.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Комитет городского хозяйства администрации <адрес> с заявлением о предоставлении документов, подтверждающих передачу ей спорного жилого помещения, организацией, в которой она работала.
ДД.ММ.ГГГГ в ответе на обращение № Комитет городского хозяйства администрации <адрес> сообщил, что в алфавитной книге выдачи ордеров <адрес> с 1993- по 2001 годы имеется запись о выдаче ФИО1 ордера № на жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес> на основании постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, а также предоставили копию архивной книги на двух листах.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> с заявлением о предоставлении сведений из реестра муниципального имущества об объекте недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в ответе на обращение № Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> сообщил, что в реестре муниципальной собственности <адрес> отсутствуют сведения о <адрес> жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Комитет городского хозяйства администрации <адрес> по запросу ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в ответе № предоставил копию архивной выписки из постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении квартир». Из предоставленной информации следует, что данная квартира представлялась как служебная.
Однако, при повторном обращении ФИО1, о предоставлении подтверждающих документов, на основании которых жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> отнесено к служебному жилью, Комитет в письме от ДД.ММ.ГГГГ № указал, что сведений об отнесении указанной квартиры к служебному жилью не имеется. В архиве Комитета городского хозяйства администрации <адрес> информация о включении в число служебных указанного жилого помещения отсутствует, в реестре муниципальной собственности <адрес> в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> отсутствуют.
В ответе на обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ №, архивный отдел Администрации <адрес>, сообщил, что сведений о предоставлении ФИО1 жилого помещения не имеется, ордера на жилые помещения, договоры социального (служебного) найма не поступали.
Согласно ответу администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, заявление о заключении договора социального найма в адрес администрации района не поступало.
Договор социального найма спорного жилого помещения с соистцами не заключался.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> с запросом о предоставлении информации о том, является ли спорное жилое помещение, служебным. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на указанный запрос Федеральное агентство по управлению государственным имуществом сообщило, что указанный объект недвижимости в реестре федерального имущества отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГКАУ «Государственный архив <адрес>» с запросом о предоставлении нормативного акта, на основании которого жилое помещение – <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, отнесено к служебному жилью.ДД.ММ.ГГГГ в ответе на запрос, ГКАУ «Государственный архив <адрес>» сообщил, что выявленными сведениями в отношении указанной квартиры не располагает.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о приватизации жилого помещения - <адрес>, расположенной в городе Ставрополе, по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ № Администрация <адрес> отказало в передачи указанного жилого помещения в порядке приватизации, в связи с тем, что указанное жилое помещение в реестре муниципальной собственности <адрес> не значится.
В связи с тем, что спорная квартира в настоящее время правообладателей не имеет, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости, ФИО1, ФИО2, ФИО3 зарегистрированы и проживают в указанной квартире, с 1996 года, вселились в спорную квартиру на законных основаниях, и по настоящее время продолжает проживать в ней, открыто владеть указанным имуществом как своим собственным, со дня вселения и по настоящее время (более 15 лет) соистцы из квартиры не выезжали, с регистрационного учета не снимались, несут бремя содержания жилого помещения, ссылаясь на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации 218, 234 ГК РФ, регулирующие порядок приобретения права собственности на объекты недвижимости в порядке приобретательной давности, нормы федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» полагают, что приобрели право собственности на вышеуказанное жилое помещение.
Представитель истцов по доверенности ФИО8 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель ответчиков администрации <адрес> на основании доверенности ФИО9 в судебном заседании просил принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Министерство имущественных отношений <адрес>, просили рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие их представителей, в соответствии с нормами действующего законодательства.
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, соответчик ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» - Ставропольэнерго», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес>, администрация <адрес>, будучи извещенными судом надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не явились по неизвестной суду причине.
С учетом мнения, лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
В соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Ст. 57 ГПК РФ предусмотрена обязанность сторон представить доказательства, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (ст. 55 ГПК РФ).
В определении от ДД.ММ.ГГГГ суд кассационной инстанции указал, что при рассмотрении настоящего гражданского дела суду необходимо выяснить, отнесено ли спорное жилое помещение в установленном законом порядке к специализированному жилищному фонду.
В соответствии с частью 4 ст. 390 ГПК РФ указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Как следует из материалов данного гражданского дела и установлено судом, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась сотрудником «Западные электрические сети филиал ПАО «МРСК Северного Кавказа «Ставропольэнерго» с 1992 год по 2007 годы.
На основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении квартир» служебная <адрес>, расположенная по <адрес> в <адрес> городе Ставрополе предоставлена дежурному электромонтёру западных электросетей ФИО1 1950 года рождения на состав семьи 3 человека: она, сын-ФИО2, 1975 года рождения, сын – ФИО3, 1984 года рождения.
По смыслу данного постановления следует, что в данной квартире семья Коломийцевых проживает с 1995 года.
Предметом настоящего спора являются жилищные правоотношения, возникшие до введения в действие Жилищного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 188-ФЗ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 6 Жилищного кодекса ФИО4, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находился в ведении местных ФИО4 народных депутатов (жилищный фонд местных ФИО4) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии со статьями 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса ФИО4 основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса ФИО4 решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
Согласно архивной выписке из постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении квартир», предоставленной руководителем архивного отдела управления делопроизводства и архива администрации <адрес>, указанная квартира предоставлена на основании заявления граждан об улучшении жилищных условий и документов организаций.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса ФИО4 на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО4 народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается ФИО4.
Согласно статье 101 Жилищного кодекса ФИО4, действовавшего на момент предоставления ФИО1 спорного жилого помещения, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе ФИО4 народных депутатов.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного ФИО4 народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение (ст. 105 ЖК ФИО4).
Как следует из материалов дела спорное жилое помещение предоставлено ФИО1 в качестве служебного, по ордеру на вселение №, содержащему отметку «служебное».
Кроме того, судом повторно сделан запрос в комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду. В ответе на данный запрос, с приложением архивной выписки из постановления, указано, что согласно постановлению главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении квартир», служебная <адрес>, расположенная по <адрес> электросетей ФИО1, 1950 года рождения на состав семьи 3 человека.
В силу ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - федеральный закон №) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Вселение семьи ФИО12 в спорную квартиру осуществлено до вступления в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 7 Федерального закона № 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве специализированного жилищного фонда, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Указанная правовая позиция изложена в Определениях Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ17-19, от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ14-4, от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ13-5.
В силу ст. 13 Федерального закона №, граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещении, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № объекты недвижимости, принадлежащие ФИО10 на праве собственности отсутствуют.
Статьей 108 ЖК ФИО4 закреплены категории граждан, которые не подлежали выселению, без предоставления иного жилого помещения, в том числе пенсионеры по старости и граждане, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
Судом установлено, что ФИО1 является пенсионером, в организации, предоставившей ей указанное жилое помещение истец проработала более 10 лет, что подтверждается ответом, поступившего от«Западные электрические сети филиал ПАО «МРСК Северного Кавказа «Ставропольэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ №.6/242. Из чего следует, что ФИО1 в силу вышеуказанных норм действующего законодательства выселению, без предоставления иного жилого помещения не подлежит.
Поскольку данные правоотношения по пользованию спорной квартирой являются длящимися и на дату предъявления в суд иска уже действовал Жилищный кодекс Российской Федерации, то в силу ст. 6 ЖК РФ и ст. 5 Федерального закона № «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» при разрешении настоящего спора также необходимо руководствоваться Жилищным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Таким образом, вышеуказанные нормы действующего законодательства закрепляют, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» (далее – Правила), <адрес> «О специализированном жилищном фонде <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
В соответствии с п. 15. Правил использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №сведения об обременении спорного жилого помещения, либо его специализированном назначении Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним не содержит.
Вместе с тем, согласно ответа, поступившего из архивного отдела администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № информация о включении в число служебных спорного жилого помещения отсутствуют.
В ходе судебного разбирательства установлено, что отсутствует соответствующее решение органа, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом, об отнесении спорного помещения к определенному виду специализированных жилых помещений, как того требует ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правила.
В связи с тем, что <адрес>, общей площадью 68,8 кв. м, кадастровый №, расположенная по адресу: <адрес> была предоставлена истцу ФИО1 до введения в действие Жилищного кодекса РФ, а именно в 1996 на законном основании в связи с осуществлением трудовой деятельности в организации «Западные электрические сети», в котором истец проработала более 10 лет, истцы вселились, и зарегистрировались по месту жительства в указанной квартире, проживают в ней по настоящее время, несут все расходы, связанные с оплатой жилищно-коммунальных услуг, осуществляет ремонт жилья, то есть выполняют обязанности нанимателя жилого помещения, предусмотренные ст. 67 ЖК РФ, суд приходит к выводу о том, что спорная квартира утратила статус служебного, ФИО1, ФИО2, ФИО3 фактически приобрели право пользования жилого помещения по указанному выше адресу на условиях договора социального найма.
Законность проживания семьи ФИО12 в указанном жилом помещении за весь период проживания в нем никем не оспаривалась, в том числе бывшим работодателем.
Статьей 18 Закона Российской Федерации от 04.07.1991№ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определено, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом отсутствие письменного договора социального найма жилого помещения не может влиять на осуществление прав истцов на участие в приватизации спорного жилого помещения. Сведения о наличии каких-либо ограничений в отношении данной квартиры не имеется.
Истцы являются гражданами Российской Федерации, занимают спорное жилое помещение на основании ордера с 1996 года по настоящеевремя, ранее участие в приватизации не принимали, в силу вышеуказанных норм действующего законодательства приобрели право пользования данной квартирой на условиях договора социального найма.
Согласно информации, предоставленной администрацией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № заявление о заключении договора социального найма жилого помещения (квартиры) № по <адрес>, в <адрес> адрес администрации <адрес> не поступало.
Не оформление надлежащих документов на жилое помещение не должно повлечь неблагоприятных последствий для истцов, которые приобрел право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.
Согласно сведениям, предоставленным комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1, ФИО2, ФИО3 право приватизации муниципального жилищного фонда истцы не использовали.
Судом установлено, что в установленном законом порядке истцы обращались в орган местного самоуправления, а также Министерство имущественных отношений <адрес> по вопросу приватизации спорного жилого помещения.
Однако, ответами администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ответом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-к-1164 ФИО11 было отказано в приватизации спорного жилого помещения, поскольку оно не значится в реестре государственного или муниципального имущества.
Учитывая, что реализация права граждан на приватизацию не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления, государственными органами или иными организациями независимо от форм собственности документов. В случае если граждане не могут по не зависящим от них причинам воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, это является нарушением положения ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в РФ» и граждане в праве обратится в суд с иском о признании права собственности в судебном порядке. Служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или переданы в иную форму собственности, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.
Таким образом, в целях всестороннего и полного рассмотрения данного гражданского дела, а также в целях определения правовых оснований возникновения права собственности у ФИО1, ФИО2, ФИО3 на вышеуказанный объект недвижимости, суду необходимо установить принадлежность статус спорного жилого помещения то есть его принадлежность к государственной, федеральной или муниципальной собственности.
В ответе на запрос от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство имущественных отношений <адрес>, сообщило, что спорная квартира в реестре государственного имущества не значится.
Согласно ответу на запрос, поступившему из Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ №объект недвижимого имущества – <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> реестре федерального имущества отсутствует.
Согласно ответам Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-к-1164, от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> реестре государственного имущества <адрес> не значится.
В соответствии с ответом комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в реестре муниципальной собственности <адрес> отсутствуют сведения о <адрес> жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Однако, в материалах данного гражданского дела справка Министерства имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой имущество, не вошедшее в уставный капитал дочернего открытого акционерного общества «Ставропольэнерго, является федеральным имуществом, переданным на баланс ОАО «Ставропоьэнерго» по договору безвозмездного пользования объектами социально-культурного и коммунально – бытового назначения от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные сведения послужили одним из оснований для отмены принятых по данному гражданскому делу судебных постановлений.
В целях устранения противоречий и неясностей в части отнесения спорной квартиры к федеральной собственности, на которые указывалось в определении пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, судом сделан повторный запрос в территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>. Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ № ТУ Росимущества в <адрес>, в безвозмездное пользование ОАО «Ставропольэнерго» (ранее АООТ «Ставропольэнерго» РАО ЕЭС «России») по договору от ДД.ММ.ГГГГ № был передан двухквартирный одноэтажный дом, расположенный по адресу: <адрес>. В связи с тем, что иные сведения, позволяющие однозначно идентифицировать передаваемые объекты недвижимости по указанному договору отсутствуют, невозможно однозначно определить отнесение <адрес>, расположенной по <адрес> городе Ставрополе к федеральной собственности.
Таким образом, судом установлено, что доказательства, подтверждающие включение спорной квартиры в состав федеральной собственности отсутствуют. Равно как и отсутствуют сведения включении данной квартиры в состав государственной или муниципальной собственности.
Кроме того, в материалах данного гражданского дела имеются копии технических паспортов, составленных ГУП СК «<адрес>имущество» по состоянию на 1995 год, где заказчиком работ указан АО «Ставропольэнерго».
Однако, Технический паспорт – это итоговый документ, сделанный по требованию заказчика, в котором отображается фактическое состояние объекта, основные технические характеристики объекта: экспликация, планы этажей, расположение коммуникаций. Техническая инвентаризация – это комплекс работ по обследованию, обмеру здания, помещения с целью определения его состояния, и внесения полученных данных в специальную форму. Названный документ не является правоустанавливающим документом
Таким образом, технический паспорт объекта недвижимости не является документом, содержащим сведения о его правообладателе.
В процессе рассмотрения данного гражданского дела, судом дополнительно запрошена информация в филиал ПАО «Росссети Северный Кавказ» - «Ставропольэнерго». Ответом от ДД.ММ.ГГГГ №.6 зэс 01/242 подтверждается, что <адрес>, расположенная в городе Ставрополе по <адрес> на балансе филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Ставропоьэнерго», не числится.
Министерством имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № также предоставлена информация о том, что спорная квартира в реестре государственного имущества <адрес> не значится.
Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № предоставлена информация о том, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости государственная регистрация прав на спорный объект недвижимости не проводилась.
В случаях и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом (п. 3 ст. 218 ГК РФ).
Гражданин, не являющийся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющий как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно абзацу первому пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 указанного выше постановления Пленумов, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
По смыслу приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в их взаимосвязи, приобретательная давность является законным основанием для возникновения права собственности на имущество у лица, которому это имущество не принадлежит, но которое, не являясь собственником, добросовестно, открыто и непрерывно владеет в течение длительного времени чужим имуществом как своим.
Пунктом 15 указанного выше постановления разъяснено, что давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества.
Добросовестность предполагает, что вступление во владение не было противоправным, совершено внешне правомерными действиями.
Длительность такого открытого и непрерывного владения в совокупности с положениями об отказе от права собственности и о бесхозяйных вещах, а также о начале течения срока приобретательной давности с момента истечения срока давности для истребования вещи предполагают, что титульный собственник либо публичное образование, к которому имущество должно перейти в силу бесхозяйности либо выморочности имущества, не проявляли какого-либо интереса к этому имуществу, не заявляли о своих правах на него, фактически отказались от прав на него, устранились от владения имуществом и его содержания.
Целью нормы о приобретательной давности является возвращение фактически брошенного имущества в гражданский оборот, включая его надлежащее содержание, безопасное состояние, уплату налогов и т.п.
Материалами данного гражданского дела подтверждается, что ФИО1, ФИО2, ФИО3 спорное жилое помещение было предоставлено в установленном законом порядке.
Судом установлено, что законность проживания семьи ФИО12 в указанном жилом помещении за весь период проживания в нем никем не оспаривалась, в том числе бывшим работодателем – западные электрические сети филиала ПАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго».
В соответствии с п. 20 названного Постановления Пленумов № от ДД.ММ.ГГГГ по смыслу абз. 2 п. 1 ст. 234 ГК РФ отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не является препятствием для признания права собственности на это имущество по истечении срока приобретательной давности.
Судебный акт об удовлетворении иска о признании права собственности в силу приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП.
В соответствии со ст. ст. 234 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Таким образом, учитывая, что ФИО1 и членам ее семьи <адрес>, общей площадью 68,8 кв. м, кадастровый №, расположенная по адресу: <адрес> предоставлена, на законных основаниях, истцы приобрели право пользования квартирой на условиях договора социального найма и ранее в приватизации жилых помещений не участвовали, законность проживания семьи ФИО12 в указанном жилом помещении за весь период проживания в нем никем не оспаривалась, в том числе бывшим работодателем, истцы проживают в сорной квартире с момента вселения, то есть с 1996 года, более 15 лет, решения об отнесении спорного помещения к определенному виду специализированных жилых помещений, как того требует ст. 92 Жилищного кодекса РФ, отсутствует, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации <адрес>, ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» - «Ставропольэнерго» о признании права общей долевой собственности по 1/3 долей в праве за каждым, на <адрес>, общей площадью 68,8 кв. м, кадастровый №, расположенную по адресу: <адрес>, удовлетворить.
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право общей долевой собственности (1/3 доли в праве) на <адрес>, кадастровый №, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 26:12:020105:452.
Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право общей долевой собственности (1/3 доли в праве) на <адрес>,кадастровый №, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 26:12:020105:452.
Признать за ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право общей долевой собственности (1/3 доли в праве) на <адрес>,кадастровый №, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 26:12:020105:452.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права общей долевой собственности по 1/3 долей в праве за каждым за ФИО1, ФИО2, ФИО3 права общей долевой собственности на <адрес>, кадастровый №, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья подпись Т.А. Шелудченко
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись Т.А. Шелудченко