Дело № 2-283/2019
Решение
Именем Российской Федерации
г. Канск Красноярского края 18 июня 2019 года
Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи Конищевой И.И.,
при секретаре – Ляпуновой О.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краева Ивана Игоревича к администрации Канского района Красноярского края о восстановлении прав на получение жилого помещения и об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда,
установил:
Краев И.И. обратился в суд с иском к администрации Канского района Красноярского края о восстановлении прав на получение жилого помещения, предоставлении ему жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда, мотивировав тем, что он является сиротой с 1992 года. Его мать Краева Валентина Ивановна умерла 01.11.1992 г. После смерти матери, его бабушка Ефромеева Н.С. оформила над ним опеку, где он с ней проживал в ее доме в д. Сухая Речка, <адрес> до 1998г. В 1998 органы опеки и попечительства Канского района направили его в детский дом в <адрес>, где он пробыл до 1999 г. У его матери в собственности жилья не было, ей была предоставлена квартира от совхоза в <адрес> в связи с ее работой. После смерти матери, органы опеки и попечительства Канского района, за ним и его братом закрепили жилую площадь в д. Сухая Речка. В настоящее время он зарегистрирован по адресу <адрес>, в доме его бывшего тестя Никитина Н.С. К данному дому он никакого отношения не имеет. 09.04.2008 его осудили к лишению свободы, был освобожден по УДО. 17.03.2010г был вновь осужден к лишению свободы сроком на 7 лет 6 мес., освободился 17.05.2017г. Своего жилья он не имеет, в настоящее время проживает в арендуемой квартире. После освобождения он обратился в Министерство образования Красноярского края, им были собраны все документы необходимые для предоставления ему жилого помещения как сироте. 07.06.2018г комиссия рассмотрела его заявление и отказала в предоставлении ему квартиры, так как заявление поступило в Министерство образования, когда ему исполнилось 31 год, документов об обращении до 23 лет им предоставлены не были. В письменном решении комиссии из Министерства образования ему было предложено обратиться за защитой его прав в суд. Поскольку он с 21 года находился в местах лишения своды до 2017г, а до этого возраста и до момента получения решения комиссии он не знал своих прав, и что относится к категории детей сирот, а также о том, что необходимо встать в очередь списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением с 2013 года, юридически ему никто не разъяснял его права как сироты, и полагающиеся льготы, в том числе и порядок обращения на получение квартиры как сироте, полагает, что ему необходимо восстановить права на получение жилого помещения с предоставлением ему жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда
Истец Краев И.И. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив их, просит предоставить ему жилое помещение из специализированного жилищного фонда как сироте.
Представитель ответчика администрации Канского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном порядке.
Представитель третьего лица МКУ «Управление образования администрации Канского района» действующая на основании доверенности Кузнецова И.Н., не возражала против удовлетворения исковых требований истца.
Представитель третьего лица Министерства образования Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном порядке.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый, имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст. 8 указанного закона (в ред. ФЗ от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со ст. 4 ФЗ от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ЖК РФ (в ред. настоящего ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего ФЗ в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего ФЗ.
В силу ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (введена ФЗ от 29.02.2012 № 15-ФЗ).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.07.2015) к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение малоимущих граждан проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Согласно ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 (ред. от 25.06.2015) «О защите прав ребенка» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Статья 1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 (ред. от 06.03.2014, с изм. от 01.12.2014) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает наделение на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 02.11.2000 N 12-961 «О защите прав ребенка» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Передаваемые государственные полномочия включают в себя, в том числе, приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление их по договорам найма специализированных жилых помещений рассматриваемой категории лиц, а также лицам, которые относились ранее к данной категории и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов; заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования.
Согласно ст. 2 данного закона уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции: своевременно предоставляют бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий; уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования осуществляет формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; заключает соглашения с органами местного самоуправления по реализации переданных государственных полномочий; контролируют осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, а также целевое использование предоставленных на эти цели финансовых средств.
Согласно ст. 3 данного закона органы местного самоуправления при осуществлении передаваемых настоящим Законом государственных полномочий: осуществляют государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Красноярского края; заключают соглашения с уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования, по реализации переданных государственных полномочий; представляют документы, отчеты, связанные с осуществлением ими государственных полномочий, а также отчеты об использовании финансовых средств, предоставленных из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий, в порядке и сроки, установленные уполномоченными органами исполнительной власти края; вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В судебном заседании установлено, согласно свидетельству о рождении Краев И.И. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, Красноярского края, о чем в книге регистрации актов о рождении от 03.03.1987г произведена запись за №16 Терским с/с Канского района, Красноярского края, его родителями указаны отец Краев Игорь Львович, мать Краева Валентина Ивановна.
Согласно о заключении брака Молодецкий Александр Николаевич и Краева Валентина Ивановна заключили брак 28.03.1990г, о чем составлена запись №5 Терским сельсоветом Канского района, Красноярского края, после заключения брака присвоены фамилии мужу Молодецкий, жене Молодецкая.
Согласно свидетельству о смерти Молодецкая Валентина Ивановна умерла 02.11.1992г в г. Канске, о чем произведена запись за №26 в Терском с/совете Канского района, Красноярского края.
Согласно справки АО «Ростехинвентаризации – Федеральное БТИ» от 28.04.2018г, за Молодецкой (ранее Ефромеева, Краева) Валентиной Ивановной каких-либо объектов недвижимости имущества на территории Канска и Канского района на праве собственности или ином вещном праве не зарегистрированы по состоянию на 15.04.1999г
Согласно справки администрации Терского сельсовета от 05.10.2018г Краев И.И. действительно был зарегистрирован и проживал в <адрес> рождения по декабрь 1998г. С декабря 1998г убыл в детский дом, основание похозяйственная книга №11 Терского сельсовета с 1991г по 1995г. С 16.04.2004г зарегистрирован в <адрес> по 28.04.2006г. С 28.08.2006г и по настоящее время зарегистрирован <адрес>.
Согласно справки о наличии судимости Краев И.И. осужден:
- Канским городским судом 2003г по п.п.а,б ч. 2 ст. 158, ст 73 УК РФ к 2 г лишения свободы, с испытательным сроком 1 год,
- осужден Канским городским судом 2003г по п.п.а ч. 2 ст. 213, ст 73 УК РФ к 2 г лишения свободы, с испытательным сроком 4г 3 мес
- осужден Канским районным судом 2003г по п.п.а,б ч. 2 ст. 158 УК РФ к 2 г лишения свободы, с испытательным сроком 1 год,
- осужден Канским районным судом 2005г по ч. 2 ст. 228, ст. 88 прим 2 ч.6, ст 73 УК РФ к 3 г лишения свободы, с испытательным сроком 3г 1 мес
- осужден Канским городским судом 2008г по ч.1 ст.112, ч.1 ст.115, ч.1 ст. 116,ч.1 ст. 119, ч.2 ст.69, ст.70 УК РФ к 3 г лишения свободы, Освобожден 03.11.2009 по УДО
- осужден Канским городским судом 2010г по ч.3 ст.162, ст. 70 УК РФ к 7г 4 мес лишения свободы, освобожден 17.05.2017г по отбытию срока.
Решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам Министерства образования Красноярского края от 09.06.2018г Краеву И.И. отказано во включении в список детей-сирот, подлежащим обеспечению жилыми помещениями, в связи с исполнением ему 31 года на момент обращения.
Согласно выписки из приказа Министерства образования Красноярского края от 08.06.2018г №346-11-05 Краеву И.И. отказано во включении в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях призается невозможным, которые полежат обеспечению впоследствии жилыми помещениями по договорам социального найма специализированных жилых помещений.
Согласно лицевого счета №699 Молодецкая В. проживала в <адрес>, работала дояркой, умерла, с ней были зарегистрированы сыновья- Краев В.И. ДД.ММ.ГГГГ и Краев И.И. ДД.ММ.ГГГГ., учащиеся 1 класса, убыли в детский дом в декабре 1998г.
Согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 16.05.2018г на объект недвижимости на Молодецкую В.И. помещение по адресу <адрес>2 - сведения об объекте недвижимости отсутствует.
Согласно справки МКУ «КУМИ администрации Канского района Красноярского края» от 18.04.2018г нежилые помещения по адресу <адрес> реестре собственников муниципальной образования Канский район не значится.
Согласно выписки из ЕГРН сведений, на здание расположенное по адресу <адрес>, с кадастровым номером № площадью 46.8, жилой дом, год завершенного строительства 1964, правообладателем указан Никитин Николай Степанович.
Согласно справки МКУ «КУМИ администрации Канского района Красноярского края» на территории Канского района договора социального найма жилого помещения не заключались с гражданами Краевым И.И., Молодецкой (Краевой) В.И.
Согласно заявлению Краев И.И. обращался в Краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам 25.05.2018г.
Согласно справки КБПОУ «Канский техникум ОТ и СХ» Георгиевского филиала, Краев И.И. обучался в Государственном образовательном учреждении «ГОУ ПУ №71» с 01.09.2002г по 30.06.2004г.
Постановлением администрации Канского района №1-п от 12.01.1999г за несовершеннолетними Краевым Валерием и Краевым Иваном закреплена жилая площадь по адресу: Канский район, д. Сухая Речка.
Сведений о том, что истец имеет в собственности жилое помещение пригодное для проживания и соответствующее установленным правилам и нормам, не представлено.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 ФЗ о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 указанного Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права — права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Таким образом, установлено, что Краев И.И. обладает статусом, обеспечивающим особую заботу и защиту государства, то есть имеет право на получение жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющее жилья.
Между тем, до настоящего времени право истца на предоставление ему жилого помещения не реализовано, чем нарушаются права и законные интересы Краева И.И., хотя согласно требованию выше указанного законодательства, обязанность предоставить жилое помещение истцу возникла по достижении им 18-летнего возраста.
Поскольку Краев И.И. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ним жилого помещения, обеспечению жилым помещением она подлежит в порядке ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которой предусмотрено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Представленными доказательствами подтверждается, что за Краевым И.И. было закреплено жилое помещение в д. Сухая Речка, но в Постановлении №1-п от 12.01.1999г не указанно, ни улицы, ни номера закрепленного дома, а соответственно Краев И.И. не имеет надлежаще закрепленного за ним жилья, принимая во внимание, что в настоящее время предоставление жилого помещения ребенку-сироте осуществляется из специализированного жилищного фонда Красноярского края, ранее решение о предоставлении жилья специализированного жилищного фонда истцу судом не принималось, суд удовлетворяет исковые требования и обязывает ответчика предоставить Краеву И.И. жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда размером не менее установленной нормы предоставления жилого помещения – 18 кв.м.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Краева Ивана Игоревича удовлетворить.
Обязать администрацию Канского района Красноярского края предоставить Краеву Ивану Игоревичу ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, Красноярского края, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в черте муниципального образования «Канский район», не ниже установленной нормы предоставления – 33 квадратных метра с учетом положений ч. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» до 31.12.2019.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий- И.И. Конищева
В окончательной форме
решение принято 28.06.2019.