Мотивированное решение 23.01.2020
№ 2-1-34/2020
№1-109/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2020 года г. Красноуфимск
Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Байдина С.М.,
при секретаре Сергеевой Л.А.
с участием:
представителя истца – старшего помощника Красноуфимского межрайонного прокурора Свердловской области Турышевой Е.А.
представителя ответчика – администрации ГО Красноуфимск Леденевой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноуфимского межрайонного прокурора Свердловской области в интересах Сыропятовой Т. Г. и ее несовершеннолетних детей: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО3 к администрации городского округа Красноуфимск о предоставлении жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Красноуфимский межрайонный прокурор, действуя в интересах Сыропятовой Т.Г., а также ее несовершеннолетних детей: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО3 обратился в суд с иском, в котором просил обязать администрацию ГО Красноуфимск предоставить вне очереди Сыропятовой Т.Г. и членам ее семьи четырем несовершеннолетним детям: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО3 благоустроенное жилое помещение на территории ГО Красноуфимск, общей площадью соответствующей норме предоставления площади жилого помещения по ГО Красноуфимск, утвержденной Постановлением Главы ГО Красноуфимск от 20.12.2013 № 1516 «об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по городскому округу Красноуфимск», отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Красноуфимской межрайонной прокуратурой проведена проверка, по обращению Сыропятовой Т.Г. В ходе проведения проверки установлено, что семья Сыропятовой Т.Г. является многодетной, при этом несовершеннолетний ФИО5 является инвалидом категории «ребенок-инвалид». Сыропятова Т.Г. и четверо ее несовершеннолетних детей зарегистрированы по адресу: <адрес>. Жилое помещение является муниципальным жилищным фондом. <адрес> в <адрес> в 2012 году признан непригодным для постоянного проживания людей, является аварийным и подлежит сносу. Более 7 лет, благоустроенное жилое помещение на территории ГО Красноуфимск Сыропятовой Т.Г., а также членам ее семьи – четырем несовершеннолетним детям, один из которых является «ребенком-инвалидом» по договору социального найма администрацией ГО Красноуфимск не предоставлено. Поскольку в указанном жилом помещении проживать было невозможно <дата> Сыропятовой Т.Г. заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым Сыропятова Т.Г. с использованием средств государственного материнского (семейного) и областного материнского (семейного) капиталов приобрела в общую долевую собственность жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, в значительном удалении от города Красноуфимска Свердловской области. <дата> семья Сыропятовой Т.Г. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет в соответствии со ст. 4 и подпунктами 2 и 3 пункта 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании старший помощник Красноуфимского межрайонного прокурора заявленные исковые требования поддержала, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении. Уточнив, при этом, что жилое помещение семье Сыропятовой Т.Г. должно быть предоставлено по договору социального найма.
Представитель ответчика заявленные исковые требования не признала, полагая их незаконными и не подлежащими удовлетворению. В обоснование своей позиции указала, что жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в региональную адресную программу «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» и подлежит расселению до 31.12.2022 года при этом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности, таким образом, не применимы положения действующего законодательства о норме предоставления площади жилого помещения. Семья Сыропятовых имеет в собственности жилое помещение, в котором возможно проживание, до решения вопроса о предоставлении им благоустроенного жилого помещения в рамках программы по переселению из аварийного жилья. Кроме того, семья Сыропятовых признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет в данном качестве, таким образом, переселившись в рамках программы по переселению из аварийного жилья, семья Сыропятовых сохранит право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для нее не отпадут основания состоять на таком учете.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно в соответствии с установленными законами нормами (ч.2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово- экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в представлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со ст. 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в муниципальном жилом фонде ГО Красноуфимск и было предоставлено Курбатовой Е.А. на основании договора социального найма. Совместно с нанимателем в данном жилом помещении зарегистрированы Сыропятова Т.Г., и ее несовершеннолетние дети ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО14, а также несовершеннолетние дети Курбатовой Е.А.: ФИО11 и ФИО11, что подтверждается договором социального найма жилого помещения от <дата> №1-109/2014-сн.
Согласно заключения межведомственной комиссии от <дата> жилой до, расположенный по адресу: <адрес> признан непригодным для постоянного проживания людей, является аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Главы ГО Красноуфимск от 26.12.2012 № 1457 «О внесении дополнений к Постановлению Главы городского округа Красноуфимск от 16.12.2008 года № 1235 «О признании жилых помещений, находящихся в аварийном состоянии, непригодными для проживания» указанный дом включен в перечень многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и непригодными для проживания, расположенных на территории ГО Красноуфимск.
<дата> Сыропятовой Т.Г. заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым Сыропятова Т.Г. с использованием средств государственного материнского (семейного) и областного материнского (семейного) капиталов приобрела в общую долевую собственность жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости приобретенный жилой дом принадлежит на праве общей долевой собственности Сыропятовой Т.Г. <****> доли, ее несовершеннолетним детям по <****> доли в общей долевой собственности.
Постановлением Главы городского округа Красноуфимск от 12.09.2018 года № 660 «О признании граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятию их на учет» семья Сыропятовой Т.Г. в составе 5-ти человек в том числе четырех несовершеннолетних детей признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет по основаниям ст. 49, пп2, пп. 3, п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (малоимущие).
Таким образом, при постановке семьи Сыропятовой Т.Г. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий было учтено жилое помещение приобретенное ею по договору купли-продажи от <дата>.
Тем же самым постановлением нуждающейся в улучшении жилищных условий признана и семья Курбатовой Е.А. в составе 3-х человек, в том числе двух несовершеннолетних детей.
Таким образом, администрацией ГО Красноуфимск был признан факт, что Сыропятова Т.Г. и ее несовершеннолетние дети и Курбатова Е.А. и ее несовершеннолетние дети не являются членами одной семьи.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 05.03.2009 № 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Обязанность предоставления гражданам жилых помещений, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания в силу ст. 31 Устава МО ГО Красноуфимск возложена на администрацию городского округа.
Кроме того, в силу разъяснений, изложенных в разделе III»Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение в котором поживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Не соответствует действительности и не основан на законе довод представителя ответчика о том, что законом предусмотрена возможность проживания граждан в другом жилом помещении взамен утраченного, аварийного жилого помещения до решения вопроса о предоставлении им благоустроенного жилого помещения в рамках программы по переселению из аварийного жилья. Поскольку при заявлении требований о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по названному истом основанию юридически значимыми являются малоимущность и нуждаемость в улучшении жилищных условий.
В связи с чем, наличие в собственности истцов жилого помещения не имеет правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку даже при наличии данного жилого помещения была установлена их малоимущность и нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Так же суд обращает внимание на то, что приобретенное истцами жилое помещение, расположено на территории другого муниципального образования.
Разрешая спор, суд исходит из того, что поскольку занимаемое истцами жилое помещение является непригодным для проживания, у органа местного самоуправления в силу вышеуказанных положений закона возникла обязанность предоставить истцам, являющимся малоимущими и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение по договору социального найма.
Определяя размер жилого помещения, которое должно быть предоставлено семье Сыропятовой Т.Г., суд принимает во внимание позицию Конституционного суда Российской Федерации, высказанную в определении от 03.11.2009 № 1368-О-О, в соответствии с которой внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обуславливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателя, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены), с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 02.07.2009 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» поскольку другое благоустроенное жилое помещение пор договору социального найма предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, то иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Предоставление гражданам в связи сос носом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер. Это гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с предыдущими и с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
При таких обстоятельствах ссылки на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей предоставления жилого помещения по договору социального найма общей площадью, исходя из нормы предоставления на одного человека, не основаны на законе, поскольку речь о каком-либо улучшении жилищных условий лиц, проживающих в аварийном жилом помещении, кроме улучшения качественных характеристик жилья, не идет.
Общая площадь жилого помещения занимаемого семьей Сыропятовых, в соответствии со справкой БТИ, содержащей технические характеристики <адрес> в <адрес>, составляет 39,6 кв.м. Жилое помещение состоит из двух комнат. Исходя из этого администрация ГО Красноуфимск обязана предоставить истцам жилое помещение в г. Красноуфимске, состоящее не менее, чем из двух комнат, общей площадью, не менее 39.1 кв.м.
При этом истцы, которым предоставлено другое равнозначное жилое помещение, вправе состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если основания состоять на таком учете у них имеются.
Отсутствие в законодательства указания нас рок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди.
Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░4 <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░5 <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░6 <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░3 <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ (39,6 ░░.░.) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (2) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░