Дело 2-2882/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2011 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Щелканова М.В.
при секретаре Червяковой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорокиной В.М. к ФБУ Войсковая часть 75555, Филиалу № 1 Управления финансового обеспечения МО РФ по г. Москве и Московской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации по оплате жилого помещения, отопления и освещения,
установил:
Сорокина В.М. обратилась в суд с иском к ответчикам о взыскании денежной компенсации по оплате жилого помещения, отопления и освещения за период с 01.01.2008г. по 30.11.2009, с 14.07.2010 по 31.12.2010 в сумме 58290,54 руб. В обоснование иска указано, что истица работает воспитателем детского сад № 13 «Солнышко» войсковой части 75555, расположенного в сельской местности и проживает в сельской местности. Согласно Закона РФ «Об образовании» и Закона Московской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» она имеет право на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Однако с 01.01.2004г. и по настоящее время ей перестали предоставлять указанную льготу. Она производила оплату за пользование квартирой и коммунальные услуги в полном объеме. Просит суд признать за ней право на получение компенсации расходов на оплату помещения, отопления и освещения в сумме 59290,54 руб. Требования о признании права на компенсацию за прошлый период рассматривается судом как требование о взыскании денежных средств. В судебном заседании истица подтвердила факт того, что она заявляет требования о взыскании денежных средств, о чем получено письменное уточнение (л.д. 65). Представители ответчиков не возражали против слушания дела в связи с уточнением иска (л.д. 66). По существа в данном случае имеет место не уточнение иска, а изменение формулировки исковых требований. Согласно представленному расчету период взыскания с 01.01.2008г. по 30.11.2009, с 14.07.2010 по 31.12.2010 (л.д. 6).
Истец Сорокина В.М. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика войсковой части 75555 по доверенности Федосейкин С.В. иск в части требований к войсковой части не признал, пояснив, что детский сад № 13 «Солнышко» является структурным подразделением войсковой части, однако войсковая часть 75555 является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку относится к ведению Министерства обороны РФ и не осуществляет предоставление льгот по оплате коммунальных услуг и не финансирует расходы, понесенные гражданами, которым данные льготы не предоставлены. Федосейкин С.В. также пояснил, что детский сад № «Солнышко», а также квартира по адресу: <адрес>, территориально располагаются в подразделении войсковой части 75555, находящемуся на территории Каринского сельского поселения.
Представитель ответчика филиала № 1 ФБУ «УФО МО РФ по г.Москве и Московской области» в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом.
Представитель Министерства финансов РФ по доверенности Хрулева С.Ю. возражала против удовлетворения иска.
Требования к Министерству финансов РФ заявлены как к органу, выступающему от имени казны Российской Федерации, по обязательства Российской Федерации.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме в части требований, заявленных к Министерству финансов РФ по следующим основаниям.
Согласно записям в трудовой книжке истица с 26.08.2005 переведена на должность воспитателя детского сада № 10 войсковой части 28000 (л.д. 15). В связи директивой ГШ от 23.10.2009 войсковая часть расформирована. Правопреемником войсковой части 28000 является войсковая часть 75555, что следует из представленной справки (л.д. 26). 30.11.2009 истица уволена по собственному желанию. 14.07.2010 принята в детское общеобразовательное учреждение на должность воспитателя ДОУ Детский сад № 13 «Солнышко. С 01.01.2010 войсковая часть 75555 переименована в Федеральное бюджетное учреждение – войсковая часть 75555 (ФБУ – войсковая часть 75555). До настоящего времени истец занимает должность воспитателя ДОУ Детский сад № 13 «Солнышко», которое согласно справки войсковой части 75555 является структурным подразделением ФБУ – войсковая часть 75555 (л.д. 25).
Согласно выписки из домовой книги, копии финансового лицевого счета истец и члены ее семьи зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес> на основании ордера от 24.02.1992 (л.д.18-21).
Из пояснений представителя ответчика войсковой части 75555 следует, что детский сад и квартира, где проживает истец с семьей, территориально находятся в подразделении войсковой части 75555 в Каринском сельском поселении Александровского района Владимирской области.
Согласно справкам администрации Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области детский сад № 13 войсковой части 28000, а позже - ДОУ Детский сад № 13 войсковой части 75555 расположено на территории Каринского сельского поселения Александровского района Владимирской области (л.д.22-24).
Таким образом, истица является педагогическим работником, работающей и проживающей в сельской местности.
На обращение коллектива работников ДОУ детский сад № 13 «Солнышко» войсковой части 75555 в Сергиево-Посадское управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области по вопросу предоставления льгот дан ответ о том, что средства на реализацию мер социальной поддержки населения работникам данного типа учреждения в бюджете Московской области не предусмотрены.
Из пояснений представителей войсковой части 75555 в судебном заседании следует, что войсковая часть 75555 относится к ведению Министерства обороны РФ и финансируется из средств федерального бюджета и не является государственным или муниципальным учреждением Московской области. Также согласно справки (л.д. 64) денежные средства на компенсацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, в период с 01.01.2008 по 31.12.2010, в войсковую часть 75555 не поступали.
В соответствии с п.5 ст.55 Закона Российской Федерации от 10.07.1002г. № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно п.30 ст.1 Закона Московской области от 23.03.2006г. № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» меры социальной поддержки установлены педагогическим работникам государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы Московской области, работающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области.
При этом к учреждениям социально-культурной сферы, указанным в пункте 30 настоящей статьи относятся государственные и муниципальные бюджетные учреждения сферы образования, культуры, здравоохранения и социального обеспечения населения Московской области.
Согласно ст.2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных п.5 ст.55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам федеральных бюджетных учреждений в сельской местности льгот по оплате жилья, отопления и освещения, в связи с чем финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений ст.84 Бюджетного кодекса РФ, как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Из содержания ст.153,154 ЖК РФ следует, что право педагогических работников на получение бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности подразумевает предоставление указанной категории граждан льгот по оплате за пользование жилым помещением (для нанимателей), плате за содержание и ремонт жилого помещения, а также по оплате отопления и платы за электроэнергию.
При таких обстоятельствах иск Сорокиной В.М. подлежит удовлетворению за счет казны Российской Федерации.
Истцом представлен расчет по оплате жилья, отопления и освещения, из которого следует, что за период с 01.01.2008г. по 30.11.2009, с 14.07.2010 по 31.12.2010 включительно Сорокиной В.М. начислено 58290,54руб. Расчет, представленный стороной истца, ответчиками не оспаривался. Данный расчет составлен на основании финансового лицевого счета (л.д. 20), в представленном расчете истца учтены начисленные платежи (за пользование жилым помещением, плата за содержание и ремонт жилого помещения), а также отопление. Дополнительно в расчет включены платежи по оплате электроэнергии.
Указанная в расчете истца денежная сумма оплачена в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела квитанциями (л.д.27-38).
Несмотря на отсутствие возражений со стороны ответчика по поводу представленного расчета, суд полагает, что расчет составлен неверно в части. Так в расчет истца включены начисленные и оплаченные суммы за июль 2010 года в сумме 776,90 руб. за пользование жилым помещением, плата за содержание и ремонт жилого помещения, а также 855,53 руб. за отопление, при этом истица с 01.07.2011 по 13.07.2010 не являлась работником детского сада, в связи с чем не имела права на данные льготы. Право на льготы возникло с 14.07.2010. Таким образом, из представленного расчета необходимо исключить начисленные и оплаченные за июль 2010 суммы за период, в который данной льготой истица не пользовалась, что составляет: 13 дней (с 01.07.2010 по 13.07.2010)/31 (дней в июле)* (776,9 руб. + 855,53 руб.)=684,57 руб.
Таким образом, всего подлежит взысканию 57605,97 руб. (58290,54-684,57).
Оценив в порядке ст.67 ГПК РФ представленные доказательства, суд приходит к выводу, что государство не урегулировало порядок предоставления мер социальной поддержки категории педагогических работников, работающих в дошкольных образовательных учреждениях федеральных образовательных учреждений, в том числе, являющихся структурными подразделениями войсковых частей, в связи с чем суд считает, что надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство финансов Российской Федерации как орган, выступающего от имени казны Российской Федерации. Сорокина В.М. является педагогическим работником, работающей и проживающей в сельской местности, имеет право на получение компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг.
Исковые требования Сорокиной В.М. подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В пользу истца по заявленному иску подлежат взысканию с ответчика судебные расходы, понесенные истцом в виде оплаченной государственной пошлины при подаче иска в суд в сумме 1948,72 руб., (л.д.2,46) пропорционально удовлетворенным исковым требованиям, что составляет: 57605,97/58290,54*1948,72 руб.=1925,83 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Сорокиной В.М. к ФБУ Войсковая часть 75555, Филиалу № 1 Управления финансового обеспечения МО РФ по г. Москве и Московской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации по оплате жилого помещения, отопления и освещения удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Сорокиной В.М. 57605,97 руб. в счет компенсации льгот по оплате за жилое помещение, отопление и освещение за период с 01.01.2008г. по 30.11.2009, с 14.07.2010 по 31.12.2010.
В части требований к ФБУ Войсковая часть 75555, Филиалу № 1 Управления финансового обеспечения МО РФ по г. Москве и Московской области, а также в части требований о взыскании 684,57 руб. отказать.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Сорокиной В.М. судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 1925,83 руб.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение десяти дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись
Копия верна: судья секретарь