Дело № 2-8086/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«28» ноября 2019 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Захаровой Л.Н.
при секретаре Николаевой А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области в лице ТУ Росимущества РФ, ТУ Росимущество в Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления к Жаркову Денису Николаевичу, Администрации Одинцовского городского округа Московской области о признании недействительным постановлений,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании недействительным в силу ничтожности договора № аренды земельного участка с кадастровым номером № от 04.05.2012, заключенный между администрацией Одинцовского муниципального района Московской области и Тайшиным В.Ю; отсутствующим право аренды Жаркова Д.Н. на земельный участок с кадастровым номером №, исключить из ЕГРН сведения о правах на данный земельный участок, а также сведения о данном земельном участке как объекте недвижимости; недействительным межевание и исключить из ЕГРН сведения о координатах границ и характерных поворотных точках земельного участка кадастровым номером №; о запрещении управлению Росреестра по Московской области совершение регистрационных действий с земельным участком с кадастровым номером №; о запрещении филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об указанных земельных участках.
В обоснование требований указал, что Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения природоохранного и земельного законодательства при формировании земельных участков в городском поселении Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области. Установлено, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 2500 кв.м, отнесен к категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, адрес: АДРЕС, сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 14.02.2011 на основании п. 1.6 Постановления администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 06.10.2010 № 3263 и предоставлен в аренду сроком до 03.05.2037 Тайшину В.Ю. на основании договора № аренды земельного участка от 04.05.2012. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, права и обязанности арендатора земельного участка с кадастровым номером № на основании договора передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 04.09.2012 и договора передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 28.03.2013 переданы Жаркову Денису Николаевичу. В ходе проверки, проведенной межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области, установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером № пересекают границы акватории и береговой полосы поверхностного водного объекта общего пользования - пруда без названия. При этом земельный участок с кадастровым номером № занят акваторией и береговой полосой поверхностного водного объекта - пруда на площади не менее чем 166 кв.м. Поскольку водные объекты состоят в исключительной собственности государства, спорный земельный участок не мог быть сформирован.
В судебное заседание представитель истца явилась, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика - Администрации Одинцовского городского округа Московской области в судебное заседание явилась, не возражала против удовлетворения иска, представила суду Постановление Администрации Одинцовского городского округа Московской области № 1502 от 15.11.2019 г. об отмене постановлений от 23.12.2011 № 4861 и от 30.12.2011 № 5032.
Ответчик Жарков Д.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Третьи лица: Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области, Управление Росреестра по МО представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Суд, с учетом мнения явившихся лиц, положений ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Межрайонной природоохранной прокуратурой Mосковской области проведена проверка соблюдения природоохранного и земельного законодательства при формировании земельных участков в городском поселении Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области. Установлено, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 2500 кв.м, отнесен к категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, адрес: АДРЕС сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 14.02.2011 на основании п. 1.6 Постановления администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 06.10.2010 № 3263 и предоставлен в аренду сроком до 03.05.2037 Тайшину В.Ю. на основании договора № аренды земельного участка от 04.05.2012.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, права и обязанности арендатора земельного участка с кадастровым номером № на основании договора передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 04.09.2012 и договора передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 28.03.2013 переданы Жаркову Денису Николаевичу.
В ходе проверки, проведенной межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области, установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером № пересекают границы акватории и береговой полосы поверхностного водного объекта общего пользования - пруда без названия.
Данные обстоятельства подтверждаются информацией Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, а также обследованием земельных участков, проведенным администрацией Одинцовского муниципального района Московской области. При этом земельный участок с кадастровым номером № занят акваторией и береговой полосой поверхностного водного объекта - пруда на площади не менее чем 166 кв.м.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных п. 2 настоящей статьи.
Пунктом 2 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно информации, представленной администрацией Одинцовского муниципального района Московской области (письмо от 17.04.2019 № 327/1753юр), а также администрацией городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области (письмо от 15.05.2019 № 16/1842), поверхностный водный объект - пруд, находящийся в границах земельного участка с кадастровым номером № не входит в состав муниципальной собственности указанных муниципальных образований.
В соответствии с п. 1.1. договоров аренды земельных участков, на основании которых земельные участки предоставлены в пользование арендаторов, земельные участки сформированы из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена в установленном законодательством порядке. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № являются собственностью Российской Федерации (федеральной собственностью).
Вышеизложенное подтверждает, что поверхностный водный объект общего пользования - пруд, на котором решением органа местного самоуправления, сформирован земельный участок с кадастровым номером № не относится к собственности органа местного самоуправления, а также не является частной собственностью физических или юридических лиц.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлена обязанность собственников и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать их с учетом экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов.
Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, в число которых входит презумпция экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Порядок использования земель водного фонда ранее определялся законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.
В силу ст.ст. 3, 4 Водного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 30.06.1972, реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и водные источники, воды каналов, прудов и др. составляют Единый государственный водный фонд. В соответствии Конституцией СССР и Конституцией РСФСР воды являются государственной собственностью - общим достоянием всего советского народа.
Воды состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на воды, запрещаются. Аналогичные положения закреплялись в ст.ст. 3, 4 Основ водного законодательства СССР, утв. Законом СССР от 10.12.1970.
Одновременно с Водным кодексом РСФСР 1972 года и Основами водного законодательства СССР 1970 года действовал Земельный кодекс РСФСР, утвержденный Законом РСФСР от 01.07.1970, устанавливающий исключительную собственность государства на землю и отнесение набережных к землям общего пользования.
Аналогичные положения содержатся в действующих нормативных правовых актах.
Одним из основных принципов правового регулирования отношений сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является принцип приоритета публичных интересов, что подтверждается постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2009 № 8-П, от 05.03.2013 № 5-П и от 02.06.2015 № 12-П.
В соответствии со ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
На основании п. 1 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
Пунктами 2, 3 указанной статьи реки и пруды отнесены к поверхностным водным объектам, состоящим из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
В соответствии со ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы рек, протяженность которых от истока до устья превышает десять километров, составляет двадцать метров. Береговая полоса является неотъемлемой частью водного объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохраной зоны в особо установленном режиме. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них. Законодатель исчерпывающе определил цели и способы использования береговой полосы водного объекта общего пользования, установив для всех граждан без исключения право на ее использование только для передвижения и пребывания около водного объекта (без использования механических транспортных средств).
Статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации определены основные принципы земельного законодательства, в том числе учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
Пунктом 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим кодексом и другими федеральными законами.
В силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки в составе земель общего пользования, в том числе водные объекты отчуждению (приватизации) не подлежат.
С учетом изложенного, поверхностный водный объект общего пользования - пруд и его береговая полоса, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером №, находятся в собственности Российской Федерации.
В соответствии со ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков.
Занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда земельные участки отнесены к землям, ограниченным в обороте, которые не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пп. 3 п. 5 ст.27 ЗК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Таким образом, сам факт формирования данного земельного участка противоречит требованиям п. 6 ст. 11.4, п. 2 ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Нахождение в пользовании Жаркова Д.Н. и дальнейшее использование ответчиком акватории и береговой полосы пруда с нарушением федерального законодательства влекут за собой нарушение интересов Российской Федерации как собственника указанного имущества и законных прав неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам.
В соответствии с п. 10 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ государственном кадастре недвижимости», регулировавшему кадастровую деятельность на момент образования земельного участка с кадастровым номером №, образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков, или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Статьей 3 Водного кодекса Российской Федерации к принципам водного законодательства Российской Федерации, в том числе отнесена значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, а также платность использования водных объектов.
Водный объект является важнейшей составной частью окружающей среды, среды обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, природным ресурсом, используемым человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ст. 21 Водного кодекса Российской Федерации предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти.
Основания приобретения права пользования поверхностными водными объектами и их частями определены ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации, согласно п. 2 которой право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование. При этом, в соответствии с положениями ст. 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации, доходы от передачи в пользование водных объектов поступают в федеральный бюджет Российской Федерации по нормативу 100 процентов.
В данном случае поверхностный водный объект, находящийся в федеральной собственности используется в отсутствие договора водопользования, денежные средства за его использование в федеральный бюджет не поступают.
Поскольку земельный участок, расположен в границах поверхностного водного объекта, образован с нарушением прямых запретов, установленных вышеуказанными правовыми нормами земельного и водного законодательства, сведения о координатах границ и характерных поворотных точках земельного участка с кадастровым номером № подлежат исключению из Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В связи с тем, что орган местного самоуправления - администрация Одинцовского муниципального района Московской области не являлась органом, уполномоченным на распоряжение находящимися в собственности Российской Федерации акваторией и береговой полосой поверхностного водного объекта общего пользования - пруда, сделка по распоряжению земельным участком с кадастровым номером № является недействительной (ничтожной) сделкой в соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указанные факты нашли свое отражение в представлении межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области 24.10.2018 № 410ж-2018 об устранении нарушений природоохранного законодательства, внесенном в
администрацию Одинцовского муниципального района Московской области,
Администрацией Одинцовского муниципального района Московской области действенных мер, направленных на устранение выявленных нарушений федерального законодательства, принято не было.
Частью 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим, в том числе из гражданских, экологических и иных правоотношений.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Стороной ответчика Администрацией Одинцовского городского округа представлено Постановление Администрации Одинцовского городского округа Московской области № 1501 от 15.11.2019г., которым отменены подпункты 1.1., 1.2. и 1.6. пункта 1 постановления Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 06.10.2010 № 3263 «Об утверждении схем расположения земельных участков, расположенных в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Кубинка, с местоположением в г.Кубинка».
Постановление Администрации Одинцовского городского округа Московской области № 1502 от 15.11.2019 г., которым отменено постановление Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 23.12.2011 № 4861 «О предоставлении земельного участка ФИО1 расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение АДРЕС с местоположением в АДРЕС» и отменено постановление Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 30.12.2011 № 5032 «О предоставлении земельного участка ФИО2 расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение АДРЕС».
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению в части признании недействительным в силу ничтожности договора № аренды земельного участка с кадастровым номером № от 04.05.2012, заключенного между администрацией Одинцовского муниципального района Московской области и Тайшиным В.Ю; признании отсутствующим права аренды Жаркова Д.Н. на земельный участок с кадастровым номером №; исключении из ЕГРН сведений o правах на данный земельный участок, а также сведений о данном земельном участке как объекте недвижимости; признании недействительным межевания и исключении из ЕГРН сведений о координатах границ и характерных поворотных точках земельного участка кадастровым номером №.
Оснований для признания недействительным в силу ничтожности п. 1.6 постановления администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 06.10.2010 № 3263 «Об утверждении схем расположения земельных участков» не имеется, поскольку ответчиком отменены подпункты 1.1., 1.2. и 1.6. пункта 1 постановления Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 06.10.2010 № 3263 «Об утверждении схем расположения земельных участков, расположенных в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Кубинка, с местоположением в г.Кубинка».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области в лице ТУ Росимущества РФ, ТУ Росимущество в Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления к Жаркову Денису Николаевичу, Администрации Одинцовского городского округа Московской области о признании недействительным постановлений – удовлетворить частично.
Признать недействительным в силу ничтожности договор № аренды земельного участка с кадастровым номером № от 04.05.2012, заключенный между администрацией Одинцовского муниципального района Московской области и Тайшиным В.Ю.
Признать отсутствующим право аренды Жаркова Д.Н. на земельный участок с кадастровым номером №, исключить из ЕГРН сведения o правах на данный земельный участок, а также сведения о данном земельном участке как объекте недвижимости.
Признать недействительным межевание и исключить из ЕГРН сведения о координатах границ и характерных поворотных точках земельного участка кадастровым номером №
Решение является основанием для внесения записи в ЕГРН о прекращении прав аренды и иных ограничений на земельный участок с кадастровым номером № и исключения из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером №.
Исковые требования о признании недействительным в силу ничтожности п. 1.6 постановления администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 06.10.2010 № 3263 «Об утверждении схем расположения земельных участков» - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья Л.Н. Захарова
Мотивированное решение изготовлено 2 декабря 2019 года