63RS0007-01-2022-001581-05
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2022г. г.о.Самара
Волжский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Серовой С.Н.,
при секретаре Головинской М.В.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело №а-1445/2022 по административному исковому заявлению <адрес> к Надкину Н. А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с административным иском к Надкину Н.А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами указав, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе проверки было установлено, что Надкин Н.А. состоит на учете у врача-нарколога с диагнозом «Пагубное употребление наркотических веществ с вредными последствиями». Надкин Н.А. имеет водительское удостоверение № категории «<данные изъяты>)» срок действия которого до ДД.ММ.ГГГГ. Данное водительское удостоверение в настоящее время является действующим. На основании изложенного, административный истец просит суд прекратить действие права на управление транспортными средствами у Надкина Н.А. на основании водительского удостоверения № категории «<данные изъяты>)». Обязать Надкина Н.А. сдать действующее водительское удостоверение в ОГИБДД У МВД России по <адрес>.
Представитель административного истца – помощник прокурора Глебов Г.А., действующий на основании служебного удостоверения, в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Административный ответчик Надкин Н.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений не представил.
Представитель заинтересованного лица – ОМВД России по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором не возражал против удовлетворения административных исковых требований, просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Суд, выслушав административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Пунктом 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств; обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Положениями п. 1, п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 1, п. 2, п. 4 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании п. 1 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании», перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечню медицинских показаний к управлению транспортным средствам, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 года № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», противопоказаниями к управлению транспортными средствами всех категорий являются, в частности алкоголизм, наркомания, токсикомания, умственная отсталость.
Согласно разделу II Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604, противопоказаниями к управлению транспортными средствами являются психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ F10 - F16, F18, F19 (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Судом установлено, что Надкин Н. А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по адресу: <адрес>, состоит на диспансерном наблюдении у врача-нарколога с ДД.ММ.ГГГГ., диагноз: «Пагубное употребление каннабиноидов». У врача-психиатра на динамическом учете не состоит, что подтверждается ответом из ГБУЗ СО «Волжская ЦРБ».
Согласно информации ОГИБДД ОМВД России по <адрес>, Надкин Н. А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет водительское удостоверение № категории «<данные изъяты>», выданное ДД.ММ.ГГГГ, действительное до ДД.ММ.ГГГГ.
Из содержания Приказа Минздрава России от 30 декабря 2015 года N 1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ" следует, что снятие с диспансерного учета (прекращение диспансерного наблюдения) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
В настоящее время доказательств снятия Надкина Н.А. с диспансерного учета на основании заключения врачебно-консультативной комиссии в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), как предусмотрено действующим законодательством, не имеется. Отсутствие заключения врачебно-консультативной комиссии медицинского учреждения о снятии административного ответчика с учета свидетельствует об имеющемся у него медицинском противопоказании для управления транспортными средствами по состоянию здоровья.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что наличие у Надкина Н.А. заболевания, препятствующего возможности управления транспортными средствами является основанием для прекращения действия права Надкина Н.А. на управление транспортными средствами, поскольку данные обстоятельства представляют непосредственную угрозу для безопасности дорожного движения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с чем, с административного ответчика подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление <адрес> удовлетворить.
Прекратить действие права Надкина Н. А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения № категории «<данные изъяты>», выданного ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Надкина Н. А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения сдать действующее водительское удостоверение № в ОГИБДД У МВД России по <адрес>.
Взыскать с Надкина Н. А. в доход бюджета муниципального района <адрес> государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: С.Н. Серова
Мотивированное решение изготовлено 30.05.2022г.