Дело №2а-2953/19 Строка 3.019
УИД №36RS0004-01-2019-001602-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13.06.2019 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Петросян К.М.,
с участием: административного истца Уланова Г.А., представителя административного истца по заявлению Сиволдаева И.В., представителя административного ответчика по доверенности от 30.01.2019 года Колесниковой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Уланова Геннадия Анатольевича к государственной жилищной инспекции Воронежской области о признании незаконным ответа в части отказа в ознакомления с приложениями к протоколам общих собраний собственников помещений МКД,
УСТАНОВИЛ:
Уланов Геннадий Анатольевич обратился в суд с административным иском к государственной жилищной инспекции Воронежской области о признании незаконным отказа в части ознакомления с приложенными к протоколам общих собраний собственников помещений МКД, расположенному по адресу: <адрес>, содержащийся в письме от 14.12.2018 года №1013бн-17.
В административном иске истец указывает, что он является собственником помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Как следует из норм ч.1 ст.46, ч.1.1 ст.46, п.7 ч.3 ст.143.1 ЖК РФ, Положений, утвержденных постановлением Правительства Воронежской области от 03.12.2014 года, в государственной жилищной инспекции Воронежской области хранится информация, непосредственно затрагивающая права и свободы Уланова Г.А. – решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования.
18.10.2018 года Уланов Г.А. направил в ГЖИ Воронежской области заявление о предоставлении всех имеющихся в ГЖИ копий протоколов общих собраний собственников помещений МКД, расположенного по адресу: <адрес> (включая все обязательные приложения, указанные в пункте 19 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственный жилищный надзор, утвержденных Приказом Минстрой России от 25.12.2015 №937 пр.).
Ответом ГЖИ Воронежской области от 14.12.2018 года за №1013бн-17 Уланову Г.А. отказано в ознакомлении с той частью обязательных приложений к протоколам, которые содержат персональные данные собственников помещений МКД. При этом, административный ответчик сослался на ФЗ от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», якобы препятствующих ознакомлению заявителя с приложениями.
Административный истец считает ответ ГЖИ Воронежской области незаконным и нарушающим права Уланова Г.А. на доступ к информации, а изложенную в ответе правовую позицию основанной на неверном применении и толковании норм ФЗ №152 «О персональных данных» в их взаимосвязи с ЖК РФ.
Применительно к спорным правоотношениям между Улановым Г.А. и ГЖИ Воронежской области последняя является оператором персональных данных, содержащихся в запрошенных Улановым Г.А., обязательных приложениях к протоколам собраний собственников помещений МКД.
Как указывает административный истец, им запрошено ознакомление с приложениями к протоколам содержащими персональные данные (в терминах ФЗ №152 – это обработка персональных данных в виде их предоставления конкретному лицу), что в соответствии с п.11 ч.1 ст.6 ФЗ №152 допустимо на основании п.7 ч.3 ст.143.1 ЖК РФ.
В связи с вышеизложенным, административный истец обратился в суд и просит: признать незаконным отказ ГЖИ Воронежской области в части отказа Уланову Г.А. в ознакомлении с приложениями к протоколам общих собраний собственников помещений МКД, расположенного по адресу: <адрес>, содержащийся в письме от 14.12.2018 года за №1013бн-17; обязать ГЖИ Воронежской области предоставить Уланову Г.А. для ознакомления все имеющиеся в ГЖИ Воронежской области протоколы и обязательные приложения к ним общих собраний собственников помещений МКД, расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе рассмотрения дела административный истец в порядке ст.46 КАС РФ уточнил исковые требования и просил: признать незаконным ответ от 14.12.2018 года ГЖИ Воронежской области за №1013бн-17 в части отказа Уланову Г.А. в ознакомлении с приложениями к протоколам общих собраний собственников помещений МКД, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул. 25 января, д.10; обязать ГЖИ Воронежской области предоставить Уланову Г.А. для ознакомления все имеющиеся в ГЖИ Воронежской области протоколы и обязательные приложения к ним состоявшихся общих собраний собственников помещений МКД, расположенного по адресу: <адрес>
В судебном заседании административный истец Уланов Г.А. и его представитель по заявлению Сиволдаев И.В. уточненные исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика по доверенности Колесникова Е.М. исковые требования не признала, просил суд в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском 14.03.2019 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с того момента, когда он узнал о нарушении своих прав, так как обжалуемый отказ, содержится в ответе, датированном 14.12.2018 года.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что административный истец Уланов Г.А. на праве общей долевой собственности является собственником ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 08.11.2006 года (л.д.6).
Административный истец 18.10.2018 года подал в государственную жилищную инспекцию Воронежской области заявление (обращение), зарегистрированное за №10136н, в котором просил предоставить копии всех имеющихся протоколов общих собраний собственников помещений дома, расположенного по адресу: <адрес> включая все обязательные приложения, указанные в п.19 Требований, утвержденных Приказом Минстроя и ЖКХ от 25.12.2015 г. №937/пр (л.д.4).
Согласно ст.9 Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Статья 12 Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ предусматривает, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В силу ч.2 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на обращение административного истца от 18.10.2018 года №10136н, в адрес Уланова Г.А. государственной жилищной инспекции Воронежской области направлен ответ №10136н-17 от 14.12.2018 года (л.д.5), в котором со ссылками на ч.5.1 ст.48 ЖК РФ, п.2 ст.5 ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», ст.ст.3,7 ФЗ от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» указано, что инспекция не вправе предоставить документы, относящиеся к организации и проведению общего собрания собственников помещений МКД и иные приложения к протоколам общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес>, расположенного по <адрес>, содержащие персональные данные собственников для ознакомления.
Также в указанном ответе, административному истцу разъяснено время и место ознакомления и право на ознакомление с протоколами общих собраний собственников помещений МКД, с персональным решением истца и иными документами, относящимися к организации и проведению общего собрания собственников, не содержащими персональных данных.
Изучив содержание обращения Уланова Г.А., полученный им ответ от 14.12.2018 года на обращение от 18.10.2018 года, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком нарушены сроки рассмотрения обращения и направления ответа на обращение от 18.10.2018 год в адрес административного истца, поскольку ответ адресованный Уланову Г.А. датирован 14.12.2018 года, то есть за пределами установленного законом тридцатидневного срока.
Кроме того, ответ государственной жилищной инспекции Воронежской области №10136н-17 от 14.12.2018 года основан на неверном применении норм действующего законодательства.
В соответствии с ч.1 и ч.1.1 ст.46 Жилищного кодекса РФ подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.
Согласно п.7 ч.3 ст.143.1 Жилищного кодекса РФ члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования.
Таким образом, право на ознакомление с документами, подтверждающие итоги голосования на общем собрании закреплено специальной нормой жилищного законодательства, а именно п.7 ч.3 ст.143.1 Жилищного кодекса РФ.
В статье 3 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» указаны основные понятия, в том числе:
1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
3) обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
5) распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;
6) предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
Согласно п.11 ч.6 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных»).
По смыслу приведенных норм закона собственник помещения в многоквартирном доме вправе знакомиться не только с самим протоколом общего собрания, но и с документами, подтверждающими итоги голосования, поскольку указанное право корреспондируется с такими правами собственника жилого помещения многоквартирного дома как участие в общем собрании, оспаривание результатов общих собраний (в том числе, в связи с отсутствием кворума), и других прав, предусмотренных Жилищным кодексом РФ для собственников жилых (нежилых) помещений многоквартирного дома.
Государственная жилищная инспекция Воронежской области, у которой хранится информация (документы) по итогам голосования на общем собрании (подлинники решений и протоколов общего собрания собственников помещений в МКД) является оператором персональных данных.
Поскольку намерение административного истца ознакомиться с итогами голосования общего собрания собственников помещений многоквартирного дома направлено на реализацию его прав, предусмотренных жилищным законодательством, то обстоятельство, что эти решения содержат персональные данные других собственников не может являться препятствием для соответствующего ознакомления на основании ч.1 ст.3 и ст.7 Федерального закона от № 152-ФЗ "О персональных данных", так как право истца на ознакомление с документами, подтверждающие итоги голосования на общем собрании закреплено специальной нормой жилищного законодательства, а именно п.7 ч.3 ст.143.1 Жилищного кодекса РФ.
С учетом изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению, как нормативно обоснованные и документально подтвержденные.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным ответ от 14.12.2018 года государственной жилищной инспекции Воронежской области №1013бн-17 в части отказа Уланову Г.А. в ознакомлении с приложениями к протоколам общих собраний собственников помещений МКД, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать государственную жилищную инспекцию Воронежской области в течение десяти дней с даты вступления настоящего решения суда в законную силу предоставить Уланову Г.А. для ознакомления все имеющиеся в государственной жилищной инспекции Воронежской области протоколы и обязательные приложения к ним состоявшихся общих собраний собственников помещений МКД, расположенного по адресу: <адрес>, о результатах исполнения решения суда сообщить в двухнедельный срок в суд и административному истцу.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 18.06.2019 года
Дело №2а-2953/19 Строка 3.019
УИД №36RS0004-01-2019-001602-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13.06.2019 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Петросян К.М.,
с участием: административного истца Уланова Г.А., представителя административного истца по заявлению Сиволдаева И.В., представителя административного ответчика по доверенности от 30.01.2019 года Колесниковой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Уланова Геннадия Анатольевича к государственной жилищной инспекции Воронежской области о признании незаконным ответа в части отказа в ознакомления с приложениями к протоколам общих собраний собственников помещений МКД,
УСТАНОВИЛ:
Уланов Геннадий Анатольевич обратился в суд с административным иском к государственной жилищной инспекции Воронежской области о признании незаконным отказа в части ознакомления с приложенными к протоколам общих собраний собственников помещений МКД, расположенному по адресу: <адрес>, содержащийся в письме от 14.12.2018 года №1013бн-17.
В административном иске истец указывает, что он является собственником помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Как следует из норм ч.1 ст.46, ч.1.1 ст.46, п.7 ч.3 ст.143.1 ЖК РФ, Положений, утвержденных постановлением Правительства Воронежской области от 03.12.2014 года, в государственной жилищной инспекции Воронежской области хранится информация, непосредственно затрагивающая права и свободы Уланова Г.А. – решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования.
18.10.2018 года Уланов Г.А. направил в ГЖИ Воронежской области заявление о предоставлении всех имеющихся в ГЖИ копий протоколов общих собраний собственников помещений МКД, расположенного по адресу: <адрес> (включая все обязательные приложения, указанные в пункте 19 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственный жилищный надзор, утвержденных Приказом Минстрой России от 25.12.2015 №937 пр.).
Ответом ГЖИ Воронежской области от 14.12.2018 года за №1013бн-17 Уланову Г.А. отказано в ознакомлении с той частью обязательных приложений к протоколам, которые содержат персональные данные собственников помещений МКД. При этом, административный ответчик сослался на ФЗ от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», якобы препятствующих ознакомлению заявителя с приложениями.
Административный истец считает ответ ГЖИ Воронежской области незаконным и нарушающим права Уланова Г.А. на доступ к информации, а изложенную в ответе правовую позицию основанной на неверном применении и толковании норм ФЗ №152 «О персональных данных» в их взаимосвязи с ЖК РФ.
Применительно к спорным правоотношениям между Улановым Г.А. и ГЖИ Воронежской области последняя является оператором персональных данных, содержащихся в запрошенных Улановым Г.А., обязательных приложениях к протоколам собраний собственников помещений МКД.
Как указывает административный истец, им запрошено ознакомление с приложениями к протоколам содержащими персональные данные (в терминах ФЗ №152 – это обработка персональных данных в виде их предоставления конкретному лицу), что в соответствии с п.11 ч.1 ст.6 ФЗ №152 допустимо на основании п.7 ч.3 ст.143.1 ЖК РФ.
В связи с вышеизложенным, административный истец обратился в суд и просит: признать незаконным отказ ГЖИ Воронежской области в части отказа Уланову Г.А. в ознакомлении с приложениями к протоколам общих собраний собственников помещений МКД, расположенного по адресу: <адрес>, содержащийся в письме от 14.12.2018 года за №1013бн-17; обязать ГЖИ Воронежской области предоставить Уланову Г.А. для ознакомления все имеющиеся в ГЖИ Воронежской области протоколы и обязательные приложения к ним общих собраний собственников помещений МКД, расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе рассмотрения дела административный истец в порядке ст.46 КАС РФ уточнил исковые требования и просил: признать незаконным ответ от 14.12.2018 года ГЖИ Воронежской области за №1013бн-17 в части отказа Уланову Г.А. в ознакомлении с приложениями к протоколам общих собраний собственников помещений МКД, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул. 25 января, д.10; обязать ГЖИ Воронежской области предоставить Уланову Г.А. для ознакомления все имеющиеся в ГЖИ Воронежской области протоколы и обязательные приложения к ним состоявшихся общих собраний собственников помещений МКД, расположенного по адресу: <адрес>
В судебном заседании административный истец Уланов Г.А. и его представитель по заявлению Сиволдаев И.В. уточненные исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика по доверенности Колесникова Е.М. исковые требования не признала, просил суд в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском 14.03.2019 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с того момента, когда он узнал о нарушении своих прав, так как обжалуемый отказ, содержится в ответе, датированном 14.12.2018 года.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что административный истец Уланов Г.А. на праве общей долевой собственности является собственником ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 08.11.2006 года (л.д.6).
Административный истец 18.10.2018 года подал в государственную жилищную инспекцию Воронежской области заявление (обращение), зарегистрированное за №10136н, в котором просил предоставить копии всех имеющихся протоколов общих собраний собственников помещений дома, расположенного по адресу: <адрес> включая все обязательные приложения, указанные в п.19 Требований, утвержденных Приказом Минстроя и ЖКХ от 25.12.2015 г. №937/пр (л.д.4).
Согласно ст.9 Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Статья 12 Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ предусматривает, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В силу ч.2 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 N59-ФЗ в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на обращение административного истца от 18.10.2018 года №10136н, в адрес Уланова Г.А. государственной жилищной инспекции Воронежской области направлен ответ №10136н-17 от 14.12.2018 года (л.д.5), в котором со ссылками на ч.5.1 ст.48 ЖК РФ, п.2 ст.5 ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», ст.ст.3,7 ФЗ от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» указано, что инспекция не вправе предоставить документы, относящиеся к организации и проведению общего собрания собственников помещений МКД и иные приложения к протоколам общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес>, расположенного по <адрес>, содержащие персональные данные собственников для ознакомления.
Также в указанном ответе, административному истцу разъяснено время и место ознакомления и право на ознакомление с протоколами общих собраний собственников помещений МКД, с персональным решением истца и иными документами, относящимися к организации и проведению общего собрания собственников, не содержащими персональных данных.
Изучив содержание обращения Уланова Г.А., полученный им ответ от 14.12.2018 года на обращение от 18.10.2018 года, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком нарушены сроки рассмотрения обращения и направления ответа на обращение от 18.10.2018 год в адрес административного истца, поскольку ответ адресованный Уланову Г.А. датирован 14.12.2018 года, то есть за пределами установленного законом тридцатидневного срока.
Кроме того, ответ государственной жилищной инспекции Воронежской области №10136н-17 от 14.12.2018 года основан на неверном применении норм действующего законодательства.
В соответствии с ч.1 и ч.1.1 ст.46 Жилищного кодекса РФ подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.
Согласно п.7 ч.3 ст.143.1 Жилищного кодекса РФ члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования.
Таким образом, право на ознакомление с документами, подтверждающие итоги голосования на общем собрании закреплено специальной нормой жилищного законодательства, а именно п.7 ч.3 ст.143.1 Жилищного кодекса РФ.
В статье 3 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» указаны основные понятия, в том числе:
1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
3) обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
5) распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;
6) предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
Согласно п.11 ч.6 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных»).
По смыслу приведенных норм закона собственник помещения в многоквартирном доме вправе знакомиться не только с самим протоколом общего собрания, но и с документами, подтверждающими итоги голосования, поскольку указанное право корреспондируется с такими правами собственника жилого помещения многоквартирного дома как участие в общем собрании, оспаривание результатов общих собраний (в том числе, в связи с отсутствием кворума), и других прав, предусмотренных Жилищным кодексом РФ для собственников жилых (нежилых) помещений многоквартирного дома.
Государственная жилищная инспекция Воронежской области, у которой хранится информация (документы) по итогам голосования на общем собрании (подлинники решений и протоколов общего собрания собственников помещений в МКД) является оператором персональных данных.
Поскольку намерение административного истца ознакомиться с итогами голосования общего собрания собственников помещений многоквартирного дома направлено на реализацию его прав, предусмотренных жилищным законодательством, то обстоятельство, что эти решения содержат персональные данные других собственников не может являться препятствием для соответствующего ознакомления на основании ч.1 ст.3 и ст.7 Федерального закона от № 152-ФЗ "О персональных данных", так как право истца на ознакомление с документами, подтверждающие итоги голосования на общем собрании закреплено специальной нормой жилищного законодательства, а именно п.7 ч.3 ст.143.1 Жилищного кодекса РФ.
С учетом изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению, как нормативно обоснованные и документально подтвержденные.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным ответ от 14.12.2018 года государственной жилищной инспекции Воронежской области №1013бн-17 в части отказа Уланову Г.А. в ознакомлении с приложениями к протоколам общих собраний собственников помещений МКД, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать государственную жилищную инспекцию Воронежской области в течение десяти дней с даты вступления настоящего решения суда в законную силу предоставить Уланову Г.А. для ознакомления все имеющиеся в государственной жилищной инспекции Воронежской области протоколы и обязательные приложения к ним состоявшихся общих собраний собственников помещений МКД, расположенного по адресу: <адрес>, о результатах исполнения решения суда сообщить в двухнедельный срок в суд и административному истцу.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 18.06.2019 года