Судья Кутиченко Е.А. Дело № 33а-15951/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Редченко Е.В.,
судей Вердияна Г.В., Мертехина М.В.,
при ведении протокола помощником судьи Сорокиным Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 24 мая 2021 года апелляционную жалобу фио на решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 8 декабря 2020 года по административному делу по административному иску фио к Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области о признании незаконным распоряжения и возложении обязанностей,
заслушав доклад судьи Вердияна Г.В.,
установила:
фио (далее также административный истец) обратился в суд с административным иском к Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области о признании незаконным распоряжения от 9 августа 2019 года №206/1-р «О проведении обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>». Просил возложить обязанность на административного ответчика по отмене названного распоряжения с момента его издания, установив срок для исполнения решения суда.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что в период с 2 августа 1998 года по 3 августа 2011 года он проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и 27 апреля 2011 года ему, как военнослужащему, было предоставлено жилое помещение по указанному адресу по договору социального найма для временного проживания. 29 апреля 2011 года административный истец был признан военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе, а 30 июня 2011 года уволен в запас по состоянию здоровья, с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения для постоянного проживания. 1 августа 2011 года он исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат г. Наро-Фоминска, Московской области.
Решением Наро-Фоминского городского суда Московской области по гражданскому делу от 29 ноября 2018 года № 2-4128/2018 признано право майора запаса фио состоять в очереди в Едином реестре военнослужащих на улучшение жилищных условий, как военнослужащего, досрочно уволенного с военной службы в запас, по состоянию здоровья.
Решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 26 декабря 2019 года фио поставлен на жилищный учет с 30 июня 2011 года.
При приведенных обстоятельствах, как считает административный истец, он вселился в спорное жилое помещение и продолжает им пользоваться на законных основаниях, до момента его обеспечения жильем на постоянной основе. Однако 9 августа 2019 года было принято оспариваемое распоряжение Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области которое было реализовано 18 сентября 2019 года. В ходе обследования были выявлены вещи административного истца, в дальнейшем, 27 сентября 2019 года ему было выдано уведомление № 3544 об освобождении незаконно занимаемого жилого помещения.
Указанное распоряжение административный истец считает незаконным, поскольку произведено без надлежащего уведомления о совершении определённых действий, затрагивает и нарушает его конституционные права на неприкосновенность жилища, его личную жизнь, незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну.
Административный истец указывает, что об оспариваемом распоряжении впервые узнал после получения его представителем 25 декабря 2019 года в ходе предварительного заседания по гражданскому делу № 2-
Решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 8 декабря 2020 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе фио просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы. судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями ч. 1 ст. 218 (кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, определением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 12 июля 2019 года по гражданскому делу № 2-282/2020 (2-2659/2019) по иску Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа к фио об истребовании муниципального жилого помещения из чужого незаконного владения, обязании освободить муниципальное жилое помещение, судом было предложено Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области представить в обоснование исковых требований об освобождении муниципального жилого помещения доказательства нахождения у фио во владении и пользовании муниципального жилого помещения на момент рассмотрения этого гражданского дела.
Со ссылкой на исполнение указанного определения Наро-Фоминского городского суда Московской области от 12 июля 2019 года по делу № 2-282/2020 (2-2659/2019) в целях сбора доказательств нахождения в муниципальном жилом помещении имущества (личных вещей) фио Комитетом по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области издано оспариваемое распоряжение от 09 августа 2019 года № 206/1-р «О проведении обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>». В распоряжении предписывалось организовать комиссионное обследование муниципального жилого помещения с кадастровым номером 50:26:0110605:3945 площадью 29,6 кв. м, по указанному адресу, входящего в состав муниципального жилищного фонда муниципального образования Наро-Фоминский городской округ Московской области, с извещением представителей Территориального управления, управляющей компании, участкового уполномоченного полиции Наро-Фоминского отдела полиции УМВД России по Наро-Фоминскому городскому округу и фио или его представителя. В распоряжении указаны мероприятия, которые надлежало осуществить в ходе обследования муниципального жилого помещения: вскрыть жилое помещение (в случае неявки фио или его представителя), заменить (провести ремонт) поврежденного дверного замка (в случае его вскрытия при отсутствии фио или его представителя); провести осмотр жилого помещения и всего расположенного в нем движимого имущества, вещей, а также осмотр (изучение) документов (или их копий) на предмет установления их принадлежности фио; составить опись всего движимого имущества, относящегося к предметам быта и личным вещам; закрыть и опечатать входную дверь; ключи от квартиры передать на хранение в отдел жилищных отношений Комитета по управлению имуществом; составить акт скрытия (осмотра) с фотоматериалами.
В соответствии с Положением о Комитете, утвержденным решением Совета Депутатов Наро-Фоминского городского округа от 14 ноября 2017 № 6/7, Комитет по управлению имуществом входит в структуру администрации Наро-Фоминского городского округа и является функциональным исполнительно-распорядительным органом администрации в области приватизации, управления и распоряжения муниципальным имуществом Наро-Фоминского городского округа. Комитет от лица муниципального образования Наро-Фоминского городского округа, руководствуясь правовыми актами органов местного самоуправления Наро-Фоминского городского округа, ведет учет и обеспечение проживающих на территории Наро-Фоминского городского округа нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан, а также осуществляет иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Кроме того, Комитет представительствует в судах, обращается в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от лица муниципального образования - Наро-Фоминский городской округ Московской области, в защиту имущественных и иных прав и законных интересов муниципального образования - Наро-Фоминский городской округ <данные изъяты> по вопросам приватизации, управления и распоряжения муниципальным имуществом.
Согласно выписке из ЕГРН от 8 февраля 2019 года на жилое помещение по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты>, с 9 ноября 2016 года зарегистрировано право собственности муниципального образования городское поселение Наро-Фоминск Наро-Фоминского муниципального района Московской области за № 50-50/026- 50/026/004/2016-5050/1.
В соответствии с Законом Московской области от 24 мая 2017 года № 77/2017-03 «Об организации местного самоуправления на территории Наро-Фоминского муниципального района» муниципальное образование «Наро-Фоминский муниципальный район» было преобразовано в муниципальное образование «Наро-Фоминский городской округ».
Согласно решению фио-Фоминского городского округа <данные изъяты> от 28 сентября 2017 года № 5/3 «Об имуществе, переходящем в собственность Наро-Фоминского городского округа», все имущество, находящееся в собственности преобразованных муниципальных образований Наро-Фоминского муниципального района Московской области переходит в собственность муниципального образования - Наро-Фоминский городской округ Московской области.
Таким образом, в настоящее время на жилое помещение с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 29,6 кв. м, расположенное по адресу: <данные изъяты> зарегистрировано право собственности муниципального образования Наро-Фоминский городской округ Московской области за <данные изъяты>.
По сообщению администрации территориального управления Наро-Фоминск администрации Наро-Фоминского городского округа от 30 октября 2018 года № 153-01Вх-1885КУИ муниципальное жилое помещение долгое время фактически занято личными вещами фио, который в квартире не зарегистрирован, не проживает, коммунальные платежи на протяжении всего периода занятия квартиры не оплачивает.
Сотрудниками Территориального управления неоднократно предпринимались попытки исследовать муниципального жилое помещение, однако, поспасть в квартиру было невозможно в связи с тем, что квартира была закрыта. В телефонных разговорах фио сотрудниками территориального управления неоднократно были даны разъяснения о необходимости освободить занимаемое им муниципальное жилое помещение. Однако Ветохин А.В. освободить квартиру отказывался, ссылаясь на то, что муниципальное жилое помещение предоставлено ему на основании договора служебного найма от 27 апреля 2011 года № 24, заключенного между фио и Наро-Фоминской КЭЧ. При этом срок договора служебного найма от 27 апреля 2011 года № 24 истек 20 июня 2013 года. В соответствии с письмом ФГКУ Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 12 декабря 2019 года № 194/31/2/22373 договор служебного найма от № 24, после истечения срока действия данного договора, не продлевался.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ ФГКЭУ «Наро-Фоминская КЭЧ района» Минобороны России прекратило свою деятельность 1 сентября 2011 года путем реорганизации в форме присоединения к ФКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 года № 1015-р объекты, находящиеся в федеральной собственности Наро-Фоминской КЭЧ Московского военного округа, расположенные в г. Наро-Фоминске, в том числе жилое помещение по адресу: <данные изъяты>, были переданы в муниципальную собственность Наро-Фоминского района Московской области по акту передачи от 1 сентября 2005 года.
В соответствии со ст. 102 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) переход права собственности на служебное жилое помещение влечет за собой прекращение договора найма такого помещения, за исключением случаев, если новый собственник является стороной трудового договора с работником-нанимателем помещения. Таким образом, договоры найма служебных жилых помещений, ранее заключенные между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации, как прежним собственником, в настоящее время не имеют юридической силы.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями, либо денежными выплатами для приобретения жилого помещения на основания и в соответствии с положениями Федерального закона «О статусе военнослужащих» за счет средств и служебных помещений, предоставляемых Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексам РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке.
Согласно ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении фио в удовлетворении административного иска, суд исходил из тех обстоятельств, что у фио законных оснований владения и пользования муниципальным жилым помещением отсутствуют. Вместе с тем распоряжение Комитета от 9 августа 2019 года № 206/1-р «О проведении обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>» является законным и обоснованным ненормативно-правовым актом, изданным в пределах полномочий Комитета по управлению и распоряжению муниципальным имуществом по владению, пользованию и распоряжению муниципальным жилым помещением, установленных в соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ и предусмотренных Положением о Комитете.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку, и одновременно полагает необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства.
Судебной коллегий в качестве доказательства получено апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 14 сентября 2020 года по делу № 33-23032/2020 (50RS0029-01-2019-002902-03), из которого следует, что решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 10 марта 2020 года административное исковое заявление Комитета по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области к фио об истребовании муниципального имущества – квартиры по указанному адресу, и обязании освободить муниципальное жилое помещение, удовлетворено.
Из полученного судебной коллегией копии определения судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 15 февраля 2021 года, что фио обращался в суд с административным исковым заявлением к администрации фио-Фоминского городского округа Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, органу внутренних дел и управляющей компании о признании действий по вскрытию и проникновению в жилое помещение по <данные изъяты> <данные изъяты>, обязании не чинить препятствия во владении и пользовании квартирой. Решением Норофоминского городского суда Московской области от 22 января 2020 года фио отказано.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд с достаточной полнотой исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, его выводы подробно изложены в мотивировочной части решения, основаны на всестороннем и объективном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств, оцененных судом в соответствии с правилами статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Апелляционная жалоба не содержит указаний о допущенных судом нарушениях норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 310 КАС РФ являются основанием для отмены решения суда, и судебной коллегией таких оснований не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 8 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу фио без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи