Решение по делу № 2-3204/2016 от 15.08.2016

Дело № 2-3204/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Саранск 27 сентября 2016 г.

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

судьи - Бурлакова И.И.,

при секретаре судебного заседания - Кувакиной И.А.,

с участием в деле:

истца – Бажанова С. А.,

ответчика – Министерства внутренних дел по Республике Мордовия,

представителя ответчика – Анисимовой Е. А., действующей на основании доверенности № 40/1 от 11 января 2016 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бажанова С. А. к Министерству внутренних дел по Республике Мордовия об отмене дисциплинарного взыскания,

установил:

Бажанов С.А. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Мордовия об отмене дисциплинарного взыскания.

В обоснование требований указано, что согласно приказу по личному составу № 5 от 21 января 2016 г. начальника ОМВД РФ по Зубово-Полянскому муниципальному району с 21 января 2016 г. он назначен временно исполняющим обязанности начальника ИВС ОМВД РФ по Зубово- Полянскому муниципальному району.

15 февраля 2016 г. в ИВС (изолятор временного содержания) были этапированы подсудимые: ФИО6, ФИО7, ФИО4, ФИО1, ФИО8, которые содержались в ИВС до 14 марта 2016 г.

25 февраля 2016 г. и 10 марта 2016 г. судьями Зубово - Полянского районного суда Республики Мордовия ФИО3, ФИО9, в производстве которых находились уголовные дела для рассмотрения в отношении указанных подсудимых, были направлены в адрес начальника ОМВД ходатайства о неэтапировании указанных лиц из ИВС ОМВД по Зубово - Полянскому муниципальному району и продлении срока содержания подсудимых в ИВС сверх установленных сроков. Ходатайства судей начальником и заместителем ОМВД были отписаны на исполнение - Бажанову С.А.

29 марта 2016 г. в ходе проверки ИВС ОМВД РФ по Зубово-Полянскому муниципальному району инспектором ООПАЗ УОООП МВД по Республике Мордовия старшим лейтенантом ФИО2 был написан рапорт на имя министра МВД по Республике Мордовия о том, что в действиях Бажанова С.А. усматриваются признаки нарушения требований Федерального закона № 103 от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и ведомственных приказов МВД РФ, в части превышения сроков содержания вышеуказанных подсудимых, на основании которого проведена служебная проверка, по результатам которой приказом Министра внутренних дел по Республике Мордовия Бажанову С.А. наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Считает, что данное дисциплинарное взыскание ему наложено необоснованно и незаконно.

На основании вышеизложенного просил суд дисциплинарное взыскание в виде выговора отменить, как необоснованно и незаконно наложенное.

В судебное заседание истец – Бажанов С.А. исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика – Министерства внутренних дел по Республике Мордовия Анисимова Е.А. исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования Бажанова С. А. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что приказом по личному составу № 5 л/с от 21 января 2016 г. начальника ОМВД РФ по Зубово-Полянскому муниципальному району Бажанов С. А. с 21 января 2016 г. назначен временно исполняющим обязанности начальника ИВС ОМВД РФ по Зубово-Полянскому муниципальному району.

18 мая 2016 г. приказом № 301 Министра внутренних дел по Республике Мордовия Бажанову С. А. – инспектору направления по осуществлению административного надзора отдела МВД России по Зубово-Полянскому муниципальному району майору полиции объявлен строгий выговор за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в ненадлежащем исполнении п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений вы отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от15 июля 1995 г. № 103 – ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых обвиняемых в совершении преступлений», пункта 5.8. приказа ОМВД от 11 января 2016 г. № 7 «Об утверждении Решения на охрану, конвоирование и содержание подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений на 2016 год».

Данный приказ является законным и обоснованным по следующим основаниям.

В силу статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Согласно статье 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) настоящим Федеральным законом;

3) Федеральным законом от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (далее - Федеральный закон "О полиции"), Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел;

4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона N 342-ФЗ за нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел в соответствии со статьями 47, 49 - 51 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания.

Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона N 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; 6) увольнение со службы в органах внутренних дел.

Аналогичные дисциплинарные взыскания предусмотрены и в пункте 33 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N 1377.

Пункт 40 Дисциплинарного устава предусматривает, что дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства. При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка руководитель (начальник) может освободить сотрудника от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным предупреждением.

Таким образом, обстоятельства, которые подлежат учету при наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника органов внутренних дел, схожи с предусмотренными трудовым законодательством.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Закона Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере.

В соответствии пунктом 18 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел обязан: по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо уполномоченного руководителя временно исполнять обязанности, не предусмотренные должностным регламентом (должностной инструкцией) по замещаемой должности в органах внутренних дел, без освобождения от замещаемой должности.

Приказом ОМВД России по Зубово-Полянскому муниципальному району от 21 января 2016 г. № 5 л/с на майора полиции Бажанова С. А. возложено временное исполнение обязанностей начальника изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела, с соответствующей оплатой.

Приказом МВД России от 07 марта 2006 г. № 140 дсп «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» установлено, что начальник ИВС подчиняется заместителю начальника полиции (по охране общественного порядка) и начальнику территориального органа МВД России. Он непосредственно обеспечивает предусмотренный законом порядок содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС, руководит службой нарядов ИВС и подчиненными конвойными отделениями, а также несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на ИВС задач и функций, а именно обеспечивает прием и содержание в соответствии с действующим законодательством подозреваемых и обвиняемых в ИВС (пункт 30).

Приказом ОМВД России по Зубово-Полянскому муниципальному району от 11 января 2016 г. № 7, на врио начальника ИВС Бажанова С.А. возложена своевременная подготовка и этапирование заключенных под стражу лиц в следственные изоляторы УФСИН России по Республике Мордовия силами и средствами подчиненного конвойного подразделения, а также конвойными нарядами ОРОК ПО МВД по Республике Мордовия, согласно разработанных и утвержденных маршрутов конвоирования (подпункт 5.8).

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» задержанные могут переводиться из следственных изоляторов в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий или судебного рассмотрения дел, не более чем на десять суток в течение месяца. Основанием для такого перевода является постановление следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда.

Проверкой организации деятельности ИВС ОМВД по Зубово-Полянскому муниципальному району, проведенной 31 марта 2016 г. сотрудниками МВД по Республике Мордовия установлены нарушения вышеуказанных Федерального закона и ведомственных правовых актов начальником ИВС Бажановым С.А. А именно, в ИВС отдела практически месяц беспрерывно (с 15 февраля 2016 г. по 14 марта 2016 г.) содержались 5 граждан (ФИО6, ФИО7, ФИО5, ФИО1 и ФИО8) в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что Врио начальника ИВС ОМВД по Зубово-Полянскому муниципальному району майор полиции Бажанов С.А., действительно, нарушил требования Федерального законодательства Российской Федерации, то есть совершил виновное бездействие, повлекшее за собой нарушение прав и свобод человека (в данном случае 5 граждан), что в соответствии пунктом 4 части 2 статьи 49 Закона о службе в ОВД является грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником, а в соответствии со статьей 50 Дисциплинарного устава ОВД, на сотрудника, допустившего грубое нарушение служебной дисциплины, независимо от наличия или отсутствия у него дисциплинарных взысканий может быть наложено любое дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения со службы в органах внутренних дел.

При этом, доказательств того, что содержание спецконтингента в ИВС, в нарушении закона осуществлялось им во исполнение решения суда и по приказу руководителя территориального органа МВД России на районном уровне не обоснован, истцом суду в силу статьи 56 ГПК Российской Федерации не предоставлено.

В материалах служебной проверки содержаться копии писем судей Зубово-Полянского районного суда с просьбой оставить подсудимых в ИВС отдела, однако, эти письма не являются процессуальными документами (постановление или определение) как того требует статья 13 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Исходя из визы руководителя на этих письмах: «Бажанову С.А.» или «Бажанову С.А. для исп.» следует, что истцу поручено рассмотрение вышеуказанных просьб. Каких-либо ответов в адрес суда истцом подготовлено не было.

В ходе рассмотрения дела истец пояснил, что при оставлении спецконтингента в ИВС и не этапировании его в СИЗО, он понимал, что нарушает Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и требования ведомственных правовых актов, так как приказом ОМВД России по Зубово-Полянскому муниципальному району от 11 января 2016 г. № 7 именно на него возложена своевременная подготовка и этапирование заключенных под стражу лиц в следственные изоляторы УФСИН России по Республике Мордовия, а приказом МВД России от 07 марта 2006 г. № 140 дсп «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» именно истец (начальник ИВС) непосредственно обеспечивает предусмотренный законом порядок содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС, однако, он исполнял приказ руководителя, хотя и понимал, что этот приказ не основан на законе.

При этом, статьей 12 Дисциплинарного устава, предусмотрено, что приказ, отдаваемый руководителем (начальником), обязателен для исполнения подчиненными, за исключением заведомо незаконного приказа. При получении приказа, явно противоречащего закону, сотрудник обязан руководствоваться законом. При этом сотрудник обязан уведомить руководителя (начальника), отдавшего заведомо незаконный приказ, или вышестоящего руководителя (начальника) о неисполнении незаконного приказа.

В связи с чем, Бажанов С.А., понимая, что приказ руководителя о не этапировании лиц, содержащихся в ИВС (если бы такой имел место быть в действительности), является заведомо незаконным, так как нарушает предусмотренный законом порядок содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС, должен был руководствоваться законом или обратиться к вышестоящему руководству, поставив в известность об этом приказе.

Принимая во внимание характер и тяжесть допущенных истцом нарушений служебной дисциплины, суд полагает, что наложение дисциплинарного взыскания на истца, как сотрудника, в виде строгого выговора, является адекватной мерой дисциплинарного взыскания. В данном случае действия истца при осуществлении функций, отнесенных к его компетенции, правильно были квалифицированы работодателем как дисциплинарный проступок, влекущий наступление предусмотренной законом ответственности.

Наложенное на истца взыскание в виде строгого выговора соответствуют тяжести проступка, правовые основания для признания незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания, а также для отмены приказа отсутствуют.

В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

При таких обстоятельствах исковые требования Бажанова С. А. к Министерству внутренних дел по Республике Мордовия об отмене дисциплинарного взыскания являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия

решил:

исковые требования Бажанова С. А. к Министерству внутренних дел по Республике Мордовия об отмене дисциплинарного взыскания оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия И.И. Бурлаков

Мотивированное решение суда изготовлено 03 октября 2016 г.

Судья И.И. Бурлаков

2-3204/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бажанов С.А.
Ответчики
Министерство внутренних дел по Республике Мордовия
Суд
Ленинский районный суд г. Саранск Республики Мордовия
Дело на странице суда
leninsky.mor.sudrf.ru
15.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
16.08.2016Передача материалов судье
19.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2016Подготовка дела (собеседование)
31.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.09.2016Судебное заседание
27.09.2016Судебное заседание
03.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее