Дело № 2-566/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Кострома 25 июня 2018 года
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Иванова С.Ю.,
при секретаре Злобиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ларионова Алексея Александровича, Ларионовой Любови Александровны к администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании права общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Ларионов А.А., Ларионова Л.А. обратились в суд с иском к администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании права общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что их деду Л. Ле.А. на праве собственности принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: ***, и который он построил своими силами ориентировочно в 1956 году. Однако своим правом по регистрации права собственности в установленном законом порядке не воспользовался.
После смерти Л. Ле.А. (20 марта 2010 года) наследником явился его сын, Л.А.Л. (отец истцов), который фактически принял наследство в виде жилого дома.
На основании решения Шунгенского сельского совета от 25 февраля 2003 года № 352 при жизни Л.А.Л. было выдано свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей в отношении земельного участка, площадью 0,14 га, расположенному по адресу: ***.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Костромской области в государственном реестре прав на недвижимое имущество права на указанные жилой дом и земельный участок не зарегистрированы.
После смерти Л. Ле.А. (9 октября 2017 года) истцы (дети наследодателя) явились наследниками по закону в отношении жилого дома и земельного участка. Отмечают, что с момента открытия наследства предпринимают меры по сохранности наследственного имущества, несут бремя по его содержанию.
В целях оформления наследственных прав обращались к нотариусу, однако в выдаче свидетельства на наследство по закону им было отказано, поскольку право собственности на жилой дом и земельный участок не зарегистрировано в Управлении Росреестра по Костромской области, равно как не поставлено на кадастровый учет.
Помимо прочего, препятствием для оформления наследственных прав в отношении земельного участка, является неполное указание в документе имени и отчества Л. Ле.А., а также отсутствие указания на адрес земельного участка.
С учетом изложенного и со ссылкой на ст. 12, 18, 218, 1112, 1141-1142, 1152-1154, 1181 Гражданского кодекса РФ, истцы просят суд:
- включить в наследство, открывшееся после смерти Л.А.Л., умершего 9 октября 2017 года, имущество, состоящее из жилого дома и земельного участка, площадью 0,14 га, расположенных по адресу: ***;
- признать за Ларионовым Алексеем Александровичем в порядке наследования право общей долевой собственности, доля в праве 1/2, на жилой дом и земельный участок, площадью 0,14 га, расположенные по адресу: ***;
- признать за Ларионовой Любовью Александровной в порядке наследования право общей долевой собственности, доля в праве 1/2, на жилой дом и земельный участок, площадью 0,14 га, расположенные по адресу: ***.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Смирнова Р.Г.
В судебное заседание истцы Ларионов А.А., Ларионова Л.А. поддержали заявленные требования по доводам и основаниям, в нем изложенным. Суду пояснили, что похороны отца осуществляли за свой счет. Для вступления в права наследства они собирали необходимые документы, но нотариусом в принятии заявления было отказано в связи с недостаточностью документом и наличием в них противоречий, в связи вынуждены были обратиться в суд. За время после смерти отца неоднократно приезжали в дом и на земельный участок, присматривали за ними, как за своим собственным имуществом, то есть фактически приняли наследство. Супруга отца Смирнова Р.Г. в похоронах отца не участвовала, никаких затрат не несла. После смерти отца проживала в своей квартире в другом населенном пункте. К нотариусу с заявлением о вступлении в права наследства не обращалась, и никаких документов для оформления наследства не собирала. Иных наследников после отца нет, в связи с чем просили признать за ними право собственности на жилой дом и земельный участок в равных долях, по 1/2 доле за каждым.
Ответчик администрация Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, будучи извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела в его отсутствие, отметила отсутствие материально-правового интереса в отношении спорных объектов недвижимости, оставив разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Смирнова Р.Г., подтвердив доводы истцов, против удовлетворения заявленных Ларионовыми требований не возражала, указав, что на наследство после смерти Л.А.Л. не претендует, написав соответствующее заявление.
Выслушав истцов, исследовав материалы дела, обозрев наследственное дело Л. Ле.А., с учетом позиции стороны ответчика и третьего лица Смировой Р.Г. к заявленным требованиям, отсутствием правопритязаний с ее стороны на наследственное имущество после смерти Л.А.Л., суд приходит к следующему.
Конституцией РФ каждому гарантировано право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, а также право наследования (ст. 35).
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ признание права - один из способов защиты гражданских прав.
В силу положений п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1111 Гражданского кодекса РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1113 Гражданского кодекса РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В силу п. 1 ст. 1110 Гражданского кодекса РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В соответствии со ст. 1141 Гражданского кодекса РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
Согласно п. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со ст. 1181 Гражданского кодекса РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.
Объектами спора являются жилой дом и земельный участок, площадью 0,14 га, расположенные по адресу: ***
Как следует из материалов дела, Ларионов Л.А., *** года рождения, умер 20 марта 2010 года, о чем в Отделе ЗАГС по Костромскому муниципальному району имеет актовая запись о смерти *** от 23 марта 2010 года (л.д. 56).
После его смерти открылось наследство в виде жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: ***.
В Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных правах на указанные объекты отсутствует, что следует из уведомлений Управления Росреестра по Костромской области.
Из сообщений органов технической инвентаризации (ОГБУ «Костромаоблкадастр - областное БТИ», Костромское отделение Верхне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ) сведения о собственниках жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: *** также отсутствуют.
Однако принадлежность указанных жилого дома и земельного участка наследодателю Л. Ле.А. подтверждается сведениями из похозяйственных книг д. *** исполнительного комитета Шунгенского сельского Совета депутатов трудящихся Костромского района Костромской области за период с 1961 года, где Л. Ле.А. указан в качестве главы домовладения.
Согласно свидетельству на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 5 февраля 1993 года Л. Ле.А. предоставлен в пользование земельный участок в д. *** площадью 0,14 га. Недостатки в свидетельстве в части некорректного написания отчества Л. и в части отсутствия привязки земельного участка к населенному пункту д. ***, могут быть устранены и восполнены за счет данных, имеющихся в Книге регистрации и выдачи свидетельств на право собственности на землю за период с 23.11.1992 года по 14.04.1993 года.
Кроме того, в материалах инвентаризации земель населенного пункта Пасынково имеются записи о том, что за Л. Ле.А. учтен в пользовании земельный участок с расположенным на нем жилым домом, на картографическом плане земельный участок обозначен за номером ***.
Ответчик администрация Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района каких-либо претензий к стороне истца по вопросу принадлежности спорного жилого дома и земельного участка семье Ларионовых, равно как и материально-правового интереса к спорным объектам не проявили.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для включения спорных объектов недвижимости в состав наследственной массы после Л. Ле.А.
Наследниками по закону первой очереди после смерти Л. Ле.А. явились его сын *** и его супруга Л.П.А. Факт состояния Л. Ле.А. на момент его смерти в зарегистрированном браке с Л.П.А. документально подтвержден, сторонами не оспаривался. Иных наследников Л. Ле.А. судом не установлено.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Способы принятия наследства предусмотрены в ст. 1153 Гражданского кодекса РФ путем подачи заявления к нотариусу по месту открытия наследства о принятии наследства либо путем фактического принятия наследства.
Кроме того, в силу названных норм, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно п. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
По сведениям нотариуса нотариального округа города Костромы и Костромского района Костромской области Р.С.В. в 2010 году было заведено наследственное дело *** к имуществу умершего Л. Ле.А., согласно которому Л.А.Л., Л.П.А. были выданы свидетельства о праве на наследство по закону в отношении наследственного имущества, состоящего из денежных вкладов умершего (в равных долях).
Таким образом, не зависимо от совершения действий по фактическому принятию наследства после смерти наследодателя Л.А.Л. и Л.П.А. реализовали свои наследственные права после Л. Ле.А., в том числе в объеме спорного имущества.
Л.П.А. умерла 6 мая 2016 года, после ее смерти наследником является ее сын Л.А.Л. Иных наследником по закону судом не установлено.
Из пояснений стороны истца следует, что Л.А.Л. после смерти матери фактически принял наследство в отношении 1/2 доли в праве собственности на жилой дом и земельный участок, продолжая проживать в спорном домовладении и пользуясь земельным участком, как своим собственным имуществом.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истцов, не доверять которым у суда оснований не имеется.
9 октября 2017 года умирает Л.А.Л., после смерти которого открывается наследство в виде спорного имущества. Наследниками по закону первой очереди после его смерти явились: супруга Смирнова Р.Г. и совершеннолетние дети Ларионова Л.А. и Ларионов А.А.
Факт состояния Ларионовой Л.А., Ларионова А.А. на момент смерти наследодателя в родственных отношениях, а Смирновой Р.Г. - в зарегистрированном браке с Л.А.Л. документально подтвержден, сторонами не оспаривался. Иных наследников Л.А.Л. судом не установлено.
Судом установлено, что супруга Л.А.Л. - Смирнова Р.Г. правопритязаний в отношении наследственного имущества не имеет, к нотариусу с соответствующим заявлением не обращалась, напротив, согласно имеющемуся в материалах дела заявлению указала на отсутствие претензий на наследственное имущество, согласившись с требованиями истцов.
Совершая действия по пользованию жилым домом и земельным участком, принадлежащими наследодателю Л.А.Л., его дети (истцы по настоящему делу) фактически совершили действия по принятию наследственного имущества после смерти отца, и тем самым реализовали свои наследственные права в объеме спорного имущества.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Ларионова А.А., Ларионовой Л.А. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ларионова Алексея Александровича, Ларионовой Любови Александровны к администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании права общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования, - удовлетворить.
Включить в наследство, открывшееся после Л.А.Л., умершего 9 октября 2017 года, имущество, состоящее из жилого дома и земельного участка, площадью 0,14 га, расположенных по адресу: ***.
Признать за Ларионовым Алексеем Александровичем в порядке наследования право общей долевой собственности, доля в праве 1/2, на жилой дом и земельный участок, площадью 0,14 га, расположенные по адресу: ***.
Признать за Ларионовой Любовью Александровной в порядке наследования право общей долевой собственности, доля в праве 1/2, на жилой дом, общей площадью 60 кв.м, и земельный участок, площадью 0,14 га, расположенные по адресу: ***.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Федеральный судья С.Ю.Иванова