Дело № 2-675/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бодайбо 08 ноября 2017 года
Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе: судьи Овчинниковой И.Ф., единолично, при секретаре Губкиной В.В., с участием: помощника прокурора г. Бодайбо Чирковой В.О., истца Зулкарнаевой Е.Ю., представителя ответчика администрации Бодайбинского городского поселения Коваль Н.В., действующей на основании доверенности от 29.12.2016г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-675/2017 по иску прокурора г. Бодайбо в интересах Зулкарнаевой Елены Юрьевны, Сергеевой Кристины Владимировны к Администрации Бодайбинского городского поселения о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди,
у с т а н о в и л :
Прокурор г. Бодайбо в интересах Зулкарнаевой Елены Юрьевны, Сергеевой Кристины Владимировны обратился в Бодайбинский городской суд с иском к Администрации Бодайбинского городского поселения о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди общей площадью 23,1 квадратных метра, состоящее из трех комнат, пригодное для проживания жилое помещение на территории г. Бодайбо, отвечающее установленным санитарно-гигиеническим требованиям.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Зулкарнаевой Е.Ю. на основании договора социального найма жилого помещения * от 01 мая 2007 года в бессрочное владение и пользование было предоставлено в пользование жилое помещение по адресу: **, общей площадью 23,1 кв.м., состоящее из одной комнаты. В договор социального найма в качестве члена семьи нанимателя включена Зулкарнаева К.В. (после смены фамилии Сергеева). Истица имеет регистрацию по данному адресу.
Постановлением администрации Бодайбинского городского поселения от 14 января 2013 года *-п данный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии проведенными обмерно-обследовательскими работами указанный многоквартирный дом имеет деформации фундаментов стен, несущих конструкции и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, влекущие непригодность для проживания. Состояние жилых помещений не обеспечивает безопасность жизни и здоровья лиц, проживающих в них, необходимо отселение в безопасные квартиры для проживания.
Постановлением администрации Бодайбинского городского поселения от 08 сентября 2013 года *-п Зулкарнаева Е.Ю., имеющая состав семья 2 человека, признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вне очереди. Однако, до настоящего времени жилое помещение взамен аварийного истице не предоставлено.
По мнению прокурора, поскольку до настоящего времени Администрацией Бодайбинского городского поселения жилое помещение по договору социального найма истице взамен аварийного не предоставлено, на ответчика должна быть возложена обязанность предоставить Зулкарнаевой Е.Ю., Сергеевой К.В. вне очереди другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, которое должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным санитарно-гигиеническим требованиям.
В последующем прокурор несколько раз уточнял заявленные исковые требования, окончательно мотивировал тем, что согласно справке производственного участка Иркутского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростеихвентаризация-Федерально БТИ» от 01 ноября 2017 года общая площадь жилого помещения по адресу: **, составляет 30,3 квадратных метров. Окончательно прокурор просил возложить на Администрацию Бодайбинского городского поселения обязанность предоставить Зулкарнаевой Е.Ю., Сергеевой К.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди общей площадью 30,3 квадратных метра, состоящее из трех комнат, пригодное для проживания жилое помещение на территории г. Бодайбо, отвечающее установленным санитарно-гигиеническим требованиям.
В судебном заседании помощник прокурора г. Бодайбо Чиркова В.О., истец – Зулкарнаева Е.Ю., исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске с учетом уточнения, просили их удовлетворить.
Истец Сергеева К.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Ответчик – Администрация Бодайбинского городского поселения в лице представителя Коваль Н.В. (по доверенности от 29 декабря 2016 года) иск не признала и поддержала ранее представленные письменные возражения на иск, согласно которым Постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 года №443-пп принята Государственная программа Иркутской области «Доступное жилье» на 2014-2020 годы, в целях повышения доступности жилья для граждан, обеспечения безопасных и комфортных условий проживания, обеспечения жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания, и ликвидации существующего ветхого и аварийного жилищного фонда. Расселение граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, осуществляется в рамках Подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Иркутской области» на 2014-2020 года Государственной программы. Согласно части 1 раздела 1 Подпрограммы с 01 января 2018 года расселению подлежит аварийный жилищный фонд Иркутской области, признанный таковым после 01 января 2012 года в соответствии с Приложением №4 к Подпрограмме «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Иркутской области» на 2014-2020 года. Жилой дом по ** постановлением администрации Бодайбинского городского поселения от 14 января 2013 года *-п признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно пункту 23 приложения №4 к подпрограмме данный дом подлежит расселению после 01 января 2018 года. Механизм реализации подпрограммы включает в себя определенные мероприятия и сроки (этапы) их проведения. Согласно разделу №1 подпрограммы окончание переселения граждан в рамках каждого этапа планируется осуществлять до конца года, следующего за годом получения финансовой поддержки Фонда ЖКХ. Источниками финансирования подпрограммы являются средства двух уровней бюджета: местный и областной. Согласно разделу №2 подпрограммы мероприятия подлежат реализации участвующими в них муниципальными образованиями Иркутской области не позднее 31 декабря года, следующего за годом предоставления субсидии. Соответственно расселение жилого дома ** планируется с 01 января 2018 года. По мнению ответчика, поскольку срок действия подпрограммы не истек исковые требования прокурора являются преждевременными. В случае возложения на администрацию Бодайбинского городского поселения обязанности предоставить истицам жилое помещение, финансовое обеспечение мероприятия необходимо будет осуществить исключительно за счет средств местного бюджета Бодайбинского муниципального образования, что обременительно, поскольку планирование мероприятий по переселению граждан из ветхого аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с Государственной программой Иркутской области «Доступное жилье» на 2014-2020 годы. Жилищные права Зулкарнаевой Е.Ю., Сергеевой К.В. ответчик планирует обеспечить в сроки, установленные Государственной программой. Вместе с тем, не оспаривала площадь помещения 30.3 кв.м.
Суд, с учетом мнения явившихся лиц, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца Сергеевой К.В., в порядке ст.167 ГПК РФ.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации в ст. 40 гарантировано, что каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1); органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Подпунктом 6 пункта 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Конкретизируя категории граждан, нуждающимся в жилище, основания его предоставления, законодатель, в части 1 ст. 57 ЖК РФ установил, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 1 части 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно пункту 3 части 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 ЖК РФ).
В силу части 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
При этом признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу п.п. 38, 47 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит (Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда от 28 мая 2013 г. № 34-КГ13-2).
Соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ на основании полученного заключения межведомственной комиссии (п.49 Положения).
Кроме того, согласно разъяснениям, данным в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению, суду следует проверить, в частности, не будут ли ухудшены жилищные условия граждан, выселяемых в предоставляемое жилое помещение.
Как следует из материалов дела, на основании 01 мая 2007 года между администрацией Бодайбинского городского поселения и Зулкарнаевой Еленой Юрьевной был заключен договор * социального найма жилого помещения в доме муниципального жилищного фонда, по условиям которого нанимателю предоставлено с членом его семьи – Зулкарнаевой Кристиной, * года рождения, в бессрочное владение и пользование для проживания жилое помещение - квартиру, площадью 23,1 квадратных метров, расположенную по адресу: **
Истицы в указанной квартире зарегистрированы по месту проживания с 10 мая 2007 года, о чем свидетельствует поквартирная карточка и справка МУП «Служба заказчика» от 28 августа 2017 года.
09 января 2013 года межведомственной комиссией проведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: ** по заключению которой жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Из обмерно-обследовательских работ ООО «Желдорстройпроект» * инженерного обследования строительных конструкций жилого дома № ** следует, что состояние жилых помещений не обеспечивает безопасность жизни и здоровья лиц, проживающих в них. Необходимо отселения в здоровые и безопасные квартиры для жилья. В соответствии с Положением о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РЫФ от 02 августа 2007 года №494, жилое помещение имеет деформации фундаментов стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания.
Вышеприведенное заключение и отчет о техническом состоянии жилого дома ответчиком не оспорено, каких-либо опровергающих это состояние доказательств, суду не представлено.
Постановлением администрации Бодайбинского городского поселения *-п от 14 января 2013 года жилой ** признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок отселения жильцов – 5 лет.
С учетом изложенного, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, соблюден.
Со дня составления вышеприведенного заключения, принятия постановления администрацией Бодайбинского городского поселения *-п от 14 января 2013 года и до рассмотрения настоящего гражданского дела судом, истцам новое пригодное для проживания жилое помещение, не предоставлено о чем свидетельствуют пояснения представителя ответчика в отзыве на исковое заявление.
На основании постановления администрации Бодайбинского городского поселения от 09 сентября 2013 года *-п Зулкарнаева Елена Юрьевна с составом семьи 2 человека признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по Бодайбинскому муниципальному образованию, с предоставлением жилого помещения вне очереди.
Данное постановление не отменено и является действующим.
Тем самым, ответчик как наймодатель жилого помещения принял на себя соответствующие обязательства, вытекающие из пункта 1 части 2 ст.57, пункта 3 части 1 ст. 85, ст. 87, части 1 ст. 89 ЖК РФ, в частности обязанность предоставления нанимателям по договору социального найма другого благоустроенного жилого помещения в случае признания жилья, в котором проживают эти граждане, непригодным для проживания.
То обстоятельство, что Администрация Бодайбинского городского поселения на себя уже приняла обязательство предоставить во внеочередном порядке истице жилое помещение, включив в соответствующий список, а жилой дом, в котором она проживает, включен в подпрограмму «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Иркутской области» на 2014-2020 годы государственной программы Иркутской области «Доступное жилье» на 2014-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 года № 443-п, которым срок расселения дома определен в 2018 году, не исключают удовлетворение исковых требований.
Пункт 1 части 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более – от времени включения в такой список. Нет в нем и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории, а так же от включения в ту или иную государственную программу.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников) (Данная правовая позиция выражена в Определении Верховного Суда РФ от 17 декабря 2013 года № 45-КГ13-14).
Помимо этого, как разъяснено в абзаце 5 раздела 3 «Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (части 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, срока отселения граждан из аварийного жилья, в том числе и срока реализации целевых программ по жилью, и суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Жилой дом ** в г. Бодайбо признан непригодным для проживания граждан, аварийным и подлежащим сносу с 2013 года ввиду наличия деформации фундаментов стен, несущих конструкций и значительной степени биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.
Данных о том, что на момент рассмотрения спора состояние указанного жилого дома улучшено, произведен ремонт, устранивший или в значительной степени позволивший снизить угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан и осуществить перенос срока расселения дома, не имеется и Администрацией Бодайбинского городского поселения таких доказательств не представлено.
В этих условиях, суд находит необходимым возложить на Администрацию Бодайбинского городского поселения обязанность предоставить истцам другое благоустроенное пригодное для проживания жилое помещение по договору социального найма.
Разрешая требования о предоставлении равнозначного жилого помещения, суд принимает во внимание, что в силу правовой позиции выраженной в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
При этом, при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 ст.57, ст.58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома следует отличать от предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст.57 ЖК РФ).
Зулкарнаева Е.Ю. с дочерью – Сергеевой К.В. (до регистрации брака Зулкарнаева) состоит в льготной очереди на улучшение жилищных условий в связи с признанием дома ** аварийным и не подлежащим сносу, а не в связи с нуждаемостью в предоставлении ей жилых помещений по основаниям, предусмотренным частью 1 ст. 57 ЖК РФ.
При указанных обстоятельствах, предоставление должно производиться по правилам ст. 89 ЖК РФ, то есть площадью, не менее, чем ранее занимаемое истцами жилое помещение (30,3 квадратных метра согласно справке производственного участка Иркутского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростеихвентаризация-Федерально БТИ» от 01 ноября 2017 года), а не по нормам предоставления).
С учетом изложенного, на Администрацию Бодайбинского городского поселения должна быть возложена обязанность предоставить Зулкарнаевой Елене Юрьевне, Сергеевой Кристине Владимировне другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди общей площадью 30,3 квадратных метра, пригодное для проживания жилое помещение на территории г. Бодайбо, отвечающее установленным санитарно-гигиеническим требованиям.
Прокурор г. Бодайбо и администрация Бодайбинского городского поселения законом от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора г. Бодайбо в интересах Зулкарнаевой Елены Юрьевны, Сергеевой Кристины Владимировны к Администрации Бодайбинского городского поселения о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди, удовлетворить.
Обязать Администрацию Бодайбинского городского поселения предоставить вне очереди Зулкарнаевой Елене Юрьевне, Сергеевой Кристине Владимировне другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди общей площадью 30,3 квадратных метра, пригодное для проживания на территории г. Бодайбо, отвечающее установленным санитарно-гигиеническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение одного месяца через Бодайбинский городской суд Иркутской области.
Судья: И.Ф. Овчинникова