Дело № 2а-420/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 января 2017 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска, в составе
судьи Богомолова С.В.,
при секретаре Назаровой Е.С.,
с участием представителя административного истца Шихрановой Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить установление границ и постановку на государственный кадастровый учет особо охраняемой природной территории,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить установление границ и постановку на государственный кадастровый учет особо охраняемой природной территории.
В обоснование иска указывается, что Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами государственной власти Ульяновской области законодательства об особо охраняемых территориях регионального значения. Проверкой установлено, что ответчиком не исполнены требования федерального законодательства об установлении границ особо охраняемой природной территории – памятника природы «Озеро «Песчаное».
Памятник природы «Озеро «Песчаное» утвержден Решением исполкома областного совета народных депутатов № 832 от 17.12.1974 г. и расположен в Чердаклинском районе у северо-восточной окраины р.п. Чердаклы, имеет общую площадь 42,20 га.
Статьей 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особоохраняемых природных территориях» определяется режим особой охранытерриторий памятников природы. Пункт 3 статьи 26 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» определяет, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
В ходе проверки выявлен факт отсутствия сведений в государственном кадастре недвижимости о Памятнике природы.
Согласно п. 2 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения, в том числе, о зонах с особыми условиями использования территории, к которым относятся и особо охраняемые природные территории. Состав сведений кадастра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». К указанным сведениям, в том числе, относятся описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений.
Статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлена обязанность органа государственной власти в срок не более, чем пять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона с особыми условия использования территории, представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в кадастр недвижимости сведения, а в случае необходимости составления карты (плана) объекта землеустройства в течение шести месяцев со дня принятия вышеуказанного решения.
В силу пункта 5 статьи 5 Закона Ульяновской области от 09.07.2007 N 96-30 "Об особо охраняемых природных территориях областного значения в Ульяновской области" Правительство Ульяновской области в пределах своей компетенции принимает решения об организации (упразднении) охранных округов особо охраняемых природных территорий, определяет границы и устанавливает режим особой охраны охранных зон или округов особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ульяновской области.
В силу приведенных норм и Положения о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, установление и описание границ особо охраняемых природных территорий регионального значения входит компетенцию административного ответчика.
До настоящего времени установление границы особо охраняемой территории ответчиком в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не представлены и не включены, что является нарушением закона.
Просил обязать административного ответчика в течение 24 месяцев со дня вступления в силу решения суда установить и описать границы особо охраняемой природной территории – памятника природы «Озеро «Песчаное» с указанием координат и отображением границ на картографических материалах; предоставить в орган государственного кадастрового учёта документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в переделы территории памятника природы «Озеро «Песчаное».
В судебном заседании помощник прокурора Шихранова Я.С. требования и доводы административного искового заявления поддержала.
Представитель административного ответчика, заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещались.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Памятник природы «Озеро «Песчаное» (далее памятник природы) утвержден Решением исполкома областного совета народных депутатов № 832 от 17.12.1974 г. и расположен в Чердаклинском районе у северо-восточной окраины р.п. Чердаклы, имеет общую площадь 42,20 га.
Статьей 58 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В соответствии с частями 2, 3 ст. 26 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Согласно ст. 5 Закона Ульяновской области «Об особо охраняемых природных территориях областного значения в Ульяновской области» № 96-ЗО от 09.07.2007 Правительство Ульяновской области в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий; принимает решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ульяновской области; принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации областных государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями; принимает решения об организации (упразднении) охранных округов особо охраняемых природных территорий, определяет границы и устанавливает режим особой охраны охранных зон или округов особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ульяновской области; осуществляет другие полномочия в сфере охраны, организации функционирования и упразднения особо охраняемых природных территорий, отнесенные к компетенции Правительства Ульяновской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ульяновской области.
Статьей 6 указанного закона установлено, что орган исполнительной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий разрабатывает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий; разрабатывает и реализует государственные программы Ульяновской области в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий; направляет в Правительство Ульяновской области предложения об организации, упразднении, утверждении и изменении границ, категории и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий; направляет в Правительство Ульяновской области предложения о создании, реорганизации и ликвидации областных государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями; утверждает положение об особо охраняемой природной территории; утверждает положения об учреждениях, указанных в пункте 4 настоящей статьи; направляет Губернатору Ульяновской области и в Правительство Ульяновской области предложения об организации (упразднении) охранных зон или округов особо охраняемых природных территорий, определении их границ и режиме особой охраны; проводит инвентаризацию и ведет государственный кадастр особо охраняемых природных территорий; осуществляет государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий при осуществлении регионального экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном Правительством Ульяновской области; осуществляет другие полномочия, отнесенные к его компетенции в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ульяновской области.
В соответствии с Положением о министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, утвержденном Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 452-П, Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории Ульяновской области установленных законодательством задач, функций и полномочий в сфере … лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды.
Министерство является правопреемником Министерства сельского хозяйства Ульяновской области и Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области.
Министерство в соответствии с п. 2.5. Положения в сфере охраны окружающей среды: участвует в образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществляет управление в сфере охраны и использования таких территорий; разрабатывает и реализует государственные программы в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения; разрабатывает и утверждает положения об особо охраняемых природных территориях регионального значения; представляет справки, содержащие сведения о наличии или отсутствии особо охраняемой природной территории регионального значения в пределах земельного участка и (или) характере ограничений хозяйственной деятельности и иных обременении в связи с их наличием; проводит инвентаризацию и ведет государственный кадастр особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения, в том числе, о зонах с особыми условиями использования территории, к которым относятся и особо охраняемые природные территории. Состав сведений кадастра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". К указанным сведениям, в том числе, относятся описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территории, наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений.
Вышеуказанные положения законодательства позволяют сделать вывод о том, что административный иск прокурором предъявлен к надлежащему административному ответчику.
До дня рассмотрения дела ответчик не предоставил в ФГБУ «ФКП Росреестра» сведения о Памятнике природы.
Представление прокурора об устранении требований нарушений законодательства исполнено не было.
В связи с этим суд находит требования административного иска обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом, руководствуясь ст. 178 КАС РФ, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда – 24 месяца с момента его вступления в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Министерство сельского, лесного хозяйства иприродных ресурсов Ульяновской области в течение 24 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда установить и описать границы особо охраняемой природной территории – памятника природа «Озеро «Песчаное», с указанием координат и отображений указанных границ на картографических материалах; предоставить в органы государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятника природу, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы «Озеро Песчаное»
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Богомолов.