№2-1662/2020
УИД24RS0032-01-2020-000578-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 01 сентября 2020 года
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Гридасовой Т.Ю.,
с участием ст. помощника прокурора Ленинского района г. Красноярска Галеевой С.А.,
представителя третьего лица ОНД по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю Ликай Н.В.,
при секретаре Хлавиче В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Красноярска в интересах неопределённого круга лиц к МБДОУ «Детский сад № 63 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей», администрации г. Красноярска, Главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Красноярска обратился в суд с исковым заявлением к МБДОУ «Детский сад № 63 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» (далее по тексту – МБДОУ «Детский сад № 63»), администрации г. Красноярска, Главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района г. Красноярска проведена проверка, в ходе которой установлено, что в период с 2016 по настоящее время МБДОУ «Детский сад № 63» не выполняются предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярску ГУ МЧС России о Красноярскому краю по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в части несоответствия ширины эвакуационных выходов. Так, в МБДОУ № 63 по адресу: <адрес> «А», ширина эвакуационных выходов из групп «Одуванчик», «Колокольчик», «Ромашка», «Звездочка», «Журавушка», расположены на первом, втором этажах здания детского сада(согласно техническому паспорта помещения № 51, 37,23,14,11,24) составляет менее 0,8 метра. Фактическая ширина указанных эвакуационных выходов от 0,70 до 0,75 метра. Кроме того, дверь, выходящая на лестничную клетку, в открытом положении уменьшает требуемую ширину лестничной площадки (согласно техническому паспорту дверь, ведущая из помещения № 1). Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю за период 2015-2019 гг. в адрес ответчика вынесены предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по предотвращению угрозы возникновения пожара, которые до настоящего времени не выполнены. Согласно ответа Главного управления образования администрации г. Красноярска от 23.09.2019, средства на разработку проектно-сметной документации в размере 2 970 000 руб. включены в реестр бюджета на 2020 год. Таким образом, до настоящего времени многочисленные предписания государственного пожарного надзора об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности и необходимости увеличения ширины эвакуационных выходов из помещений здания детского сада не исполнены, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. В связи с чем, прокурор просит обязать МБДОУ «Детский сад № 63» устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленные Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю, а именно:ширину эвакуационных выходов из групп- «Одуванчик», «Колокольчик», «Ромашка», «Звездочка», «Журавушка». Расположенных на первом, втором этажах здания детского сада по адресу: <адрес> (помещения №51,37,23,14,11,24) привести в соответствии с требованиями п. 4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и входы», в течении 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу; ширину двери, входящей на лестничную клетку (помещение №) здания детского сад по адресу: <адрес>, привести в соответствии с требованиями п. 4.4.3СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и входы», в течении 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу; обязать Администрацию г. Красноярска, Главное управление образования администрации г. Красноярска выделить МБДОУ «Детский сад № 63 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»средства для устранения требований пожарной безопасности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Ленинского района г. Красноярска заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 63» Боронина И.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена своевременно, об уважительной причине неявки суду не сообщила, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика - Главного управления образования администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен своевременно, об уважительной причине неявки суду не сообщил. Представитель Романова И.Р. (полномочия подтверждены) просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила возражения, согласно котором против удовлетворения исковых требований прокурора возражает, считает, что истцом не представлено достаточно доказательств, нарушающих требований пожарной безопасности управлением, поскольку предписания об устранении нарушений выданы именно МБДОУ «Детский сад №63», разработка и исполнение бюджета относится к компетенции администрации г. Красноярска. Также указала, что собственником МБДОУ является муниципальное образование – г. Красноярск, которое осуществляет функции учредителя, при этом, уполномоченным органом, осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью, является ДМиЗО администрации г. Красноярска. Кроме того, МБДОУ «Детский сад №63» принимается полный комплекс мер, обеспечивающих безопасное пребывание детей и работников учреждения. Средства на приведение в соответствии с требованиями пожарной безопасности эвакуационных выходов включены в реестр дополнительной потребности главного управления образования на 2020-2021 гг., выделение бюджетных средств потребует осуществление закупок на выполнение работ в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данное обстоятельство делает невозможным устранения нарушений в сроки, указанные в исковом заявлении. Здание МБДОУ «Детский сад №63» в 1969 году введено в эксплуатацию, как соответствующее всем требованиям, в том числе, требованиям пожарной безопасности, в связи с чем может эксплуатироваться в соответствии с проектным решением в части эвакуационных выходов. Возможность привлечения к гражданско-правовой ответственности за нарушение требований пожарной безопасности закон не предусматривает, также и не предусматривает возможность в виде возложения исполнения обязательств
Представитель третьего лица ОНД по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю Ликай Н.В. (полномочия подтверждены) в судебном заседании полагала необходимым исковые требования удовлетворить в полном объеме, поскольку со стороны ответчиков имеются существенные нарушения обязательных требований пожарной безопасности, которые не устраняются на протяжении длительного времени.
Представитель ответчика - Администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен своевременно, об уважительной причине неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица - Департамента финансов администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен своевременно, об уважительной причине неявки суду не сообщил.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав позицию сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Согласно ст. 38 Конституции РФ определено, что дети находятся под защитой государства.
В соответствии с частями 3,6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
Согласно ч. 7 ст. 28 данного Федерального закона, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Согласно ст. 37 названного закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Положениями ст. 38 данного закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
По ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждое здание, сооружение или строение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.
Частью 2 статьи 53 названного Закона предусмотрено, что для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть, в том числе, установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов.
В соответствии с п. 4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина выходов в свету - не менее 0,8м, за исключением специально оговоренных случаев.
Аналогичные требования к ширине эвакуационных выходов закреплены в пп.2 п. 4.2 СНиП II- А. 5-62 часть II глава 5 «Противопожарные требования. Основные положения проектирования».
В силу п. 4.4.3СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», п. 4.9 примечания СНиП II- А. 5-62 часть II глава 5 «Противопожарные требования. Основные положения проектирования» двери, выходящие на лестничную клетку, в открытом положении не должны уменьшать требуемую ширину лестничных площадок и маршей.
В силу ч. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Как следует из материалов дела, здание детского сада, расположенное по адресу: <адрес> находится в оперативном управлении МБДОУ «Детский сад №», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.04.2012.
В соответствии с Уставом, утвержденным приказом руководителя управления образования администрации г. Красноярска от 14.02.2014 №121/п, МБДОУ «Детский сад №63» является муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование – город Красноярск. Функции и полномочия учредителя в отношении МБДОУ «Детский сад №63» осуществляет администрация города Красноярска. Собственником имущества МБДОУ является муниципальное образование город Красноярск.
Финансовое обеспечение деятельности МБДОУ осуществляется путем предоставления субсидий. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МБДОУ являются собственные средства Учредителя, бюджетные средства, имущество, переданное МБДОУ собственником, средства, полученные от родителей (законных представителей), за предоставление платных образовательных услуг, добровольные пожертвования других физических и юридических лиц; доход полученный от реализации продукции и услуг, а также иных видов разрешенной деятельности, осуществляемой самостоятельно; субсидии по итогам участия в конкурсе, иные источники в соответствии с законодательством РФ (п.4.5Устава).
В силу ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 46 Устава г. Красноярска, утвержденного решением Красноярского городского Совета от 24.12.1996 г. № В-62 органы администрации города образуются для реализации полномочий, возложенных на администрацию города, деятельность органов администрации осуществляется в соответствии с положениями о них.
В соответствии с п. 11, п. 16-21 Положения о главном управлении образования администрации г. Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 20.02.2014 № 56-р, главное управление образования администрации города обеспечивает решение вопросов местного значения в сфере образования, в т.ч. разрабатывает предложения по формированию бюджета города Красноярска в части расходов на образование, участвует в определении нормативов финансирования системы образования вцелом и отдельных ее элементов; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета города на очередной финансовый год, составляет обоснование бюджетных ассигнований, осуществляет экономический анализ деятельности муниципальных учреждений; является главным распорядителем средств бюджета г. Красноярска для получателей бюджетных средств – муниципальных казенных учреждений, главным администратором доходов бюджета города, а также исполняет бюджетные полномочия, определенные действующим законодательством;формирует предложения о распределении (перераспределении) средств субсидий и субвенций по муниципальным образовательным учреждениям после получения уведомления о выделении (изменении) сумм субсидий и субвенций, формирует и направляет в орган исполнительной власти Красноярского края, осуществляющий управление в сфере образования, предложения об увеличении или сокращении средств субсидий и субвенций в соответствии с заявками подведомственных образовательных учреждений, а также отчет об использовании этих средств; осуществляет полномочия главного распорядителя средств бюджета города, предусмотренных решением о бюджете города на соответствующий финансовый год: на проведение капитального ремонта и реконструкцию зданий, помещений, сооружений муниципальных учреждений; осуществляет функции муниципального заказчика: по закупке работ по капитальному ремонту и реконструкции зданий, помещений, сооружений муниципальных учреждений; в области обеспечения содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, обустройства прилегающих к ним территорий осуществляет планирование проведения работ по капитальному, текущему ремонту и реконструкции зданий и помещений, находящихся в оперативном управлении муниципальных учреждений, координирует ход работ по капитальному ремонту и реконструкции зданий.
В соответствии с п. 4 ст. 123.22 ГК РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В ходе проверки, проведенной государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору, выявлены нарушения требований пожарной безопасности:ширина эвакуационных выходов из групп «Одуванчик», «Колокольчик», «Ромашка», «Звездочка», «Журавушка», расположены на первом, втором этажах здания детского сада (согласно техническому паспорта помещения № 51, 37,23,14,11,24) составляет менее 0,8 метра. Фактическая ширина указанных эвакуационных выходов от 0,70 до 0,75 метра. Кроме того, дверь, выходящая на лестничную клетку, в открытом положении уменьшает требуемую ширину лестничной площадки (согласно техническому паспорту дверь, ведущая из помещения № 1.
29.09.2014 в адрес заведующего МБДОУ № 63 вынесено предписание № 2295/1/1-12 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара сроком устранения нарушения до 01.03.2015.
28.04.2016 в адрес заведующего МБДОУ № 63 вынесено предписание № 423/1/1-5 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара сроком устранения нарушения до 01.07.2016.
26.10.2018 в адрес заведующего МБДОУ № 63 вынесено предписание № 1101/1/1-7 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара сроком устранения нарушения до 01.11.2019.
29.11.2019 в адрес заведующего МБДОУ № 63 вынесено предписание № 130101/1/1-7 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара сроком устранения нарушения до 01.12.2020.
Согласно информации Главного управления образования администрации г. Красноярска от 23.09.2019,средства на разработку проектно-сметной документации в размере 2 970 000 руб. включены в реестр бюджета на 2020 год.
И.о. заведующего МБДОУ № 63 Черкашиной Н.А. в адрес руководителя главного управления образования администрации г. Красноярска направлена письмо с просьбой выделить необходимые денежные средства для устранения вышеуказанных нарушений.
14.05.2019 от Главного управления образования администрации г. Красноярска в адрес заведующей МБДОУ № 63 направлен план технического здания на выполнение работ по обследованию технического состояния конструктивных элементов здания и систем инженерного обеспечения, для установления стоимости выполняемых работ для данного объекта, заказчику необходимо провести анализ стоимости путем направления ценового запроса в адрес проектных организаций, исходя из полученной информации, сформировать начальную максимальную стоимость контракта и заключить договора на оптимальных условиях.
31.08.2020 между МБДОУ № 63 и ИП Худоноговым Е.В. составлен проект контракта № 63-1 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, сторонами до настоящего времени не подписан.
Таким образом, судом достоверно установлено, что ответчиками не принято надлежащих мер по устранению предписаний Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю.
Принимая во внимание, что выявленные в дошкольном учреждении нарушения пожарной безопасности создают угрозу для жизни и здоровья находящимся в помещении обучающимся детям и работникам образовательной организации, кроме того, отсутствие необходимых противопожарных условий не только создает опасность для жизни и здоровья работников организации ответчика, несовершеннолетних, находящихся в данном учебном заведении, иных лиц, но и влечет нарушение их прав. Несоблюдение правил пожарной безопасности может повлечь гибель людей, значительное снижение уровня противопожарной защищенности зданий и сооружений и в случае возникновения на их территории (в помещениях) пожара может повлечь значительное увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также причиненного материального ущерба, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
С учетом приведенной нормы, характера спорных правоотношений, суд считает возможным увеличить срок исполнения решения суда, а именно обязать МБДОУ «Детский сад № 63» устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленные Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю, а именно: ширину эвакуационных выходов из групп- «Одуванчик», «Колокольчик», «Ромашка», «Звездочка», «Журавушка», расположенных на первом, втором этажах здания детского сада по адресу: <адрес> (помещения № 51,37,23,14,11,24) привести в соответствие с требованиями п. 4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и входы», в течении 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу; ширину двери, выходящей на лестничную клетку (помещение №1) здания детского сад по адресу: <адрес>, привести в соответствие с требованиями п. 4.4.3 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и входы», в течении 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Обязать Администрацию г. Красноярска, Главное управление образования администрации г. Красноярска выделить МБДОУ «Детский сад № 63» средства для устранения указанных требований пожарной безопасности в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Красноярска удовлетворить.
Обязать МБДОУ «Детский сад № 63 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленные Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю, а именно: ширину эвакуационных выходов из групп-«Одуванчик», «Колокольчик», «Ромашка», «Звездочка», «Журавушка», расположенных на первом, втором этажах здания детского сада по адресу: <адрес> (помещения №51, 37, 23, 14, 11, 24) привести в соответствие с требованиями п. 4.2.5 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и входы»; ширину двери, выходящей на лестничную клетку (помещение №1) здания детского сада по адресу: <адрес>, привести в соответствие с требованиями п. 4.4.3 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и входы», в течении 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Обязать Администрацию г. Красноярска, Главное управление образования администрации г. Красноярска выделить МБДОУ «Детский сад № 63 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» средства для устранения указанных требований пожарной безопасности в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.Ю. Гридасова
Мотивированное решение изготовлено 07.09.2020.