Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 ноября 2017 года г. Олонец
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Хольшева А.Н., при секретаре Мерлиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Олонецкого района в защиту неопределенного круга лиц к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, администрации Олонецкого национального муниципального района о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен по тем основаниям, что прокуратурой Олонецкого района проведена проверка по обращению врио руководителя Регионального отделения ООД «Народный фронт «За Россию» в Республике Карелия по вопросу выявления мусорных полигонов и стихийных свалок бытовых и строительных отходов на территории .... и выявлены нарушения природоохранного законодательства, выразившиеся в захламлении отходами потребления земельного участка, входящего в состав поселения.
В ходе проверки было выявлено, что вдоль сквозной дороги, ведущей от .... к .... имеются очаги складирования твердых бытовых отходов.
Истец с учетом уточненных требований просил возложить на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия и администрацию Олонецкого национального муниципального района обязанность по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории .... Республики Карелия (координаты: северная широта ....; восточная долгота ....), установив срок исполнения решения суда до хх.хх.хх г.
Определением Олонецкого районного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество».
В судебном заседании помощник прокурора Царицын Р.М. поддержал исковые требования в полном объеме. Указал, что проведенными проверками установлено, что свалка бытовых отходов находится на землях поселения.
Представитель ответчика-администрации Олонецкого национального муниципального района Баришевская Е.Г., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на положения Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «Об отходах производства и потребления». Полагает, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу. Заявленные требования прокурора направлены на возложение на орган местного самоуправления обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения. Администрация полагает, что обязанности по сбору, транспортировке отходов с территорий населенных пунктов сельских поселений законом прямо возложены на органы государственной власти субъекта в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК. Такие расходы должны осуществляться за счет средств республиканского бюджета. Указывает, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство, как лицо, в чьи полномочия входит непосредственно организация сбора и вывоза бытовых отходов. С фактом нахождения свалки бытовых отходов на территории поселения согласна.
Ответчик-Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК в суд своего представителя не направило, о рассмотрении дела уведомлено надлежащим образом.
ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество» в суд своего представителя не направило, в предыдущем судебном заседании представитель учреждения Иванов О.Г., действующий на основании доверенности, полагал иск подлежащим удовлетворению. Пояснил, что проведенными мероприятиями ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество» установлено, что свалка бытовых отходов находится на землях поселения.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, представителя третьего лица.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки по обращению врио руководителя Регионального отделения ООД «Народный фронт «За Россию» в .... по вопросу выявления мусорных полигонов и стихийных свалок бытовых и строительных отходов на территории .... выявлены нарушения природоохранного законодательства, выразившиеся в захламлении отходами потребления земельного участка, входящего в состав поселения.
Из акта проверки от хх.хх.хх г. соблюдения законодательства об охране окружающей среды составленного помощником прокурора .... ФИО1, проведенной совместно с лесничим .... участкового лесничества ФИО2, специалистом .... сельского поселения ФИО3, специалистом администрации Олонецкого национального муниципального района ФИО4 установлено наличие свалок бытовых отходов в ..... На выезде в .... в 100 метрах от поселка в сторону трассы «Кола» (справа) имеется свалка твердых бытовых отходов площадью приблизительно 300 кв.м.; на въезде в ...., 100 метров от поселка в сторону трасы «....», слева, на территории лесного фонда, № квартал .... участкового лесничества имеется свалка твердых бытовых отходов, площадью 1500 кв.м. (вдоль дороги). На территории .... в 20-30 метрах до .... вдоль дороги слева имеется свалка бытовых отходов на протяжении 20 метров. На территории .... в лесополосе и на дороге от .... до кладбища отсутствует мусор, а также выгребные ямы. Вместе с тем, на выезде из поселка, напротив кладбища по правой стороне дороги на расстоянии около 40 метров от проезжей части имеется свалка твердых бытовых отходов. На территории .... вдоль сквозной дороги, ведущей от .... к .... имеются свалки бытового мусора. К акту проверки составлена фототаблица.
Актом проверки с приложением № (расчет замера свалки и объема мусора ....) и актом осмотра № от хх.хх.хх г. также подтверждается наличие свалки вдоль сквозной дороги, ведущей от .... к ...., координаты .... градус .... северной широты; .... градуса .... восточной долготы. Участок расположен не на землях лесного фонда.
Согласно акту осмотра № от хх.хх.хх г., составленного лесничим ФИО2, гос.инспектором по охране леса ФИО5, гос.инспектором по охране леса ФИО6 ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество» следует, что свалка располагается на территории земель поселения в свободном от аренде квартале № .... участкового лесничества, ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество», категория защищенности эксплуатируемые леса. Привязка на местности - от квартального столба .... метров, азимут .... градусов начинаются земли поселения. От земель лесного фонда на расстоянии .... метра по азимуту .... градуса на землях поселения располагается свалка бытовых отходов.
Из расчета замера свалки и объема мусора .... следует, что площадь свалки составляет 0,1 га; размера 100*10=1000 м/кв.; средняя толщина 0.2+0.2+0.2=0.6/3=0.2 м; объем мусора 1000*0.2=200 м./куб.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017) устанавливает, что охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (статья 1).
В силу положений статьи 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ред. от 28.12.2016) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами среди прочего относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
На основании ст. 13 данного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 15 ст. 5 Закона РК от 04.04.2016 N 2007-ЗРК "О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления" организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов исполнительной власти РК, уполномоченных Правительством РК в области обращения с отходами.
В соответствии с подп. 107 п. 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства РК от 09.07.2013 N 216-П (в ред. от 01.11.2016), указанное Министерство организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу п. 24 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в полномочия муниципальных районов так же входит осуществление мероприятий по охране жизни и здоровья граждан.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 указанного Закона к вопросам местного значения сельских поселений решаемых в силу ч. 4 ст. 14 Закона органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию отходов.
Таким образом, органы публичной власти, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированной свалки на рассматриваемом земельном участке.
Проведенной прокурором проверкой установлено, что в .... выявлен факт захламления отходами потребления земельных участков входящих в состав земель поселения. Непринятие мер по ликвидации несанкционированных свалок приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, создает угрозу безопасности их жизни и здоровью.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Положения пункта 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, обязанность ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов расположенной на территории .... Республики Карелия должно быть возложено на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия и администрацию Олонецкого национального муниципального района.
Довод представителя администрации Олонецкого национального муниципального района относительно того, что организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям государственных органов Республики Карелия, является несостоятельным по следующим основаниями.
Полномочия администрации района по участию в организации деятельности по ликвидации коммунальных отходов на территории сельского поселения, закреплены п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п. 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Вышеуказанными нормами Законов на органы местного самоуправления района возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории сельских поселений.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, объема подлежащих проведению работ по ликвидации свалки, требований разумности, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда - до хх.хх.хх г..
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, администрацию Олонецкого национального муниципального района ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на территории ...., площадью 0,1 га, средняя толщина мусора 0,2 м., объем мусора 200 м.куб. (координаты: северная широта ....; восточная долгота ....).
Установить срок исполнения решения суда до хх.хх.хх г.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья А.Н. Хольшев
Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ
изготовлено 08 ноября 2017 года
в