Дело № 2а-1225/2020
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 06 июля 2020 г.
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Земцовой О.Б.,
при секретарях Егоровой О.А., Коротковой А.Д.,
с участием административных истцов Татаркиной Т.В., Румянцевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а1225/2020 по административному иску Татаркиной Т.В., Тарасовой С.В., Гончарь Р.Е., Скачковой Л.Ф., Скачкова П.Ф., Макаровой Т.О., Шакировой Е.В., Татаркина В.И., Румянцевой Н.В., Гурьяновой И.М. Шакирова А.Ф. к Министерству энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области о признании решения незаконным, возложении обязанности по внесению изменений в реестр лицензий,
УСТАНОВИЛ:
Татаркина Т.В., Тарасова С.В., Гончарь Р.Е., Скачкова Л.Ф., Скачков П.Ф., Макарова Т.О., Шакирова Е.В., Татаркин В.И., Румянцева Н.В., Гурьянова И.М., Шакиров А.Ф. обратились в суд с административным исковым заявлением к Министерству энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области о признании решения незаконным, возложении обязанности по внесению изменений в реестр лицензий.
В обоснование административного иска указано, что они являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Татаркина Т.В. является собственником жилплощади на основании свидетельства от 18 сентября 2019 г., а также инициатором и председателем Общего внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по указанному адресу, проведенном в очно-заочной форме в период с 11 января 2020 г. по 15 января 2020 г.
После подсчетов решений собственников членами Совета МКД были оформлены протокол б/н общего собрания собственников помещений в многоквартирн6ом доме, расположенном по адресу: <адрес> от 22 января 2020 г., подписан договор б/н управления многоквартирным домом от 22 января 2020 г. с ООО «Жилищно-Строительной Компанией».
При проверке заявления и документов на предмет отсутствия признаков ничтожности решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ответчиком рассматривался вопрос № 4 «Избрание управляющей организацией ООО «ЖСК» и заключении с ней договора управления многоквартирным домом». В ходе проверки ответчиком было установлено, что общее количество голосов собственников помещений в многоквартирном доме составляет 4 240,97 кв.м. В голосовании по вопросу № 4 приняли участники, обладающие 3 497,42 кв.м., что составляет 82,46 % от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме: «за» - проголосовали собственники, обладающие 1 673,1 кв.м., что составляет 47,83% от количества голосов собственников, принявших участие в голосовании; 42,84% от количества голосов собственников, принявших участие в голосовании; «воздержался» - проголосовали собственники, обладающие 325,87 кв.м., что составляет 9,33% от количества голосов собственников, принявших участие в голосовании.
Таким образом, ответчиком установлено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, результаты которого оформлены протоколом № б/н от 22 января 2020 г. правомочно (имеет кворум), о чем указывает в своем решении, ссылаясь на ч.3 ст.45 ЖК РФ, согласно которой общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов.
Кроме того, ответчик указывает, что в силу ч.1 ст.46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Вместе с тем, в противоречие собственно установленным выводам, основанным на нормах ЖК РФ, ответчик признает решение общего собрания собственников ничтожным, ссылаясь на письмо Минстрой РФ от 10 марта 2019 г. №, выносит решение № об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ульяновской области ООО «ЖСК» от 04 февраля 2020 г., поскольку решение принято при отсутствии необходимого кворума, так как подтвердить наличие кворума не представляется возможным.
Считает, что отказ ответчика противоречит действующему Жилищному кодексу Российской Федерации, основан на частном публичном толковании мнения заместителя директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства, изложенном в письме Минстроя РФ от 10 марта 2019 г. №, в котором, кроме того, прямо указано, что «письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстрося России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Просит признать решение № Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области от 04 февраля 2020 г. незаконным.
Обязать ответчика внести изменения в реестр лицензий Ульяновской области в связи с заключением договора управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>.
В судебном заседании административные истцы Татаркина Т.В., Румянцева Н.В. административные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административные истцы Тарасова С.В., Гончарь Р.Е., Скачкова Л.Ф., Скачков П.Ф., Макарова Т.О., Шакирова Е.В., Татаркин В.И., Гурьянова И.М., Шакиров А.Ф. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В представленном отзыве на административное исковое заявление изложил основания, аналогичные тем, что указаны в решении об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ульяновской области.
Представитель заинтересованного лица ООО «Жилищно-Строительная Компания» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 27 января 2020 г. в адрес Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области поступило заявление от ООО «ЖСК» в части включения сведений о многоквартирном <адрес>, расположенном по адресу: <адрес> в перечень управляемых домов. Данное заявление подано на основании решения собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом собрания от 22 января 2020 г. б/н.
С учетом требований Приказа Минстроя России от 25 декабря 2015 г. N 938/пр (ред. от 02 марта 2018 г., с изм. от 13 августа 2019 г.) «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» (Порядок) Министерством энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области проведена проверка заявления ООО «ЖСК» и прилагаемых к нему документов на соответствие условиям, установленным пунктом 5 Порядка.
Согласно п.п. «е» п.5 данного Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения в том числе отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из п.п. «а» п. 9 Порядка следует, что основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов в том числе является несоответствие заявления и документов требованиям, установленным «е» пункта 5 настоящего Порядка.
Из заключения Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области№ от 04 февраля 2020 г. следует, что согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № б/н от 22 января 2020 г. в повестку дня общего собрания включены 20 вопросов, в том числе № 4 «Избрание управляющей организации ООО «ЖСК» и заключении с ней договора управления многоквартирным домом».
Общее количество голосов собственников помещений в многоквартирном доме составляет 4 240,97 кв.м.
При подсчете итогов голосования по бюллетеням голосования установлено, что по вопросу № 4 в голосовании приняли участие собственники, обладающие 3 497,42 кв.м., что составляет 82,46 % от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме:
«за» - проголосовали собственники, обладающие 1 673,1 кв.м., что составляет 47,83 % от количества голосов собственников, принявших участие в голосовании;
«против» - проголосовали собственники, обладающие 1 498,46 кв.м., что составляет 42, 84% от количества голосов собственников, принявших участие в голосовании;
«воздержался» - проголосовали собственники, обладающие 325,87 кв.м., что составляет 9,33% от количества голосов собственников, принявших участие в голосовании.
Было установлено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, результаты которого оформлены протоколом № б/н от 22 января 2020 г. правомочно (имеет кворум).
Вместе с тем, было установлено, что в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, результаты которого оформлены протоколом от 22 января 2020 г. № б/н, по вопросу № 4 «Избрание управляющей организации ООО «ЖСК» и заключении с ней договора управления многоквартирным домом» собственниками решение не принято.
Данный вывод Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области был сделан исходя из следующих положений.
Согласно ч.1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, а также решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно ч.2 ст. 47 Жилищного кодекса Российской Федерации принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования (опросным путем), считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.
Из ч.3 ст.45 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п.3 ч.5.1 ст.48 Жилищного кодекса Российской Федерации при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны в том числе решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался».
Также, из разъяснений, содержащихся в письме Минстроя России от 10 марта 2019 г. N 8125-ОО/06 «О решениях общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме» следует, что поскольку действующее законодательство содержит требование к тому, что по каждому вопросу повестки дня собственник помещения должен выбрать только один вариант, то, по мнению Департамента, применение при голосовании «относительного большинства» не представляется возможным и решение считается принятым, в зависимости от вопроса, поставленного на голосование, если за вариант «за» проголосовало: большинство голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме; более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме; большинство не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании вышеизложенного, по мнению Департамента, недопустимо считать решение собрания принятым, если количество голосов участников распределилось среди трех вариантов («за», «против» или «воздержался») таким образом, что максимальная доля голосов отдана варианту «за», но при этом количество голосов, требуемое для принятия решения, не набрано.
Решением Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области № от 04 февраля 2020 г. по изложенным выше основанием было отказано во внесении изменений в реестр лицензий Ульяновской области ООО «ЖСК» в части включения в перечень управляемых домов сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, на основании п.п. «а» п.9 Порядка в связи с несоответствием заявления и прилагаемых к нему документов требованиям, установленным п.п. «е» п.5 Порядка.
Суд соглашается с позицией Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области, изложенной заключении по итогам проверки заявления о внесении изменений в реестр лицензий Ульяновской области и прилагаемых к нему документов и в решении об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ульяновской области.
Исходя из изложенного следует, что действующее законодательство содержит требование о том, что по каждому вопросу повестки дня собственник помещения должен выбрать только один вариант и применение при голосовании относительно большинства голосов не представляется возможным. Решение считается принятым относительно вопроса поставленного на голосование, если за его принятие проголосовало большинство голосов от общего числа голосов, принимающих участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме или более 50% голосов от общего числа собственников помещений в доме. Решение по вопросу № 4 «Избрание управляющей организации ООО «ЖСК» и заключении с ней договора управления многоквартирным домом» не может считаться принятым, поскольку количество голосов участников распределилось среди трех вариантов («за», «против» и «воздержался»), при этом, максимальная доля голосов отдана варианту «за», однако количество, требуемое для принятия решения, не набрано.
Таким образом, административные исковые требования Татаркиной Т.В., Тарасовой С.В., Гончарь Р.Е., Скачковой Л.Ф., Скачкова П.Ф., Макаровой Т.О., Шакировой Е.В., Татаркина В.И., Румянцевой Н.В., Гурьяновой И.М., Шакирова А.Ф. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований Татаркиной Т.В., Тарасовой С.В., Гончарь Р.Е., Скачковой Л.Ф., Скачкову П.Ф., Макаровой Т.О., Шакировой Е.В., Татаркину В.И., Румянцевой Н.В., Гурьяновой И.М., Шакирова А.Ф. к Министерству энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области о признании решения незаконным, возложении обязанности по внесению изменений в реестр лицензий, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Б. Земцова