Дело №2а-3771/21
Строка 3.020 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления)
УИД №36RS0004-01-2021-004233-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15.09.2021 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Жмудь Р.С.,
с участием: представителя административного истца по доверенности Корчагиной Я.Ю., представителя административного ответчика управления Росреестра по Воронежской области по доверенности Халяпина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Епифанова Сергея Георгиевича к Управлению Росреестра по Воронежской области, государственному регистратору управлению Росреестра по Воронежской области Костиковой О.В. о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Епифанов Сергей Георгиевич обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Воронежской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на 7/25 доли в праве собственности на нежилое помещение №, площадью 718, 8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер № и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на 7/25 доли в праве собственности на нежилое помещение №, площадью 718,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер 36:34:0401014:1683 в установленный законом срок.
В обосновании заявленных требований административный истец указывает, что 01.09.2020г. единственным участником ООО «Ультра» Епифановым Сергеем Георгиевичем было принято решение о ликвидации ООО «Ультра».
01.12.2020г. ООО «Ультра» по Акту передало единственному участнику ООО «Ультра» Епифанову Сергею Георгиевичу после завершения расчетов с кредиторами ликвидируемого ООО «Ультра» недвижимое имущество, в том числе - 7/25 доли в праве собственности на нежилое помещение №, площадью 718,8 кв.м., адрес объекта: <адрес>, кадастровый номер №.
18.01.2021г. МИФНС №12 по Воронежской области была внесена запись в ЕГРЮЛ о ликвидации ООО «Ультра».
07.12.2020г. Епифанов С.Г. обратился в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о регистрации права собственности на недвижимое имущество, в том числе - 7/25 доли в праве собственности на нежилое помещение №, площадью 718,8 кв.м., адрес объекта: <адрес>, кадастровый №.
Уведомлением от 20.04.2021г. Управлением Росреестра по Воронежской области Епифанову С.Г. отказано в государственной регистрации права в связи с тем, что представленный на регистрации акт от 01.12.2020г. по форме не соответствует требованиям действующего законодательства (не удостоверен нотариально).
По мнению административного истца, данный отказ является незаконным, поскольку Управление Росреестра по Воронежской области обладало информацией о ликвидации ООО «Ультра» - стороны акта приема-передачи от 01.12.2020г. и об исключении его 18.01.2021г. из ЕГРЮЛ на дату составления оспариваемого уведомления. Таким образом, административный орган не мог не знать, что причина, по которой государственная регистрация перехода трава собственности на объект недвижимости была приостановлена, а затем и отказано в ней, не могла быть объективно устранена Епифановым С.Г.
В связи с вышеизложенным, административный истец обратился в суд и просит: признать незаконным отказ в государственной регистрации права собственности на 7/25 доли в праве собственности на нежилое помещение №, площадью 718,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый № и обязать осуществить государственную регистрацию права собственности на 7/25 доли в праве собственности на нежилое помещение №, площадью 718,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый № в установленный законом срок.
В ходе подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен государственный регистратор управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области Костикова О.В.
Административный истец, административный ответчик государственный регистратор управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области Костикова О.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке. От административного истца имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель административного истца по доверенности Корчагина Я.Ю. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика управления Росреестра по Воронежской области по доверенности Халяпин В.А. требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указав на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском 09.06.2019 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения оспариваемого отказа от 20.04.2021г.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Епифанов С.Г. являясь единственным участником ООО «Ультра» принял решение от 03.09.2020 года о ликвидации ООО «Ультра» (л.д.10).
01.12.2020г. согласно акту приема-передачи имущества ликвидируемого юридического лица ООО «Ультра», оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, его участникам, а именно Епифанову С.Г. было передано:
- нежилое помещение №, площадь 66,5 кв.м., адрес объекта: <адрес> (Объект 1), кад. №.
- нежилое помещение №, площадь 75,5 кв.м., адрес объекта: <адрес> (Объект 2), кад. №.
- 7/25 доли в праве собственности на нежилое помещение №, площадью 718,8 кв.м., адрес объекта: <адрес>, (Объект 3) кадастровый №.
- помещение магазина №, площадью 79,8 кв.м., адрес объекта: <адрес> (Объект 4), кад. №.
07.12.2020г. административный истец обратился в управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на 7/25 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение №, площадью 718,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №.
20.04.2021 года государственным регистратором Управления Росреестра по Воронежской области вынесено уведомление об отказе в государственной регистрации прав в связи с тем, что представленный акт приема – передачи имущества ликвидируемого юридического лица от 01.12.2020 года, составленный в простой письменной форме, нотариально не удостоверен, в нарушение п2 ст.163 ГК РФ, ч.1 ст.42 Федеральный закон от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Проанализировав основания, указанные в оспариваемом отказе от 20.04.2021 года, суд приходит к следующим выводам.
С 01.01.2017 вступил в законную силу Федеральный закон от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N218-ФЗ), который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с частями 2, 3, 5 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав) - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (ч.3 ст.3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пунктам 5, 9 и 23 части 1 ст.26 Федерального закона N218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам; земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости, предоставлен, передан собственником не для целей строительства (размещения) такого объекта.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового - учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
При поступлении документов на кадастровый учет и (или) на государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав проводится правовая экспертиза документов, представленных для ее проведения, на предмет наличия или отсутствия установленных законом оснований для ее приостановления либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 1 статьи 29 Закона о регистрации).
В силу статьи 153 Гражданского кодекса РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе. Если нотариальное удостоверение сделки в соответствии с пунктом 2 статьи 163 ГК РФ является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.
Согласно части 1 статьи 42 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года №4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона), а также договоров об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемых с кредитными организациями.
Закон о регистрации содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым не требуется нотариальное удостоверение сделок по отчуждению долей в праве общей долевой собственности.
Как установлено судом, административным истцом не был представлен нотариально удостоверенный акт приема-передачи имущества ликвидируемого юридического лица, подтверждающий соблюдение установленного законом порядка по оформлению передаче доли вправе общей долевой собственности на объект недвижимости, в связи с чем, государственным регистратором 20.01.2021 первоначально обосновано вынесено решение о приостановлении государственной регистрации прав в отношении спорного объекта недвижимого имущества на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации (форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации), в адрес административного истца было направлено уведомление с указанием причин препятствующих государственной регистрации прав.
Однако, как установлено судом, причины, препятствующие государственной регистрации устранены не были, в связи с чем, 20.04.2021 года должностным лицом Управления Росреестра по Воронежской области было принято оспариваемое решение (уведомление) об отказе в государственной регистрации права собственности на 7/25 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение №, площадью 718,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации права принято в установленном законом порядке уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции при наличии на то фактических и правовых оснований, является законным и обоснованным, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Епифанова Сергея Георгиевича к Управлению Росреестра по Воронежской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на 7/25 доли в праве собственности на нежилое помещение №, площадью 718, 8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый № незаконным, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности в установленный законом срок отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 29.09.2021 года
Дело №2а-3771/21
Строка 3.020 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления)
УИД №36RS0004-01-2021-004233-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15.09.2021 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Жмудь Р.С.,
с участием: представителя административного истца по доверенности Корчагиной Я.Ю., представителя административного ответчика управления Росреестра по Воронежской области по доверенности Халяпина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Епифанова Сергея Георгиевича к Управлению Росреестра по Воронежской области, государственному регистратору управлению Росреестра по Воронежской области Костиковой О.В. о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Епифанов Сергей Георгиевич обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Воронежской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на 7/25 доли в праве собственности на нежилое помещение №, площадью 718, 8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер № и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на 7/25 доли в праве собственности на нежилое помещение №, площадью 718,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер 36:34:0401014:1683 в установленный законом срок.
В обосновании заявленных требований административный истец указывает, что 01.09.2020г. единственным участником ООО «Ультра» Епифановым Сергеем Георгиевичем было принято решение о ликвидации ООО «Ультра».
01.12.2020г. ООО «Ультра» по Акту передало единственному участнику ООО «Ультра» Епифанову Сергею Георгиевичу после завершения расчетов с кредиторами ликвидируемого ООО «Ультра» недвижимое имущество, в том числе - 7/25 доли в праве собственности на нежилое помещение №, площадью 718,8 кв.м., адрес объекта: <адрес>, кадастровый номер №.
18.01.2021г. МИФНС №12 по Воронежской области была внесена запись в ЕГРЮЛ о ликвидации ООО «Ультра».
07.12.2020г. Епифанов С.Г. обратился в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о регистрации права собственности на недвижимое имущество, в том числе - 7/25 доли в праве собственности на нежилое помещение №, площадью 718,8 кв.м., адрес объекта: <адрес>, кадастровый №.
Уведомлением от 20.04.2021г. Управлением Росреестра по Воронежской области Епифанову С.Г. отказано в государственной регистрации права в связи с тем, что представленный на регистрации акт от 01.12.2020г. по форме не соответствует требованиям действующего законодательства (не удостоверен нотариально).
По мнению административного истца, данный отказ является незаконным, поскольку Управление Росреестра по Воронежской области обладало информацией о ликвидации ООО «Ультра» - стороны акта приема-передачи от 01.12.2020г. и об исключении его 18.01.2021г. из ЕГРЮЛ на дату составления оспариваемого уведомления. Таким образом, административный орган не мог не знать, что причина, по которой государственная регистрация перехода трава собственности на объект недвижимости была приостановлена, а затем и отказано в ней, не могла быть объективно устранена Епифановым С.Г.
В связи с вышеизложенным, административный истец обратился в суд и просит: признать незаконным отказ в государственной регистрации права собственности на 7/25 доли в праве собственности на нежилое помещение №, площадью 718,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый № и обязать осуществить государственную регистрацию права собственности на 7/25 доли в праве собственности на нежилое помещение №, площадью 718,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый № в установленный законом срок.
В ходе подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен государственный регистратор управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области Костикова О.В.
Административный истец, административный ответчик государственный регистратор управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области Костикова О.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке. От административного истца имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель административного истца по доверенности Корчагина Я.Ю. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика управления Росреестра по Воронежской области по доверенности Халяпин В.А. требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указав на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском 09.06.2019 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения оспариваемого отказа от 20.04.2021г.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Епифанов С.Г. являясь единственным участником ООО «Ультра» принял решение от 03.09.2020 года о ликвидации ООО «Ультра» (л.д.10).
01.12.2020г. согласно акту приема-передачи имущества ликвидируемого юридического лица ООО «Ультра», оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, его участникам, а именно Епифанову С.Г. было передано:
- нежилое помещение №, площадь 66,5 кв.м., адрес объекта: <адрес> (Объект 1), кад. №.
- нежилое помещение №, площадь 75,5 кв.м., адрес объекта: <адрес> (Объект 2), кад. №.
- 7/25 доли в праве собственности на нежилое помещение №, площадью 718,8 кв.м., адрес объекта: <адрес>, (Объект 3) кадастровый №.
- помещение магазина №, площадью 79,8 кв.м., адрес объекта: <адрес> (Объект 4), кад. №.
07.12.2020г. административный истец обратился в управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на 7/25 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение №, площадью 718,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №.
20.04.2021 года государственным регистратором Управления Росреестра по Воронежской области вынесено уведомление об отказе в государственной регистрации прав в связи с тем, что представленный акт приема – передачи имущества ликвидируемого юридического лица от 01.12.2020 года, составленный в простой письменной форме, нотариально не удостоверен, в нарушение п2 ст.163 ГК РФ, ч.1 ст.42 Федеральный закон от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Проанализировав основания, указанные в оспариваемом отказе от 20.04.2021 года, суд приходит к следующим выводам.
С 01.01.2017 вступил в законную силу Федеральный закон от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N218-ФЗ), который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с частями 2, 3, 5 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав) - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (ч.3 ст.3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пунктам 5, 9 и 23 части 1 ст.26 Федерального закона N218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам; земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости, предоставлен, передан собственником не для целей строительства (размещения) такого объекта.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового - учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
При поступлении документов на кадастровый учет и (или) на государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав проводится правовая экспертиза документов, представленных для ее проведения, на предмет наличия или отсутствия установленных законом оснований для ее приостановления либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 1 статьи 29 Закона о регистрации).
В силу статьи 153 Гражданского кодекса РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе. Если нотариальное удостоверение сделки в соответствии с пунктом 2 статьи 163 ГК РФ является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.
Согласно части 1 статьи 42 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года №4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона), а также договоров об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемых с кредитными организациями.
Закон о регистрации содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым не требуется нотариальное удостоверение сделок по отчуждению долей в праве общей долевой собственности.
Как установлено судом, административным истцом не был представлен нотариально удостоверенный акт приема-передачи имущества ликвидируемого юридического лица, подтверждающий соблюдение установленного законом порядка по оформлению передаче доли вправе общей долевой собственности на объект недвижимости, в связи с чем, государственным регистратором 20.01.2021 первоначально обосновано вынесено решение о приостановлении государственной регистрации прав в отношении спорного объекта недвижимого имущества на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации (форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации), в адрес административного истца было направлено уведомление с указанием причин препятствующих государственной регистрации прав.
Однако, как установлено судом, причины, препятствующие государственной регистрации устранены не были, в связи с чем, 20.04.2021 года должностным лицом Управления Росреестра по Воронежской области было принято оспариваемое решение (уведомление) об отказе в государственной регистрации права собственности на 7/25 доли в праве общей долевой собственности на нежилое помещение №, площадью 718,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации права принято в установленном законом порядке уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции при наличии на то фактических и правовых оснований, является законным и обоснованным, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Епифанова Сергея Георгиевича к Управлению Росреестра по Воронежской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на 7/25 доли в праве собственности на нежилое помещение №, площадью 718, 8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый № незаконным, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности в установленный законом срок отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 29.09.2021 года