Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-19007/2020 от 27.07.2020

Судья Белова И.В. Дело <данные изъяты>

УИД 50RS0<данные изъяты>-06

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам М. областного суда

в составе:

председательствующего Цуркан Л.С.,

судей Шишкина И.В., Гулиной Е.М.,

при помощнике судьи Коноваловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 31 августа 2020 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Красногорского городского суда Московской области от 17 февраля 2020 года по делу по иску Грянко Н. А. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи,

заслушав доклад судьи Шишкина И.В.,

объяснения истца Грянко Н.Н., представителя ответчика Шевченко С.И.,

УСТАНОВИЛА:

Грянко Н.А. обратилась в суд с иском к Красногорскому управлению социальной защиты населения, которым просила: признать незаконным отказ в выдаче удостоверения многодетной семьи, обязать выдать удостоверение многодетной семьи.

Требования мотивированы тем, что она состоит в браке с Щипцовым А.С. и имеет трех несовершеннолетних детей <данные изъяты> Их семья проживает по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты>. <данные изъяты> она обратилась в Красногорское управление социальной защиты населения с заявлением о присвоении статуса многодетной семьи и выдаче соответствующего удостоверения, приложив к заявлению необходимые документы. Решением ответчика от <данные изъяты> истцу в присвоении статуса многодетной семьи и выдаче удостоверения было отказано по причине предоставления неполного комплекта документов, в том числе документов, подтверждающих регистрацию супруга истца и несовершеннолетнего ребенка Шипцовой Б.А. на территории Московской области. Считает отказ незаконным, в связи с чем обратилась в суд.

В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержала, ответчик иск не признал.

Решением Красногорского городского суда Московской области от 17 февраля 2020 года исковые требования Грянко Н.А. удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе ответчик просит его отменить и принять по делу новое судебное решение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Настоящее решение суда первой инстанции указанным требованиям закона не соответствует.

Отменяя решение суда, судебная коллегия приходит к выводу, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.

В данном случае иск предъявлен не к юридическому лицу.

В силу ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п. 1 Положения о Министерстве социального развития Московской области, утвержденного Постановлением Правительства МО от 04.08.2015 N 642/29, Министерство социального развития Московской области (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения Московской области, проводящим государственную политику, координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью.

Министерство обладает правами юридического лица; имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в соответствии с законодательством, печать с воспроизведением герба Московской области и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления его деятельности; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности (п. 4).

Красногорское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области является территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области, следовательно, не является юридическим лицом и не может быть истцом или ответчиком в суде.

Как следует из материалов дела, судом не производилась замена ненадлежащего ответчика на надлежащего. В решении суда указан ответчик - Красногорское управление социальной защиты населения, на ненадлежащего ответчика судом возложена обязанность выдать удостоверение многодетной семьи.

В связи с чем, судебная коллегия считает возможным отменить решение суда, предъявленное к Красногорскому управлению социальной защиты населения Московской области, поскольку указанное территориальное структурное подразделение не может выступать в суде как ответчик, не являясь юридическим лицом и перейти к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.

В суде апелляционной инстанции произведена замена ненадлежащего ответчика – Красногорского управления социальной защиты населения на надлежащего - Министерство социального развития Московской области.

П. п. 21, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующим правоотношения в суде апелляционной инстанции" разъясняется, что судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Разрешая спор, судебная коллегия исходила из следующего.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

Решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей, в том числе социальной поддержки многодетных семей, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" предписано субъектам Российской Федерации определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

Меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные Законом Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца) (часть 4 данного закона).

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей или опекунов.

Согласно Закона Московской области от 12.01.2006 года №1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).

В соответствии со статьёй 2 Закона Московской области от 12.01.2006г. №1/2006-03 многодетная семья – лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке, имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).

Постановлением Правительства Московской области от 12.12.2017 г. №1029/45 утверждён Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи.

Согласно пункта 3 данного порядка, удостоверение выдаётся, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в Московской области, и в силу положений пункта 17 отсутствие у кого-либо из членов многодетной семьи места жительства в Московской области является основанием для отказа в выдаче удостоверения.

Согласно материалов дела, истец Грянко Н.А. и Щипцов А.С. состоят в зарегистрированном браке и имеют троих несовершеннолетних детей – <данные изъяты>

Как указано в отметке о регистрации в паспорте истца, а так же в свидетельствах о регистрации по месту жительства <данные изъяты> и 458, истец и несовершеннолетние <данные изъяты> зарегистрированы по месту жительства по адресу: М. <данные изъяты>.

Материалами дела подтверждается, что супруг истца и несовершеннолетняя Щипцова Б.А. зарегистрированы по адресу: <данные изъяты>.

<данные изъяты> истец обратилась в Красногорское управление социальной защиты населения с заявлением о присвоении семье статуса многодетной семьи и выдаче соответствующего удостоверения.

Решением УСЗН от 05.09.2019 г. истцу отказано в выдаче удостоверения многодетной семьи по причине предоставления неполного пакета документов и отсутствия у Щипцова А.С. и Щипцовой Б.А. регистрации по месту жительства в Московской области.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции от истца поступила справка от участкового, которая по ходатайству заявителя была приобщена судебной коллегией к материалам дела.

Как следует из представленной заявителем справки от 24.08.2020г. <данные изъяты>б/н Грянко Н.А., <данные изъяты> г.р., зарегистрирована и фактически проживает по адресу: <данные изъяты>, где в настоящее время фактически совместно с ней проживают:

- <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.

Статьей 2 названного Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2008 года N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.

Принимая во внимание, что в ходе разрешения спора нашел свое доказательственное значение факт того, что все члены семьи Грянко Н.А., в том числе ее супруг и несовершеннолетняя дочь Щипцова Б.А. постоянно проживают на территории Московской области, судебная коллегия приходит к выводу о возложении на Министерство социального развития Московской области обязанности выдать истцу удостоверение многодетной семьи.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Красногорского городского суда Московской области от 17 февраля 2020 года - отменить, постановить по делу новое решение.

Обязать Министерство социального развития Московской области выдать Грянко Н. А. удостоверение многодетной семьи, указав состав мать: Грянко Н. А., <данные изъяты> года рождения; отец Щипцов А. С. <данные изъяты> года рождения; дети: <данные изъяты>

Председательствующий

Судьи

33-19007/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Грянко Н.А.
Ответчики
Красногорское УСЗН
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
05.08.2020[Гр.] Судебное заседание
05.08.2020[Гр.] Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
31.08.2020[Гр.] Судебное заседание
07.09.2020[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2020[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее