Дело № 33-1592/2019 Судья Прохорчук О.В.
Категория 2.068
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 мая 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Радовиля В.Л.,
судей Сулеймановой А.С., Землюкова Д.С.,
при секретаре Дубравской А.С.,
при участии истца Решаева В.С., представителя ответчика Новиковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Решаева Виктора Станиславовича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное) о признании права и понуждении к совершению определенных действий,
по апелляционной жалобе Решаева Виктора Станиславовича на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 07 февраля 2019,
заслушав доклад судьи Сулеймановой А.С.,
УСТАНОВИЛА:
Решаев В.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное), в котором просил признать право истца согласно ч. 5 ст. 2, ст. 3 ФЗ от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на перерасчет размера льготной пенсии по инвалидности, назначенной как инвалиду, приравненному к инвалидам Отечественной войны, приравненному к военнослужащим ставших инвалидами вследствие военной травмы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18.03.2014 – по государственному пенсионному обеспечению, - с 01.01.2015 в соответствии с нормами Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также о понуждении ответчика произвести перерасчет размера льготной пенсии по инвалидности, назначенной как инвалиду, приравненному к инвалидам Отечественной войны, приравненному к военнослужащим ставших инвалидами вследствие военной травмы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18.03.2014 – по государственному пенсионному обеспечении – с 01.01.2015 по настоящее время в соответствии с нормами Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Исковые требования обоснованы тем, что Решаеву В.С. с детства установлена I группа инвалидности бессрочно вследствие ранения, связанного с последствием боевых действий в период Великой Отечественной войны. До 01.01.2015 истец получал льготную пенсию по инвалидности как инвалид, приравненный к инвалидам Отечественной войны I группы, приравненным к военнослужащим с причиной инвалидности вследствие военной травмы по Закону Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с воинской службы и некоторых других лиц». С 01.01.2015 истцу перестали платить пенсию как инвалиду Великой Отечественной войны I группы, в связи с чем он обратился к ответчику с заявлением о перерасчете с 01.01.2015 льготной пенсии по инвалидности и иных устанавливаемых к пенсии выплат, согласно выплатному делу инвалида Великой Отечественной войны. Письмом ГУ УПФР в г.Севастополе истцу отказано в установлении пенсии как инвалиду ВОВ I группы, приравненному к военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18.03.2014. С данным решением он не согласен и считает его незаконным, поскольку ответчиком не учтен льготный статус истца, подтвержденный действующим удостоверением о праве на льготы № № и справкой ВТЭК серии ВТЭ-2 № от ДД.ММ.ГГГГ, нарушен порядок перерасчета размера льготной пенсии по инвалидности с 01.01.2015 в соответствии с российским законодательством. Ответчиком не учтено, что указанная справка ВТЭК дает право на предоставление мер социальной поддержки инвалидов войны.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 07.02.2019 года в удовлетворении иска Решаева В.С. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (межрайонное) о признании права и понуждении к совершению определенных действий было отказано.
Не согласившись с решением суда, Решаев В.С. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В качестве доводов жалобы апеллянт указывает на то, что неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, судом неправильно определен предмет спора. Истцу не произведен перерасчет размера пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01.01.2015 года. Суд не применил ФЗ №208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", которым предусмотрена необходимость учитывать статус пенсионера, которому назначена льготная пенсия. Суд не учел, что уровень социальной защищенности Решаева В.С. с 01.01.2015 года необоснованно снижен, что не соответствует требованиям закона.
На апелляционную жалобу поступили возражения от Управления ПФ РФ в г. Севастополе (межрайонное), в которой выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Истец Решаев В.С. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Новикова Н.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что 20.06.2018 Решаев В.С. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе с заявлением о перерасчете размера льготной пенсии по инвалидности с 01.01.2015 в соответствии с законодательством Российской Федерации, назначенной в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18.03.2014 как инвалиду, приравненному к военнослужащим с причиной инвалидности вследствие военной травмы.
На указанное заявление ответчиком 11.07.2018 дан ответ ГУ УПФ РФ (межрайонное), в котором разъяснено, что с 01.01.2015 все ранее назначенные пенсии, в том числе и истца, пересчитаны по нормам законодательства Российской Федерации на основании документов, имеющихся в пенсионном деле.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 26.01.2017 по гражданскому делу № 2-922/2017 по иску Решаева Виктора Станиславовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) об оспаривании действий по отказу в установлении пенсии и понуждении совершить определенные действия, вступившим в законную силу 27.04.2017, установлено, что в связи с отсутствием у Решаева В.С. документов, подтверждающих наличие статуса инвалида Великой Отечественной войны в соответствии с законодательством Российской Федерации, у Пенсионного фонда отсутствуют основания для установления истцу пенсии как инвалиду Великой Отечественной войны.
Апелляционным определением Севастопольского городского суда от 27.04.2017 по вышеуказанному гражданскому делу, которым решение суда оставлено без изменения, установлено, что ответчиком истцу назначена пенсия по старости по общим основаниям, с сохранением прежнего размера пенсии, назначенного до принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, а также ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) как инвалиду в соответствии со статьей 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Как указано в апелляционном определении, льготы, право на получение которых дают имеющиеся у истца документы, ему предоставляются.
Апелляционным определением Севастопольского городского суда от 22.12.2016 установлено, что у Решаева В.С. отсутствуют документы, подтверждающие наличие статуса инвалида Великой Отечественной войны в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку изложенная в справке МСЭ серии ВТЭ-2 № от 15.01.1991 формулировка тождественна формулировке «инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны», а не «военная травма», которая определяется гражданам, уволенным с военной службы, в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Аналогичные выводы изложены в апелляционном определении Севастопольского горского суда от 28.05.2018 по гражданскому делу по иску Решаева Виктора Станиславовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) о признании права на перерасчет размера льготной пенсии по инвалидности как лицу, приравненному к военнослужащим, и понуждении совершить определенные действия.
Обстоятельства, установленные вышеуказанными судебными актами, являются обязательными для суда при рассмотрении настоящего спора в силу положений статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что у истца отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований, поскольку с 01.01.2015 истцу установлена пенсия по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом изменение вида пенсии на размер выплачиваемой пенсии не повиляла.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласна.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по инвалидности устанавливается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, но не более чем до дня назначения страховой пенсии по старости.
Страховая пенсия по старости, получающему страховую пенсию по инвалидности, достигнувшему возраста для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначается со дня достижения им указанного возраста без истребования от него заявления о назначении страховой пенсии по старости на основании данных имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается (пункт 2 ст. 2 N 208-ФЗ).
11.07.2018 дан ответ ГУ УПФ РФ (межрайонное), в котором разъяснено, что с 01.01.2015 все ранее назначенные пенсии, в том числе и истца, пересчитаны по нормам законодательства Российской Федерации на основании документов, имеющихся в пенсионном деле.
Если при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации. (п. 4 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ).
Из материалов дела следует, что при назначении истцу страховой пенсии по старости в связи с достижением им пенсионного возраста, размер выплачиваемой пенсии с 01.01.2015 сохранен, поскольку является более высоким, чем размер рассчитанной по законодательству РФ пенсии. При этом право истца на пенсию пенсионным органом не пересматривалось, на что необоснованно ссылается истец в своей жалобе.
В силу изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правомерно отказано истцу в удовлетворении исковых требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не учтен объем мер социальной поддержки для граждан из числа инвалидов войны, соответствующий статус которых был установлен согласно законодательству, действовавшему на территории г. Севастополя до 21.02.2014 года, судебная коллегия отклоняет, поскольку ранее постановленными судебными актами установлено, что к категории лиц, на которых распространяется действие законодательства, устанавливающее льготы инвалидам ВОВ, истец не относится. А льготы в соответствии с положениями Закона № 6-ФКЗ, Закона Севастополя №106-ЗС от 23.01.2015 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживают территории города Севастополя», а также Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» в Российской Федерации», право на получение которых дают имеющиеся у истца документы, ему предоставляются.
Доводы об уменьшении его социальной защищенности не свидетельствуют о нарушении ответчиком его прав на пенсионное обеспечение.
В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода. (п. 3 ст.11 ФКЗ от 21.03.2014 N 6-ФКЗ)
В то же время, как установлено судом объем пенсионного обеспечения истцу сохранен, надлежащим ответчиком в отношении предоставления иных мер социальной защиты Пенсионный орган не является.
Ссылки апеллянта на п. 5 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", предусматривающих учет льготного статуса граждан при назначении, перерасчете и выплате пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат, не свидетельствуют о нарушении его прав при назначении пенсии ответчиком. Поскольку требование закона о подтверждении льготного статуса правоустанавливающими документами, истцом не соблюдено. Что касается инвалидности, то как указано ранее, льготы, за получением которых истец обратился, предусмотренные законодательством о социальной защите инвалидов, ему предоставляются.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учеты при рассмотрении дела, и влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, –
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 07 февраля 2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Решаева Виктора Станиславовича – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Севастопольского городского суда в течение шести месяцев.
Председательствующий: В.Л. Радовиль
Судьи: А.С. Сулейманова
Д.С. Землюков