Дело № 2-978/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2014 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе
председательствующего судьи Догоровой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Гандымовой К.В.,
с участием заявителя Елаева И.А., действующего за себя и по доверенности от 28 ноября 2011 года за Алешина В.В.,
заявителей Тарасовой О.С., Тарасова В.А.,
представителя заинтересованного лица - Администрации городского округа Саранск Исайкина Д.М., действующего по доверенности №128-д от 2 декабря 2013 года,
представителя заинтересованного лица - Министерства культуры и туризма Республики Мордовия Мельникова А.Г., действующего по доверенности от 5 марта 2014 года,
заинтересованного лица – заместителя Министра культуры и туризма Республики Мордовия Храмова Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Елаева И.А., Алешина В.В., Тарасовой О.С., Тарасова В.А. о признании незаконным отказа Администрации городского округа Саранск и Министерства культуры и туризма Республики Мордовия в согласовании публичного мероприятия, а также пункта 4 решения заместителя Министра культуры и туризма Республики Мордовия Храмова Н.Л. №1-21/135 от 28 февраля 2014 года в части предупреждения о привлечении к ответственности,
установил:
Елаев И.А., Алешин В.В., Тарасова О.С., Тарасов В.А. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации городского округа Саранск и Министерства культуры и туризма Республики Мордовия в согласовании публичного мероприятия, а также пункта 4 решения заместителя Министра культуры и туризма Республики Мордовия Храмова Н.Л. №1-21/135 от 28 февраля 2014 года в части предупреждения о привлечении к ответственности.
В обоснование заявленных требований указали, что 25 февраля 2014 года ими в Администрацию городского округа Саранск Республики Мордовия, а также в Министерство культуры и туризма Республики Мордовия было подано уведомление о проведении 9 марта 2014 года с 11 часов 00 минут до 12 часов 00 минут на Советской площади городского округа Саранск Республики Мордовия у памятника В.И. Ленину и на площади, прилегающей к памятнику В.И. Ленину, публичного мероприятия в целях формирования общественного мнения о нетерпимости коррупции, побуждения к объединению для противодействия коррупции, решения вопроса об избрании для этого организационно - правовых форм, решения вопроса об учреждении для этих целей общественных объединений: Мордовского регионального общественного движения «Коммунистическое движение Революционный Фронт», Мордовского регионального общественного движения «Антикоррупционный Совет», Мордовского регионального общественного движения «Красноармейское».
Однако Министерством культуры и туризма Республики Мордовия не были исполнены требования, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». По результатам рассмотрения уведомления им было выдано решение заместителя министра культуры и туризма Республики Мордовия Н.Л.Храмова, датированное 28 февраля 2014 года № 1-21/135, в котором указывается на невозможность согласовать проведение публичного мероприятия на Советской площади городского округа Саранск Республики Мордовия у памятника В.И.Ленину по мотивам наличия нормативно-правового акта органа власти республики.
Считают, что доводы письма противоречат Федеральному закону от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ и не могут служить основанием для отказа в согласовании публичного мероприятия, поскольку в силу части 1 статьи 8 названного закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами. Проведение митинга на Советской площади городского округа Саранск Республики Мордовия у памятника В.И. Ленину не противоречит положениям указанного закона. Кроме того, в части 2 данной статьи приведен полный перечень мест, проведение публичного мероприятия в которых запрещено или ограничено. Ни к одной из этих категорий Советская площадь городского округа Саранск Республики Мордовия не относится.
Более того, исходя из пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предложение об изменении места проведения публичного мероприятия может быть представлено организаторам в течение трех дней с момента уведомления о проведении публичного мероприятия. Это требование закона не исполнено, в силу чего орган власти не наделен полномочиями по предложению изменения места проведения публичного мероприятия, а лишь вправе согласовать проведение публичного мероприятия.
Указанными действиями нарушено их конституционное право собираться мирно, без оружия, проводить митинги, гарантированное статьей 31 Конституции Российской Федерации.
В связи с этим просят суд признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия и Министерства культуры и туризма Республики Мордовия в согласовании публичного мероприятия, а также пункт 4 решения заместителя министра культуры Республики Мордовия Н.Л. Храмова от 28 февраля 2014 года № 1-21/135 в части предупреждения о привлечении к ответственности в случае попытки проведения несогласованного публичного мероприятия, возложив обязанность по устранению в полном объеме допущенного нарушения их прав и свобод.
В судебном заседании заявитель Елаев И.А., действующий за себя и по доверенности за Алешина В.В., заявители Тарасова О.С. и Тарасов В.А. заявленные требования поддержали и просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно суду пояснили, что после получения от Администрации городского округа Саранск предложения об изменении места проведения публичного мероприятия ими было представлено обоснованное письмо об отказе от проведения публичного мероприятия в другом месте. Однако Администрация городского округа Саранск повторно отказала в согласовании места проведения публичного мероприятия на Советской площади г.Саранска.
Представитель заинтересованного лица - Администрации городского округа Саранск Исайкин Д.М. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, суду пояснил, что порядок проведения публичных мероприятий урегулирован Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Приказом Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции утвержден перечень мест, специально отведенных и приспособленных для проведения общественно значимых, политических мероприятий. В этой связи заявителям предложено изменить место проведение публичного мероприятия на одно из указанных в перечне мест. Кроме того, 9 марта 2014 года с директором МАУК «Городские парки» еще в 2013 году согласовано проведение культурно-массового мероприятия на Советской площади г.Саранска, связанное с досугом граждан. Во избежание проблем, связанных с обеспечением безопасности, проведение публичного мероприятия на Советской площади невозможно.
Представитель заинтересованного лица - Министерства культуры и туризма Республики Мордовия Мельников А.Г. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, суду пояснил, что на Советской площади располагается большое количество объектов, относящихся к памятникам истории и культуры: памятник В.И.Ленину, здание Дома Советов, которые являются объектами культурного наследия регионального значения, Обелиск погибшим воинам, который является объектом культурного наследия федерального значения. Именно поэтому было подано соответствующее уведомление и в Министерство культуры и туризма Республики Мордовия. Относительно фразы о привлечении к ответственности имело место разъяснение участникам митинга последствий проведения несогласованного публичного мероприятия.
Заинтересованное лицо – заместитель Министра культуры и туризма Республики Мордовия Храмов Н.Л. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, просил отказать в их удовлетворении.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что 25 февраля 2014 года заявителями Елаевым И.А., Алешиным В.В., Тарасовой О.С. и Тарасовым В.А. в Администрацию городского округа Саранск и Министерство культуры и туризма Республики Мордовия было подано уведомление о проведении 9 марта 2014 года публичного мероприятия в форме собрания на Советской площади г.Саранска у памятника В.И. Ленину.
Письмом № 1171-исх от 27 февраля 2014 года за подписью заместителя Главы Администрации городского округа Саранск ФИО12 заявителям было сообщено, что в соответствии с пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специально отведенных мест, публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Приказом Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции от 9 января 2013 года № 1 утвержден перечень мест, единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по вопросу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера на территории Республики Мордовия. Кроме того, 9 марта 2014 года на Советской площади г.Саранска согласно плану культурно-массовых мероприятий МАУК «Городские парки» на март 2014 года запланировано проведение праздничной акции «Песни весны о любви», в рамках которой будут проводиться мероприятия, связанные с организацией досуга горожан (исполнение песен караоке, катание на аттракционах «Веселый поезд», лошадях, пони), в связи с чем организаторам публичного мероприятия предложено изменить место проведения публичного мероприятия и провести собрание на любом из предложенных мест.
Письмом № 1-21/135 от 28 февраля 2014 года за подписью заместителя Министра культуры и туризма Республики Мордовия Храмова Н.Л. заявителям также было предложено изменить место проведения публичного мероприятия и провести собрание 9 марта 2014 года на любом из мест, утвержденных Приказом Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции от 9 января 2013 года № 1. Кроме того, заявителям разъяснено, что в соответствии со статьями 5 и 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в случае попытки проведения несогласованного публичного мероприятия, организаторы и иные участники будут привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Указанное письмо вручено заявителям 28 февраля 2014 года, что сторонами не оспаривается.
3 марта 2014 года заявители повторно обратились в Администрацию городского округа Саранск с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме собрания 9 марта 2014 года на Советской площади г.Саранска у памятника В.И. Ленину.
Письмом от 4 марта 2014 года за № 1283-исх Администрация городского округа Саранск повторно предложила изменить место проведения публичного мероприятия и провести собрание 9 марта 2014 года на любом из мест, утвержденных Приказом Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции от 9 января 2013 года № 1.
Гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55 часть 3 Конституции Российской Федерации).
Право на свободу собраний закреплено также в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее в силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливает основы механизма реализации права граждан на публичные мероприятия, обязанности органов власти в сфере нормотворчества и в процессе подготовки и проведения публичных мероприятий.
В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.
Согласно положениям статьи 7 Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 8 данного Федерального закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (часть 1.1 статьи 8).
Согласно части 2.1 статьи 8 после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 8).
Пунктами 1, 2 части первой и частью 3 статьи 12 данного Федерального закона установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: 1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; 2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 года № 484-О-П, по смыслу положения части 5 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным. При этом в законе не указано, по каким конкретно причинам орган публичной власти может предложить изменить место проведения публичного мероприятия. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей. При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
Во исполнение части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» приказом Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции от 9 января 2013 года № 1 утвержден перечень мест, единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по вопросу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера на территории Республики Мордовия. К таким местам, в частности по городскому округу Саранск, отнесены: Театральная площадь г. Саранска (территория, непосредственно прилегающая к зданию ГУК «Государственный русский драматический театр Республики Мордовия»), Площадка между музейно-историческим комплексом «Навеки с Россией» и водоемом стадиона «Старт», Площадка у кинотеатра «Россия» (территория, непосредственно прилегающая к зданию кинотеатра «Россия»), Помещение дома культуры «Луч».
Указанные места отвечают цели проведения публичного мероприятия - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики, а также обеспечивают возможность достижения этой цели.
Кроме того, суд учитывает, что согласно плану культурно-массовых мероприятий МАУК «Городские парки» на 9 марта 2014 года на Советской площади г.Саранска запланировано проведение праздничной акции «Песни весны о любви», в рамках которой будут проводиться мероприятия, связанные с организацией досуга горожан (исполнение песен караоке, катание на аттракционах «Веселый поезд», лошадях, пони).
В данном случае проведение заявителями публичного мероприятия 9 марта 2014 года на Советской площади г.Саранска может затруднить проведение вышеуказанного мероприятия, создать помехи обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что Администрацией городского округа Саранск и Министерством культуры и туризма Республики Мордовия было внесено мотивированное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия и предложены иные места проведения публичного мероприятия, позволяющие реализовать его цели.
Указанное предложение об изменении места проведения собрания было внесено в соответствии с Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в пределах полномочий Администрации городского округа Саранск и Министерства культуры и туризма Республики Мордовия и доведено до сведения организаторов публичного мероприятия в установленные законом сроки.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконными действий и решений Администрации городского округа Саранск и Министерства культуры и туризма Республики Мордовия не имеется.
Довод заявителей о нарушении их права на проведение публичного мероприятия пунктом 4 решения заместителя министра культуры Республики Мордовия Н.Л. Храмова от 28 февраля 2014 года № 1-21/135 в части предупреждения о привлечении к ответственности в случае попытки проведения несогласованного публичного мероприятия является необоснованным и не принимается судом во внимание.
Предупреждение об ответственности в соответствии с действующим законодательством, в случае проведения несогласованного публичного мероприятия, само по себе не может расцениваться как ущемляющее или нарушающее право заявителей на проведение публичного мероприятия.
Таким образом, судом не установлено каких-либо нарушений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также прав и свобод заявителей заинтересованными лицами.
В соответствии с частью 4 статьи 258 ГПК Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При данных обстоятельствах суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявления Елаева И.А., Алешина В.В., Тарасовой О.С. и Тарасова В.А. в полном объеме.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 254, 258 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении заявления Елаева И.А., Алешина В.В., Тарасовой О.С., Тарасова В.А. о признании незаконным отказа Администрации городского округа Саранск и Министерства культуры и туризма Республики Мордовия в согласовании публичного мероприятия, а также пункта 4 решения заместителя Министра культуры и туризма Республики Мордовия Храмова Н.Л. №1-21/135 от 28 февраля 2014 года в части предупреждения о привлечении к ответственности отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.Ю. Догорова