Копия
№2а-1092/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2020 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Шукшиной Л.А.,
при секретаре Гесполь А.С.,
с участием:
помощника прокурора Советского района г. Томска Заволокиной Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению прокурора Советского района города Томска о прекращении действия права на управление транспортными средствами гражданина Даниленко Михаила Григорьевича,
установил:
прокурор Советского района города Томска, действуя в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о прекращении действия права на управление транспортными средствами гражданина Даниленко Михаила Григорьевича, ... года рождения, прекращении действия водительского удостоверения гражданина Даниленко Михаила Григорьевича от ... категорий «B, B1, M» №....
В обоснование административных исковых требований указано, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что гражданин Даниленко М.Г., ..., имеет водительское удостоверение №... от ... на право управления транспортными средствами категории «B, B1, M» сроком действия до 11.09.2025. Согласно сведениям ОГБУЗ «ТОНД» Даниленко М.Г. принят под диспансерное наблюдение в октябре 2018 года с диагнозом .... С сентября 2019 года диспансерное наблюдение продолжено с диагнозом: ... Диспансерно-поликлиническое отделение ОГБУЗ «Томский областной наркологический диспансер» не посещает, ремиссия по амбулаторной карте не подтверждена, при сроке диспансерного наблюдения с имеющимся диагнозом – 3 года. Исходя из требований Постановления Правительства РФ от 29.12.2014 №1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» у Даниленко М.Г. имеются медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами. Действие права на управление транспортным средством Даниленко М.Г. должно быть прекращено в связи с наличием у него заболевания, которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Томска заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в административном иске.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения помощника прокурора Советского района г. Томска, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 2 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ, Закон о безопасности дорожного движения) безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная па предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
Одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии со статьей 3 этого же Закона являются: приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Статьей 5 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется помимо прочего и посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психологическими качествами, его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В силу пункта 6 статьи 23 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ одним из условий допуска лица к управлению транспортными средствами является отсутствие у водителей транспортных средств медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Медицинские противопоказания, медицинские показания и медицинские ограничения к управлению транспортными средствами предусмотрены в статье 23.1 Закона о безопасности дорожного движения. Согласно пунктам 1, 4 приведенной статьи Закона медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством; перечни медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377 (в редакции от 23.09.2002) «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, которым установлено, что управление транспортным средством категории «В», «С» возможно при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии после специального лечения, при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств, вопрос о допуске решается индивидуально при представлении положительной характеристики - ходатайства с места работы и информации о поведении по месту жительства из органов внутренних дел.
В соответствии с Порядком диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденном Приказом Минздрава России от 30.12.2015 № 1034н, за больными наркоманией и иными лицами, обратившимися за медицинской помощью по профилю «психиатрия-наркология», осуществляется диспансерное наблюдение, которое представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания. Диспансерное наблюдение осуществляют врачи-психиатры-наркологи (врачи-психиатры-наркологи участковые) медицинских организаций, указанных в пункте 3 настоящего Порядка. Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае наличия у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по МКБ-10 - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии: подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет; подтвержденной стойкой ремиссии не менее двух лет при условии самостоятельного обращения пациента за оказанием медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и отсутствия возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимается врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в случае: смерти пациента; изменения пациентом постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой медицинской организацией территории (на основании письменного заявления пациента об изменении места жительства в целях прекращения диспансерного наблюдения в медицинской организации); письменного отказа пациента от диспансерного наблюдения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Как следует из представленных письменных доказательств и установлено судом, прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены обстоятельства, нарушающие права граждан па безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации.
Так, в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что гражданин Даниленко Михаил Григорьевич, ... года рождения, имеет водительское удостоверение на право управления транспортным средством № ... от ... категории В, Bl, М.
Согласно ответу ОГБУЗ «ТОНД» на запрос от 20.02.2020 № 406 и имеющейся медицинской документации Даниленко Михаил Григорьевич, ... года рождения, был принят под диспансерное наблюдение в октябре 2018 года с диагнозом ..., по решению врачебной комиссии от 04.10.2018 (протокол №55) и на основании акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) №635 от 23.09.2018. С сентября 2019 года диспансерное наблюдение продолжено с диагнозом: ..., по решению врачебной комиссии от 24.09.2019 (протокол №53) и на основании выписки из истории болезни №01-2043. О постановке на диспансерное наблюдение информирован. Диспансерно-поликлиническое отделение ОГБУЗ «Томский областной наркологический диспансер» не посещает, ремиссия по амбулаторной карте не подтверждена, срок диспансерного наблюдения с имеющимся диагнозом – 3 года. Исходя из требований Постановления Правительства РФ от 29.12.2014 №1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством», у гражданина Даниленко М.Г., ... г.р., имеются медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами (до момента достижения стойкой ремиссии 3 года).
Таким образом, в соответствии с положениями ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ имеются основания для прекращения действия права Даниленко М.Г. на управление транспортными средствами.
Мотоцикл, автомобиль и иные транспортные средства как источники повышенной опасности создают повышенную вероятность причинения вреда окружающим. Управление же автотранспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания указанному виду деятельности, способно усугубить эту вероятность, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.
В ходе проверки установлено и в судебном заседании не опровергнуто, что в отношении Даниленко М.Г. в установленном порядке диспансерное наблюдение не прекращено, сведения о ремиссии отсутствуют.
Управление транспортным средством административным ответчиком, страдающим заболеванием ..., создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни, здоровью граждан, либо причинения иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так интересы общества и государства.
В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Таким образом, действие права на управление транспортным средством Даниленко М.Г. должно быть прекращено в связи с наличием у него заболевания, которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Указанные выше обстоятельства являются достаточным основанием для обращения прокурора в порядке части 1 статьи 39 КАС РФ в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения сторон, применительно к установленным обстоятельствам дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о правомерности административного искового заявления прокурора Советского района города Томска о прекращении действия права на управление транспортными средствами гражданина Даниленко М.Г. ввиду наличия медицинских противопоказаний, поскольку административный ответчик страдает заболеванием, стойкая ремиссия отсутствует, состоит под диспансерным наблюдением с данным заболеванием.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту неопределенного круга лиц.
При этом налоговое законодательство признает плательщиком государственной пошлины административного ответчика, выступающего в судах общей юрисдикции, если при этом решение принято не в его пользу, а административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины (пункт 2 части 2 статьи 333.17 НК РФ).
Таким образом, учитывая, что административный истец от уплаты государственной пошлины освобожден, заявлено требование неимущественного характера, с Даниленко М.Г. в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.19 НК РФ подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 111, 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ... ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ... ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ... ░░░░░░░░░ «B, B1, M» №....
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: (░░░░░░░)
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ №2░-1092/2020 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░ (70RS0004-01-2020-001018-94).