Дело №...а-1999/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Олейникова А.В.
при секретаре Соловьевой Н.В.
с участием представителя административного истца Смольякова А.П. и заинтересованного лица Смольяковой Е.А. – Тугумова М.А., представителя административного ответчика комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда Джумакаевой Е.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 июня 2020 года в городе Волгограде административное дело по иску Смольякова А. П. к комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда о признании незаконным решения об отсутствии у граждан оснований для признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности
установил:
Смольяков А.П. обратился в суд с названным административным иском, указав, что в целях участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей им в комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда предъявлено заявление о признании его и его супруги Смольяковой Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. По результатам рассмотрения заявления Комитетом принято решение об отсутствии у граждан основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального займа, о чем ему выдана справка от ДД.ММ.ГГГГ №.... Решение административного ответчика мотивировано действиями Смольяковой Е.А., выразившимися в снятии с регистрационного учета после многих лет проживания по адресу: Волгоград, ..., где она, как член семьи своего родителя, являлась обеспеченной общей площадью жилого помещения более учетной нормы, добровольным отказом от пользования данным помещением, что привело к ухудшению жилищных условий. Считает принятое решение незаконным, подлежащим отмене, так как ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы лишь в том случае, если ими совершались умышленные действия по ухудшению жилищных условий с целью признания их уполномоченными органами нуждающимися в улучшении жилищных условий с последующим обеспечением жилым помещением. При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи со ст. 10 ГК РФ, согласно которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Между тем из справки не следует, в чем выразился умысел и недобросовестность Смольяковой Е.А. при вселении в другую квартиру в составе новой семьи, поскольку брак заключен только ДД.ММ.ГГГГ. Семья имеет право на совместное проживание, ведение общего хозяйства и совместное воспитание детей, что обусловливает отношения по совместному использованию жилья. При таком положении Смольякова Е.А. вправе была выбрать местом своего проживания квартиру, в которой она будет проживать совместно со своим супругом. Вселение новой семьи в квартиру не может рассматриваться как намеренные действия истца по ухудшению жилищных условий, поскольку изменение семейного положения явилось причиной такого вселения, и оно направлено на реализацию права на совместное проживание с членами своей семьи.
Просит суд признать незаконным решение комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №..., оформленное в виде справки об отсутствии у граждан основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; обязать комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда повторно рассмотреть вопрос по существу о наличии оснований у Смольякова А.П., Смольяковой Е.А., для признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В судебное заседание административный истец Смольяков А.П., заинтересованное лицо Смольякова Е.А. не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель административного истца Смольякова А.П. – Тугумов М.А. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске. Также пояснил, что совместное проживание административного истца и его супруги с родителями последней в жилом доме не представляется возможным, так как отношения между Смольяковым А.П. и Шевцовым А.В. не сложились.
Представитель административного ответчика комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда Джумакаева Е.М. в судебном заседании просила в иске отказать. Пояснила, что намеренные действия Смольяковой Е.А. по снятию с регистрационного учета в доме её отца Шевцова А.В. привели к ухудшению жилищных условий и возникновению у семьи Смольякова А.П. нуждаемости в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, что в соответствии со ст. 53 ЖК РФ препятствует принятию их на учет.
Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах дела, находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.
Согласно статьи 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В порядке части 1 статьи 6 Закона Волгоградской области от 01.12.2005 N 1125-ОД «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области» граждане для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, вправе обратиться непосредственно в орган, осуществляющий принятие на учет, по месту своего жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, с которым органом, осуществляющим принятие на учет, заключено соглашение о взаимодействии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исходя из части 7 той же нормы, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, допускается только в случаях и порядке, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Решение органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Исходя из части 4 статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 15.06.2005 № 19/342 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Волгограде», установлена учетная норма площади жилого помещения в Волгограде для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях при обеспеченности в размере не более 11 кв. метров общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека.
Постановлением администрации Волгограда от 05.12.2017 № 1852 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
По смыслу пункта 2.2 названного административного регламента, муниципальная услуга предоставляется администрацией Волгограда в лице комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда.
Исходя из пункта 3.1 административного регламента, предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
прием заявления и документов, подлежащих представлению заявителем из числа предусмотренных пунктом 2.6 раздела 2 настоящего административного регламента, выдача заявителю расписки, регистрация заявления;
комиссионное обследование жилищных условий граждан с составлением акта обследования жилищных условий граждан согласно приложению 4 к Порядку рассмотрения заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденному постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 24 апреля 2006 г. N 455 «О некоторых вопросах реализации Закона Волгоградской области от 01 декабря 2005 г. N 1125-ОД «О Порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области» (далее - акт);
принятие решения, составление справки по форме согласно приложению 1 к настоящему административному регламенту в случае наличия у граждан оснований для признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо по форме согласно приложению 2 к настоящему административному регламенту в случае отсутствия у граждан оснований для признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - справка), выдача справки.
Судом установлено, что Смольяков А.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ состоит в браке с Смольяковой (Шевцовой) Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., о чем в деле представлена копия свидетельства о заключении брака II-РК №....
Из материалов дела следует, что административный истец через ГКУ «МФЦ» обратился за получением муниципальной услуги «Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», указав в качестве членов своей семьи супругу Смольякову Е.А.
Комиссией отдела по жилищной политике по Кировскому и Советскому районам МКУ «Служба по обеспечению реализации жилищной политики» ДД.ММ.ГГГГ составлен акт обследования жилищных условий граждан, в соответствии с которым Смольяков А.П. и Смольякова Е.А. обеспечены общей площадью жилого помещения менее учетной нормы.
Однако, по результатам рассмотрения заявления истцу выдана справка от ДД.ММ.ГГГГ №... об отсутствии оснований для признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Как указано в оспариваемой справке, на основании договора аренды комнаты от ДД.ММ.ГГГГ административный истец и его супруга проживают в 1 комнате двухкомнатной квартиры общей площадью 46,6 кв.м, по адресу: Волгоград, ... принадлежащем на праве общей совместной собственности Матвеевой Т.В. и Матвееву В.В., на основании договора купли - продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ.
Всего в жилом помещении зарегистрировано по месту жительства 5 человек: с ДД.ММ.ГГГГ Смольяков А.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., заявитель; с ДД.ММ.ГГГГ Смольякова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., супруга; с ДД.ММ.ГГГГ Матвеева Т.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р.; с ДД.ММ.ГГГГ Матвеев В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р.; с ДД.ММ.ГГГГ Матвеева А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
До ДД.ММ.ГГГГ у Смольякова А.П. (заявителя) не было регистрации по месту жительства.
До ДД.ММ.ГГГГ Смольякова Е.А. (супруга) была зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении (жилой дом), расположенном по адресу: Волгоград, ..., общей площадью 111,0 кв.м, принадлежащем на праве общей долевой собственности Шевцову А.В.(отцу супруги), на основании постановления администрации Дзержинского района г. Волгограда №... от ДД.ММ.ГГГГ. Всего было зарегистрировано 4 человека.
Приведенные выше фактические обстоятельства подтверждаются исследованными судом письменными доказательствами и сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
В обоснование принятого решения в справке от ДД.ММ.ГГГГ №... со ссылкой на положения ст. 53 ЖК РФ указано, что усматривается совершение Смоляковой Е.А. (супругой заявителя) действий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, выразившихся в снятии с регистрационного учета после многих лет проживания по адресу: Волгоград, ..., где супруга заявителя, как член семьи своего родителя, была обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы, а также добровольный отказ от пользования данным жилым помещением, привели к ухудшению жилищных условий.
В силу статьи 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Исходя из правовой позиции, приведенной в Определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 № 258-0-0, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, и соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Из фактических обстоятельств дела следует, что при принятии оспариваемого решения комитетом жилищной и социальной политики администрации Волгограда учитывалась совокупность обстоятельств, связанных с изменением супругой Смольякова А.П. места жительства и регистрации, после чего последний обратился в органы местного самоуправления за признанием его и члена его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Как указывалось выше, в настоящее время обеспеченность площадью жилого помещения на одного человека семьи административного истца, по адресу: Волгоград, ул. им. академика Комарова, 78-40, составляет 9,32 кв.м., что менее учетной нормы, действующей на территории муниципального образования городской округ – город-герой Волгоград.
Вместе с тем, исходя из копии домовой книги на жилой дом, расположенный по адресу: Волгоград, ..., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Смольякова Е.А. была зарегистрирована и проживала со своими родителями в жилом помещении по адресу: Волгоград, ..., общая площадь данного жилого помещения согласно копии свидетельства о государственной регистрации права серии 34-АА №... от ДД.ММ.ГГГГ, составляет 111 кв.м.
В этой связи позиция представителя административного ответчика в судебном заседании о том, что при условии регистрации и проживания супруги истца со своими родителями, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека по указанному адресу значительно превышала бы установленный в Волгограде размер учетной нормы площади жилого помещения, нашла свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
В силу ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
По смыслу п. 2 ст. 1, ст. 9 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Граждане по собственному усмотрению распоряжаются принадлежащими правами.
Исходя из общих положений гражданского законодательства, всякое субъективное право, будучи мерой возможного поведения управомоченного лица, имеет определенные границы как по своему содержанию, так и по характеру его осуществления. Наряду с обеспечением реального осуществления субъективных прав управомоченного лица право призвано также гарантировать защиту интересов всего общества в целом, прав и интересов других граждан и организаций, которые могут быть затронуты при осуществлении права управомоченным лицом.
В рассматриваемом случае Смольякова Е.А. на законных основаниях была вселена своими родителями в жилой дом по ... Волгограда, имела регистрацию и пользовалась жилым помещением в качестве члена семьи его собственника.
Как установлено ч.1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Таким образом, после вступления в брак с Смольяковым А.П., при условии продолжения проживания со своими родителями Смольякова Е.А. не утратила бы жилищных прав в отношении принадлежащего Шевцову А.В. жилого дома.
Об изменении семейных отношений с родителями супруги, наличии каких-либо чрезвычайных обстоятельств, либо иных, которые объективно бы свидетельствовали о невозможности проживания самого административного истца и его супруги с родителями последней, стороной административного истца не указано и соответствующих доказательств суду не предоставлено.
Вступление в брак, и дальнейшее совместное проживание супругов само по себе не свидетельствует о наличии препятствий к проживанию с родителями одного из супругов, о необходимости изменения места жительства.
Однако, Смольякова Е.А., действуя по своему усмотрению, приняла решение распорядиться своими жилищными правами и изменить место жительства. При этом она была осведомлена, что в арендуемом жилом помещении размер жилой площади составит лишь 9,3 кв.м, на человека, вследствие чего условия ее проживания безусловно ухудшатся.
При таких обстоятельствах, действия супруги административного истца, выразившиеся в снятии с регистрационного учета проживания по адресу: Волгоград, ..., где она как член семьи своих родителей была обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы, а также добровольный отказ от пользования данным жилым помещением, привели к ухудшению ею жилищных условий и к искусственному созданию нуждаемости в жилье, что в силу ст. 53 ЖК РФ исключает возможность признания его нуждающимся в жилом помещении в течение 5 лет со дня совершения указанных действий.
В связи с изложенным суд находит обоснованной справку комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... о том, что семья Смольякова А.П. не имеет основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, так как не истек установленный законом срок, с момента совершения действий, в результате которых последний может быть признан нуждающимся в жилом помещении, в связи с чем последний не является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Доводы административного иска со ссылкой на положения семейного законодательства состоятельными к удовлетворению заявленных требований не являются, поскольку принятое административным ответчиком решение об ущемлении семейных прав Смольякова А.П. и Смольяковой Е.А. не свидетельствует.
В этой связи заявленный административный иск о признании незаконным решения об отсутствии у граждан оснований для признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Смольякова А. П. к комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда о признании незаконным решения об отсутствии у граждан оснований для признания нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Дата составления решения суда в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.В. Олейников