2-5154/22-2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 августа 2011 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Черняевой И.В.,
при секретаре Катусенко О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации ГУ РК КРПСС Карельского республиканского комитета Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ в интересах истцов Гаврилова Виктора Ивановича, Елизарова Александра Викторовича, Михалёва Василия Александровича, Вострякова Вячеслава Викторовича, Попова Александра Юрьевича, Склярова Александра Владимировича, Демченко Владимира Борисовича, Чикулина Сергея Валерьевича, Исмайлова Владимира Суджаддиновича, Бреднева Сергея Ивановича, Дёмина Эриксона Вячеславовича, Трошкова Александра Валентиновича, Муони Нелли Альбертовны, Климанова Павла Михайловича, Кузьминых Александра Владимировича, Бодрякова Андрея Алексеевича, Гребнева Юрия Михайловича, Куканова Олега Геннадьевича, Жаринова Алексея Вячеславовича, Кудрявцева Владимира Аркадьевича, Ерёменко Григория Григорьевича, Клименко Евгения Григорьевича, Терентьева Вадима Анатольевича, Морозова Алексея Викторовича, Хренникова Павла Владимировича, Елисеева Андрея Владимировича, Шуньгиной Марины Евгеньевны, Широкина Николая Николаевича, Гуськова Вадима Владимировича, Мокеева Сергея Павловича, Кузьмина Федора Валерьевича, Соломко Кирилла Сергеевича, Рыгаловой Марины Станиславовны, Кургачёва Юрия Владимировича, Кузнецова Павла Михайловича, Спиренкова Павла Юрьевича, Репина Александра Сергеевича, Корнилова Михаила Валерьевича, Богдановой Татьяны Анатольевны, Хуска Сергея Александровича, Богданова Дмитрия Владимировича, Харченко Галины Рудольфовны, Слукина Вячеслава Владимировича, Васильева Игната Владимировича, Полутина Сергея Александровича, Филимонова Артёма Владимировича, Канаева Павла Юрьевича, Суомалайнен Алексея Юрьевича, Голованова Павла Юрьевича к Государственному учреждению РК «Карельская республиканская поисково-спасательная служба» о взыскании денежных средств,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что истцы являются работниками ГУ Республики Карелия «Карельская республиканская поисково-спасательная служба» ( далее ГУ Республики Карелия КРПСС). Согласно п.7.6. Коллективного договора работников ГУ РК КРПСС на 2010-1013г.г. материальное стимулирование работников осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда и Положением о материальном стимулировании. Согласно п.55 Положения об оплате труда работников ГУ РК КРПСС, утвержденного Приказом начальника ГУ РК КРПСС от 12.12.2008г. №217 и согласованного с Первичной профсоюзной организацией ГУ РК КРПСС, работодатель в первом квартале 2011г. обязан был выплатить работникам премию по итогам работы за 2010г. в размере двух должностных окладов, установленных по занимаемой должности на 1 декабря календарного года, за который производится выплата, с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. На основании приказа и.о. начальника ГУ РК КРПСС от 16.03.2011г. №66-п указанная выплата произведена работодателем в размере 1,5 должностного оклада, что является, по мнению истцов, нарушением условий оплаты труда, установленных системой оплаты труда в соответствии со ст.ст.135, 144 ТК РФ. Учитывая изложенное, Профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации ГУ РК КРПСС, являясь законным представителем своих членов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений на основании ст.11 ФЗ РФ от 12.01.1996г. №10 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», п.3.2 Устава Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, просил взыскать с ответчика в пользу истцов суммы недоплаченной премии, а именно: в пользу – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты>., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты> руб.,, – <данные изъяты> руб., – <данные изъяты>., всего : <данные изъяты> рублей.
Определением Петрозаводского городского суда РК от 19 июля 2011г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Государственный комитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения.
В судебном заседании истец Гаврилов В.И. на иске настаивал по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании председатель Профкома Елисеев А.В. на иске настаивал. Пояснил, что работодателем необоснованно выплачена годовая премия работникам в размере 1,5 оклада. Приказы о снижении размера премии были в отношении на 5%, на 25%, на 15%, в отношении остальных работников премия должна быть выплачена в полном объеме. Работники не были поставлены в известность об изменении порядка премирования.
В судебном заседании представители ответчика – и.о. начальника ГУ КРПСС Широкин О.Н., действующий на основании приказа, Усова Г.Ф. и Хазарова О.В., действующие на основании доверенностей, иск не признали. Указали, что премия работникам была выплачена на основании Приказа о премировании личного состава по итогам работы за 2010 год от 16 марта 2011г. в размере 1,5 должностных окладов в пределах выделенного финансирования (1814,9 тыс. руб.) с учетом районного коэффициента и северной надбавки пропорционально отработанному времени. Указали, что расчет, предоставленный истцами, не оспаривают, он произведен правильно. Указали, что работники не были ознакомлены с Приказом об изменении порядка оплаты труда, поскольку в ГУ КРПСС приказ от 13 декабря 2010г. № 139 поступил только в конце декабря 2010г. В случае удовлетворения иска просили уменьшить размер государственной пошлины, поскольку учреждение является государственным, финансируется за счет средств республиканского бюджета и в смете расходов средств на оплату госпошлины не предусмотрено.
В судебном заседании представители Государственного комитета Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения Федотов Н.Н. - председатель Государственного комитета, а также Кононова С.Б., Хайрутдинова А.И., действующие на основании доверенностей, полагали иск не подлежащим удовлетворению. Пояснили, что Государственный комитет является главным распорядителем бюджетных средств Республики Карелия для 15 государственных казенных учреждений, подведомственных Государственному комитету. При планировании на 2011 год для Государственного комитета бюджетная роспись для подведомственных учреждений была уменьшена на 3 миллиона 820 тысяч рублей. Уменьшение бюджетной росписи было связано с плановым сокращением 15 должностей до 1 мая в 2011 году в соответствии с Поручением заседания Президиума Правительства Республики Карелия от 11 октября 2010 года № 5. Учитывая данные обстоятельства, Государственный комитет принял решение не проводить сокращение штатной численности подведомственных учреждений на 15 единиц (в том числе на 3 единицы в службе спасения), а найти средства (3 млн. 820 тысяч) за счет более требовательного и рационального подхода к выплате премии работникам подведомственных учреждений по итогам работы 2010 года. Был подготовлен и принят нормативный правовой акт (Приказ) Государственного комитета от 13 декабря 2010 года № 139 «О внесении изменений в приказ Государственного комитета Республики Карелия по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 12 ноября 2008 года № 167», в соответствии, с которым в Примерные Положения об оплате труда подведомственных государственных учреждений внесено изменение о выплате премии за год «в размере до 2-х окладов», ранее было прописано «в размере двух окладов». В подведомственных учреждениях на основании приказа Государственного комитета от 13 декабря 2010 года № 139 в 2010 году были подготовлены и изданы приказы о внесении изменений в Положения об оплате труда. Исходя из сметных назначений на выплату премии по итогам работы 2010 года для Карельской республиканской службы спасения был выделен лимит денежных средств в размере 1814,9 тысяч рублей. Премия за 2010 год работникам службы была выплачена исходя из лимита денежных средств, выделенных на премию. Просили в иске отказать.
Остальные истцы в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, указали, что иск поддерживают.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истцы являются работниками ГУ Республики Карелия «Карельская республиканская поисково-спасательная служба», также членами первичной профсоюзной организации Государственного учреждения «Карельская республиканская поисково-спасательная служба», что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.7.6. Коллективного договора работников ГУ РК КРПСС на 2010-1013г.г. материальное стимулирование работников осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда и Положением о материальном стимулировании.
Согласно п.55 Положения об оплате труда работников ГУ РК КРПСС, утвержденного Приказом начальника ГУ РК КРПСС от 12.12.2008г. №217 и согласованного с Первичной профсоюзной организацией ГУ РК КРПСС, работникам выплачивается годовая премия за добросовестное и качественное выполнение своих должностных (трудовых) обязанностей в размере 2-х окладов, фактически установленных по занимаемой должности на 1 декабря календарного года, за который производится выплата премии. Годовая премия выплачивается в течение первого квартала года, следующего за истекшим календарным годом на основании приказа начальника ГУ КРПСС.
Таким образом, работодатель в первом квартале 2011г. обязан был выплатить работникам премию по итогам работы за 2010г. в размере двух должностных окладов, установленных по занимаемой должности на 1 декабря календарного года, за который производится выплата, с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
На основании приказа и.о. начальника ГУ РК КРПСС от 16.03.2011г. №66-п указанная выплата произведена работодателем в размере 1,5 должностного оклада. Также в приказе указано, что на основании «Заключений о снижении премии работникам ГУ Республики Карелия КРПСС» размер премии по итогам работы за 2010 год уменьшить: на 55, на 5%, на 15%, на 15%, на 25%, на 100%.
В отношении других работников приказов о снижении размера премии работодателем не издавалось.
Между тем, согласно Положению о материальном стимулировании работников ГУ Республики Карелия КРПСС, согласованному председателем профкома 30 мая 2008г., утвержденному председателем Государственного комитета Республики Карелия по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, одним из видов материального стимулирования работников ГУ КРПСС является единовременное денежное вознаграждение (ЕДВ) по итогам работы за год, которое в соответствии с п. 3.5.1 и 3.5.2. Положения выплачивается в течение первого квартала следующего за годом, по итогам которого выплачивается ЕДВ, в размере двух окладов с учетом районного коэффициента и северной надбавки, установленных на 1 декабря календарного года, за который производится выплата вознаграждения.
Как пояснили представители ответчика, эта выплата предусмотрена и Положением об оплате труда работников, которая в Положении значится как годовая премия.
Пунктом 5 Положения о материальном стимулировании работников ГУ КРПСС установлен порядок и условия лишения премии, ЕДВ по итогам работ за год и материальной помощи, в соответствии с которым работник может быть лишен премии и ЕДВ полностью или частично. При этом решение о лишении работника ЕДВ по итогам работы за год полностью либо частично принимает начальник службы на основании представляемых в установленном порядке заключений непосредственных руководителей (начальников ПСО, начальника ПСПР и ВР, начальника ХРЛ). В заключении об уменьшении или лишении ЕДВ указываются конкретные причины, послужившие основанием для такого ходатайства, с ознакомлением работников под роспись.
Как указывалось выше, в отношении работников , и был издан приказ о снижении размера премии по итогам работы за год, в отношении других работников, которые обратились в суд с исками, таких приказов издано не было.
Таким образом, суд приходит к выводу, что работодателем не обоснованно выплачена премия работникам по итогам работы за 2010год в размере 1,5 оклада.
Доводы ответчика и третьего лица о том, что 13 декабря 2010г. был издан Приказ №139 «О внесении изменений в приказ Государственного комитета Республики Карелия по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 12 ноября 2008г. №167 « Об утверждении примерных положений об оплате труда работников государственных учреждений подведомственных Государственному комитету Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения», в соответствии с которым в свою очередь ГУ КРПСС издан приказ от 09 марта 2011г. №24, которым в Положение об оплате труда Работников внесены изменения в абз. 8 п. 55 : слова «в размере 2-х окладов» заменены на слова «в размере до двух окладов», суд считает несостоятельными.
Суд принимает во внимание, что право работника на заработную плату в соответствии с затраченным трудом составляет существенное условие трудового договора. Условия оплаты труда включают, в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.
В данном случае работодатель не поставил в известность работников о внесении изменений в «Положение об оплате труда». Кроме того, Приказ №24 «О внесении изменений в Положение об оплате труда работников ГУ КРПСС издан 09 марта 2011г., следовательно, по мнению суда, его действие не может распространяться на права работников на получение премии по итогам работы за 2010 год, в период которого действовало «Положение о материальном стимулировании…» и «Положение об оплате труда…», устанавливающие выплату годовой премии в размере 2-х окладов.
То обстоятельство, что работодатель не издал приказы об уменьшении размера годовой премии по итогам года в отношении ряда своих работников для выплаты годовой премии в пределах утвержденного Госкомитетом Республики Карелия по ОЖ и БН лимита на премирование – 1814,9 руб., не может служить основанием к нарушению прав иных работников на получение премии по итогам года в установленном размере.
Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с п. 2 Положения о материальном стимулировании работников ГК Республики Карелия КРПСС выплата премий и иных денежных вознаграждений может, кроме средств фонда оплаты труда, также осуществляться за счет средств от предпринимательской деятельности, полученных в результате выполнения договорных работ.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
С учетом объяснений стороны ответчика о том, что все расчеты стороной истца произведены верно, суд полагает взыскать с ответчика в пользу истцов не выплаченную премию по итогам работы в 2010г. в указанных истцами суммах, которые также проверены судом.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> коп.
Принимая во внимание ходатайство представителей ответчика о снижении размера государственной пошлины, учитывая, что учреждение ГУ Республики Карелия КРПСС является государственным, финансируется за счет средств республиканского бюджета и в смете расходов средств на оплату госпошлины не предусмотрено, суд считает возможным уменьшить размер государственной пошлины до 2000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь, ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Взыскать с Государственного учреждения Республики Карелия Карельская республиканская поисково-спасательная служба в пользу:
- <данные изъяты>.,
- <данные изъяты>.,
- <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.,
– <данные изъяты>.
Взыскать с Государственного учреждения Республики Карелия Карельская республиканская поисково-спасательная служба в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение 10 дней.
Судья: Черняева И.В.
Мотивированное решение изготовлено 09.08.2011г.