Дело № 2-1406/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерацииг. Можга УР 22 октября 2014 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,
при секретаре Уразовой Е.В.,
с участием истца Семенова С.М.,
представителя ответчика Рябовой С.В., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенова С.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Можге и Можгинском районе Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,
у с т а н о в и л:
Семенов С.М. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Можге и Можгинском районе УР с требованиями:
- признать незаконным решение №*** от дд.мм.гггг. об отказе в установлении пенсии;
- назначить досрочную трудовую пенсию по старости с дд.мм.гггг г.
Исковое заявление мотивировано тем, что дд.мм.гггг Семенов С.М. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Можге и Можгинском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
дд.мм.гггг решением №*** ответчик отказал истцу в установлении пенсии, т.к. специальный стаж работы составил 23 года 01 месяц 08 дней, вместо требуемых 25 лет.
Истец считает решение УПФР незаконным в части исключения из стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода службы в армии по призыву с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг., т.к. в этот период действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, позволяющее засчитывать в специальный стаж службу в составе Вооруженных Сил СССР.
В судебном заседании истец Семенов С.М. на исковых требованиях настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Рябова С.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что при подсчете специального стажа истца, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Управлением правомерно исключен период службы в армии. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и Правилами исчисления таких периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, от 22.09.1999 г. № 1067, постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, спорный период для досрочного назначения трудовой пенсии по старости не предусмотрен. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 утратило силу с 01.10.1993 г., поэтому не подлежит применению при оценке пенсионных прав истца. В спорный период истец не занимался педагогической деятельностью, проходил службу по призыву. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период прохождения военной службы зачтен ответчиком в страховой стаж истца.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
дд.мм.гггг Семенов С.М. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Можге и Можгинским районе УР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
дд.мм.гггг решением начальника УПФР в г. Можге и Можгинском районе №*** истцу отказано в установлении пенсии, поскольку специальный трудовой стаж составил 23 года 1 месяц 8 дней, вместо требуемых 25 лет.
В стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не засчитан оспариваемый период службы в армии по призыву с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (1 год 10 мес. 28 дн.). В остальной части решение УПФР не оспаривается.
Истец, требуя включить период прохождения военной службы по призыву, применяет Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397.
Суд соглашается с возможностью применения данной нормы к спорным правоотношениям, основываясь на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении № 18-П от 15.06.1998 г. и в определении № 320-О от 05.11.2002 г.
В течение спорного периода действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях».
Статьей 58 данного Закона СССР были сохранены пенсии за выслугу лет, установленные Постановлениями Правительства СССР для отдельных категорий специалистов (учителей, медицинских работников и других). При этом Совету Министров СССР было поручено определить порядок дальнейшего назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, в т.ч. определить круг работников, которым назначаются эти пенсии.
Подпунктом «г» пункта 1 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 и утратившего силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953, (далее по тексту – Положение) учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период прохождения истцом службы в армии по призыву подтвержден справкой военного комиссариата и военным билетом.
В силу пункта 4 Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Принимая во внимание, что на момент обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежит включению в специальный стаж.
Доводы представителя ответчика о том, что истец должен выработать 2/3 требуемого педагогического стажа на дд.мм.гггг., т.е. на дату отмены Постановления от 17.12.1959 г. № 1397, со ссылкой на Постановление Минтруда РФ № 70 от 17.10.2003 г., которым утверждены Разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. ст. 27, 28, 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», судом не принимаются, поскольку в таком толковании Постановления Минтруда РФ от 17.10.2003 г. № 70, требуемый педагогический стаж истцом должен быть выработан до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», что лишает смысл и содержание судебных актов Конституционного суда РФ, направленных на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав.
Из материалов дела видно, что на дату обращения с заявлением о назначении пенсии, педагогический стаж истца превышает 16 лет 08 месяцев (2/3), что соответствует условиям, установленным пунктом 4 Положения.
Правовые нормы части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 г. № 8-П и Определении от 05.11.2002 г. № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 1 ст. 19 указанного закона, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
На дату обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии ответчиком признан льготный стаж истца продолжительностью 23 года 1 месяц 8 дней. При включении спорного периода специальный стаж истца является достаточным для назначения досрочной пенсии на основании пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с даты обращения, т.е. с дд.мм.гггг Следовательно, решение УПФР в <***> УР №*** от дд.мм.гггг об отказе в установлении пенсии является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Семенова С.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ в <***> о восстановлении пенсионных прав - удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <***> Удмуртской Республики №*** от дд.мм.гггг об отказе Семенову С.М. в установлении пенсии.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в городе Можге и Можгинском районе УР включить Семенову С.М. в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию период прохождения службы в армии по призыву с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг., и назначить досрочную трудовую пенсии по старости с дд.мм.гггг.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья- Кожевникова Ю.А.