Дело № 2-8925/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 сентября 2021 года г.Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Москвина К.А.
при секретаре судебного заседания Бурнашкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миронова Алексея Леонидовича к администрации Одинцовского городского округа Московской области, комитету по управлению муниципальным имуществом к администрации Одинцовского городского округа Московской области об обязании представить земельный участок в собственность за плату,
УСТАНОВИЛ:
Миронов А.Л. обратился в суд с иском к Администрации Одинцовского городского округа Московской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области со следующими исковыми требованиями:
Признать необоснованным отказ Администрации Одинцовского городского округа Московской области Администрации Одинцовского городского округа Московской области № № от 09.06.2021 г. об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, собственность без проведения торгов».
Обязать Администрацию Одинцовского городского округа Московской области принять решение о предоставлении в собственность за плату в размере 3% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью 2500 кв.м, расположенного по адресу: АДРЕС Миронову Александру Леонидовичу и обязать КУМИ Администрации Одинцовского городского округа направить проект договора купли-продажи в течении 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
Свои требования мотивировал тем, что на основании договора передачи прав и обязанностей по договору аренды № от 01.10.2009 г. истец является арендатором земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью 2500 кв.м, расположенного по адресу: АДРЕС В период владения участком на праве аренды, истцом возведен жилой дом площадью 85,6 кв.м. Жилой дом поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:20:0101003:162 и привязкой к земельному участку. В соответствии с действующим законодательством на жилой дом зарегистрировано право собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Таким образом, имея преимущественное право на приобретение земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, истец обратился с комплектом необходимых документов к ответчику. Решением администрации Одинцовского городского округа Московской области истцу 09.06.2021 г. было отказано, по причине отсутствия на зарегистрированный жилой дом разрешения на строительство, а так же с наличием пересечений с Гослесфондом. Считая указанный отказ незаконным истец обратился в суд.
Истец Миронов А.Л. в судебное заседание не явился.
Ответчик – Администрация Одинцовского городского округа Московской области своего представителя в судебное заседание не направила, будучи надлежаще уведомленной о дате месте и времени судебного разбирательства. В представленных в адрес суда письменных возражениях с иском не согласилась по тем обстоятельствам, что расположенный на спорном земельном участке подпадает под признаки самовольной постройки.
Ответчик – Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области Администрации Одинцовского городского округа Московской области своего представителя в судебное заседание не направил, будучи надлежаще уведомленным о дате месте и времени судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
На основании договора передачи прав и обязанностей по договору аренды № 2744 от 01.10.2009 г. истец является арендатором земельного участка с кадастровым №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью 2500 кв.м, расположенного по адресу: АДРЕС
В период владения участком на праве аренды, истцом возведен жилой дом площадью 85,6 кв.м. Жилой дом поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:20:0101003:162 и привязкой к земельному участку.
В соответствии с действующим законодательством на жилой дом зарегистрировано право собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Имея преимущественное право на приобретение земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, истец обратился с комплектом необходимых документов к ответчику.
Решением администрации Одинцовского городского округа Московской области истцу 09.06.2021 г. было отказано, по причине отсутствия на зарегистрированный жилой дом разрешения на строительство, а так же с наличием пересечений с Гослесфондом.
Согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ст.11 ГК РФ судебной защите подлежат нарушенные гражданские права.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещении убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ст. ст. 8, 9 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Верховный Суд РФ в п.1 постановления Пленума № 36 от 27.09.2016г « О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ» разъяснил, что по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ. Например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании пункта 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации. Из указанной нормы закона следует, что наличие действующего договора аренды земельного участка не является препятствием для реализации права на приобретения земельного участка в собственность.
В соответствии с пунктами 4 - 7 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа. Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка. Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
В соответствии с п. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ к земельным участкам, ограниченным в обороте, относятся следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; из состава земель лесного фонда; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; предоставленные для нужд связи; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Из выписки из ЕГРН следует, что ограничение (обременение) прав на спорный земельный участок отсутствуют.
В силу ч.2 ст. 8.1. ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. В соответствии с п. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В силу указанных норм права ограничение прав на землю возникает лишь с момента государственной регистрации, поскольку таковая не производилась в отношении спорного земельного участка, что подтверждается выпиской из ЕГРН, отсутствовали основания считать, что спорный участок ограничен в обороте.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, а так же из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав.
В силу ч.1 ст.39.20 ЗК РФ, исключительное право на приобретение участков в собственность имеют граждане, которые являются собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с ч.2 ст. 39.3 ЗК РФ, в случае, если на земельных участках находятся здания и сооружения, принадлежащие гражданам, их выкуп производится без проведения торгов.
Как следует из представленных документов на земельном участке, принадлежащем истцу на праве аренды, расположен жилой дом, поставленный на кадастровый учет и зарегистрированный в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Жилой дом прошел государственный кадастровый учет, привязан к земельному участку, принадлежащему истцу на праве аренды, зарегистрировано право собственности. Право собственности истца никем не оспорено, отсутствующим не признано.
Кроме того, так же отсутствуют какие-либо пересечения с Гослесфондом, что подтверждается ответом комитета лесного хозяйства от 03.08.2021 г.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Кодекса.
В случае предоставления земельного участка в собственность земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. (подпункт 2 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ).
В силу ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу ч.4 ст. 445 ГК РФ, в случае если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При сложившихся правоотношениях обязательность заключения для ответчика указанного договора купли-продажи установлена ст. ст. 39.3, 39.4, 39.20 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Постановления Правительства Московской области № 639/16 от 02.05.2012 г. "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, сооружений либо помещений в них, расположенных на таких участках" с июля 2012 года установить цену продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, сооружений либо помещений в них, расположенных на таких земельных участках, в размере, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, равном: трем процентам кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков вне зависимости от категории земель с разрешенным использованием для жилищного строительства (включая индивидуальное жилищное строительство), ведения дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (включая индивидуальное гаражное строительство.
До настоящего времени указанный договор аренды не расторгнут и является действующим, что следует из акта сверки арендных платежей на 12.12.2020 г., доказательств обратного суду не представлено.
На указанном земельном участке Мироновым А.Л. возведен жилой дом, который прошел государственный кадастровый учет, объекту присвоен кадастровый №, право собственности на указанный объект недвижимости зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается сведениями из ЕГРН.
Миронов А.Л. обратился в Администрацию Одинцовского городского округа Московской области с заявлением о предоставлении арендуемого земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, однако 09.06.2021 г. получил отказ по тем обстоятельствам, что право собственности на расположенный на земельном участке объект капитального строительства зарегистрировано без разрешения на строительства и ввод в эксплуатацию, и наличием пересечений с Гослесфондом.
В судебном заседании установлено, что возведенное Мироновым А.Л. строение, расположено в границах земельного участка с кадастровым № и прочно связано с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, то есть является объектом капитального строительства, что подтверждается техническим заключением № № от 27.08.2021 г. составленного ООО "Бюро инвентаризации объектов недвижимости".
Так же судом установлено, что спорный земельный участок не имеет пересечений с Гослесфондом, что следует из представленного в материалы дела отказа Комитета лесного хозяйства Московской области от 03.08.2021 г.
Таким образом, принимая во внимание, что право собственности истца зарегистрировано в установленном законом порядке, зарегистрированное право никем не оспорено, отсутствующим не признано, то при рассмотрении обращения гражданина уполномоченный орган обязан исследовать все предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации основания для отказа в предоставлении испрашиваемой государственной услуги, а таких оснований, помимо указанного в решении от 09.06.2021 г., не установлено, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ Администрации Одинцовского городского округа Московской области является необоснованным, надлежащим способом устранения допущенного нарушения прав и законных интересов Миронова А.Л. в данном случае будет являться возложение на ответчиков обязанности по принятию решения о предоставлении участка в собственность, подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Миронова Александра Леонидовича к Администрации Одинцовского городского округа Московской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области о признании необоснованным отказа, - удовлетворить.
Признать необоснованным отказ администрации Одинцовского городского округа № № от 09.06.2021 г. об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов".
Обязать Администрацию Одинцовского городского округа Московской области принять решение о предоставлении в собственность за плату в размере 3% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым № категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью 2500 кв.м, расположенного по адресу: АДРЕС Миронову Александру Леонидовичу и обязать КУМИ Администрации Одинцовского городского округа направить проект договора купли-продажи в течении 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья