Решение по делу № 33-5192/2016 от 10.03.2016

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

дело №...

г. Уфа     17 марта 2016 года

                

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Нурисламова Ф.Т.

судей Гибадуллиной Л.Г., Портянова А.Г.

при секретаре Сулейманове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Уфа РБ на решение Ленинского районного суда г. Уфы РБ от 14 декабря 2015 года, которым постановлено:

Обязать администрацию г. Уфы направить проект договора купли-продажи земельного участка, общей площадью ... кв.м с кадастровым номером ... по адресу: ... Абзаловой Р.И. с предложением о заключении по цене, установленной Постановлением Правительства Республики Башкортостан № ... от ... года.

Заслушав доклад судьи Нурисламова Ф.Т., судебная коллегия    

УСТАНОВИЛА:

Абзалова Р.И. обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя тем, что является собственником индивидуального жилого дома общей площадью ... кв.м. по адресу: ..., расположенного на земельном участке общей площадью ... кв.м с кадастровым номером ..., находящегося по вышеуказанному адресу.

Письмом № ... от ... года Управление по земельным ресурсам администрации г. Уфа отказало в предоставлении данного земельного участка в собственность за плату на основании того, что данный земельный участок расположен в границах красных линий.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация г.Уфа РБ ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца П., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

В силу ч.1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Исходя из требований ст.195 ГПК РФ о законности и обоснованности решения, необходимо иметь в виду, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судебная коллегия считает, что постановленное судом решение указанным требованиям не соответствует.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования истца, исходил из того, что она является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: ..., в связи с чем, имеет право приобрести указанный земельный участок в собственность за плату. Ответчик вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ не предоставил суду доказательств невозможности предоставления спорного земельного участка в собственность, в связи с ограничением испрашиваемого земельного участка в обороте, установленным федеральным законом запретом на приватизацию земельных участков, резервированием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Между тем, данные выводы судебная коллегия считает ошибочными исходя из следующего.

Жилой дом, принадлежащий Абзаловой Р.И. на праве собственности, расположен на спорном земельном участке, который состоит на кадастровом учете с ... года, ему присвоен кадастровый номер ..., индивидуализирован как объект недвижимости, определено его конкретное местоположение, указана его площадь ... кв.м, разрешенное использование – для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка № ... от ... года.

... года истец обратился в администрацию г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность за плату.

Согласно ответа Управления по земельным ресурсам администрации г. Уфа РБ №... от ... года в предоставлении земельного участка в собственность истцу отказано в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий.

Однако данный ответ судом первой инстанции необоснованно признан незаконным.

Так, на основании ст. 56.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю.

В соответствии с п. 4 ст. 70.1 Земельного Кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства от 22 июля 2008 года за № 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки. Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Таким образом, в силу приведенных норм закона обременение в виде резервирования земельных участков для муниципальных нужд должно быть опубликовано в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации.

Согласно решениям Совета городского округа г. Уфа за № ... от в ред. от ... года испрашиваемый истцом земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд сроком до ... года. Данное решение опубликовано в газете «...» за №... (...-...) от ... года.

Согласно п. 9 указанного Решения Совета Управлению по земельным ресурсам администрации ГО г. Уфа предписано в течение 30 рабочих дней с момента опубликования настоящего решения провести действия для осуществления регистрации ограничения прав на резервируемые земельные участки в порядке, установленном действующим законодательством.

Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ отказано в регистрации ограничения прав на земельные участки со ссылкой на то, что, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», заявителю отказано в государственной регистрации ограничений на земельные участки, по следующим причинам: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с Законом о регистрации. При этом регистрационная служба ссылалась также на статью 131 ГК РФ, которой установлено, что регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами, а также указывала на то, что согласно статье 4 Закона о регистрации наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Регистрационная служба указывала также, что в соответствии с пунктами 1 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.

Пунктом 2 статьи 56 ЗК РФ предусмотрено, что могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах: особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного Мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному м установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 6 статьи 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Вступившим в законную силу решением ... суда РБ от ... года отказано в удовлетворении заявления Управления по земельным ресурсам Администрации г. Уфы о признании недействительным решения от ... года об отказе в государственной регистрации ограничения (обременения) права в отношении земельных участков; возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации по РБ произвести правовую регистрацию ограничения (обременения) права в отношении земельных участков.

При этом суд исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрена регистрация ограничения прав земельные участки, установленного решением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, государственная регистрация ограничения на земельные участки в рассматриваемом случае противоречит нормам действующего законодательства.

Таким образом, со стороны администрации г. Уфы соблюдена процедура обременения испрашиваемого земельного участка в виде его резервирования для муниципальных нужд.

Решение Совета городского округа г. Уфа за № ... в ред. от ... года кем-либо не оспорено, не отменено, недействительным не признано.

Из вышеизложенного следует, что при наличии обременения испрашиваемого земельного участка в виде его резервирования для муниципальных нужд это земельный участок не может быть предоставлен заявителю в собственность.

Поэтому, исходя из положений ст. 330 ГПК РФ исследуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований истца.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Уфы РБ от 14 декабря 2015 года отменить. Вынести новое решение.

Отказать в удовлетворении иска Абзаловой Р.И. о возложении обязанности на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить ей земельный участок площадью ... кв.м кадастровый номер ..., находящегося по адресу: ..., в собственность в порядке выкупа.

Председательствующий:                    Ф.Т. Нурисламов

Судьи:                                 Л.Г. Гибадуллина

                                    А.Г. Портянов

33-5192/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (не осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Абзалова Р.И.
Ответчики
Администрация ГО г.Уфа
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Нурисламов Фанис Тимерханович
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
17.03.2016Судебное заседание
21.03.2016Передано в экспедицию
21.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее