Судья Хромова О.В. Дело № 33а-984/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 апреля 2017 года г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Склярука С.А.,
судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.,
при секретаре Киселёвой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Орловской области к ЗСА о взыскании задолженности по налогам и пени за несвоевременную уплату налога,
по апелляционной жалобе ЗСА на решение Ливенского районного суда Орловской области от 23 января 2017 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Орловской области к ЗСА о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить.
Взыскать в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Орловской области с ЗСА, проживающего по адресу: <адрес>, транспортный налог за 2014 г. в размере <...> руб., пени <...>., земельный налог за 2014 г. в размере <...>., пени в размере <...>., налог на имущество физических лиц за 2014 г. в размере <...>., пени <...>., а всего <...> коп.
Взыскать с ЗСА в доход бюджета муниципального образования г. Ливны Орловской области государственную пошлину в размере <...> рублей».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Сорокина С.В., изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца АВЮ, полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Орловской области (далее по тексту - ИФНС России № 3 по Орловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ЗСА о взыскании задолженности по налогам и пени.
В обоснование административного искового заявления указано, что административный ответчик, как владелец автомобиля марки «<...>» с государственным регистрационным знаком <...>, земельного участка, площадью 600 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, жилого дома, расположенного по этому же адресу, должен уплачивать транспортный, земельный налог и налог на имущество, однако свою обязанность налогоплательщика по их уплате не выполняет.
С учетом уточнения исковых требований административный истец просил взыскать с ЗСА задолженность по уплате транспортного налога за 2014 год в сумме <...> рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в период с <дата> по <дата> в сумме <...>; задолженность по уплате земельного налога за 2014 год в сумме <...>, пени за несвоевременную уплату земельного налога в период с <дата> по <дата> в сумме <...> копейки; задолженность по уплате налога на имущество за 2014 год в сумме <...>, пени за несвоевременную уплату налога на имущество в период с <дата> по <дата> в сумме <...>.
Административный ответчик административный иск не признал.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ЗСА просит решение отменить как незаконное и необоснованное.
Выражает несогласие с выводами районного суда о взыскании с него задолженности по налогам и пени, поскольку он не имеет возможности для их оплаты в связи с тяжелым материальным положением и состоянием здоровья.
Административный ответчик ЗСА в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции. Опричинах неявки не сообщил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовала.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия находит возможным рассмотреть административное дело в отсутствие указанного лица.
Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, в соответствии с положениями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находит обжалуемое решение подлежащим отмене ввиду следующего.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно пунктов 5 и 6 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции ЗСА является владельцем автомобиля марки «<...>» с государственным регистрационным знаком <...>, земельного участка, площадью 600 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, жилого дома, общей площадью 126, 9 кв. м. расположенного по адресу: <адрес>.
<дата> в адрес административного ответчика налоговым органом было направлено уведомление № о необходимости уплаты не позднее <дата> транспортного налога за 2014 год в сумме <...> рублей, земельного налога за 2014 год в сумме <...>, налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме <...>.
В связи с неисполнением административным ответчиком обязанностей по уплате вышеуказанных налогов за предыдущий период, налоговым органом в адрес ЗСА направлено требование № от <дата> со сроком уплаты до <дата> пеней в сумме <...>.
В связи с неисполнением административным ответчиком уведомления № от <дата> по уплате налогов, налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование № со сроком уплаты до <дата> транспортного налога за 2014 год в сумме <...> рублей, земельного налога за 2014 год в сумме <...>, налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме <...> и пени по транспортному налогу в сумме <...>.
Удовлетворяя административный иск, районный суд исходил из того, что административным истцом выполнена обязанность по своевременному обращению в суд за взысканием с ЗСА задолженности по налогам и пени.
С таким выводом районного суда согласиться нельзя.
Как было указано выше, налоговым органом по требованию №, установлен срок его исполнения - до <дата>.
С заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка № 3 г. Ливны и Ливенского района Орловской области о взыскании с ЗСА налогов за 2014 год и пеней, административный истец обратился <дата>, что следует из данных о регистрации входящей корреспонденции на указанном судебном участке.
При этом ходатайство о восстановлении срока обращения в суд административным истцом не заявлялось, и мировым судьей данный срок восстановлен не был.
Указанное обстоятельство – пропуск шестимесячного срока обращения в суд, в силу вышеприведенных норм, является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что налоговый орган необоснованно обратился в суд за взысканием пеней за периоды с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, поскольку в нарушение вышеприведенных норм, требование об уплате пеней за указанные периоды, ЗСА не направлялось.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Ливенского районного суда Орловской области от 23 января 2017 года отменить, принять по административному делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Орловской области к ЗСА о взыскании задолженности по налогам и пени отказать.
Председательствующий
Судьи
Судья Хромова О.В. Дело № 33а-984/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 апреля 2017 года г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Склярука С.А.,
судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.,
при секретаре Киселёвой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Орловской области к ЗСА о взыскании задолженности по налогам и пени за несвоевременную уплату налога,
по апелляционной жалобе ЗСА на решение Ливенского районного суда Орловской области от 23 января 2017 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Орловской области к ЗСА о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить.
Взыскать в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Орловской области с ЗСА, проживающего по адресу: <адрес>, транспортный налог за 2014 г. в размере <...> руб., пени <...>., земельный налог за 2014 г. в размере <...>., пени в размере <...>., налог на имущество физических лиц за 2014 г. в размере <...>., пени <...>., а всего <...> коп.
Взыскать с ЗСА в доход бюджета муниципального образования г. Ливны Орловской области государственную пошлину в размере <...> рублей».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Сорокина С.В., изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца АВЮ, полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 3 по Орловской области (далее по тексту - ИФНС России № 3 по Орловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ЗСА о взыскании задолженности по налогам и пени.
В обоснование административного искового заявления указано, что административный ответчик, как владелец автомобиля марки «<...>» с государственным регистрационным знаком <...>, земельного участка, площадью 600 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, жилого дома, расположенного по этому же адресу, должен уплачивать транспортный, земельный налог и налог на имущество, однако свою обязанность налогоплательщика по их уплате не выполняет.
С учетом уточнения исковых требований административный истец просил взыскать с ЗСА задолженность по уплате транспортного налога за 2014 год в сумме <...> рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в период с <дата> по <дата> в сумме <...>; задолженность по уплате земельного налога за 2014 год в сумме <...>, пени за несвоевременную уплату земельного налога в период с <дата> по <дата> в сумме <...> копейки; задолженность по уплате налога на имущество за 2014 год в сумме <...>, пени за несвоевременную уплату налога на имущество в период с <дата> по <дата> в сумме <...>.
Административный ответчик административный иск не признал.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ЗСА просит решение отменить как незаконное и необоснованное.
Выражает несогласие с выводами районного суда о взыскании с него задолженности по налогам и пени, поскольку он не имеет возможности для их оплаты в связи с тяжелым материальным положением и состоянием здоровья.
Административный ответчик ЗСА в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции. Опричинах неявки не сообщил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовала.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия находит возможным рассмотреть административное дело в отсутствие указанного лица.
Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, в соответствии с положениями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, находит обжалуемое решение подлежащим отмене ввиду следующего.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно пунктов 5 и 6 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции ЗСА является владельцем автомобиля марки «<...>» с государственным регистрационным знаком <...>, земельного участка, площадью 600 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, жилого дома, общей площадью 126, 9 кв. м. расположенного по адресу: <адрес>.
<дата> в адрес административного ответчика налоговым органом было направлено уведомление № о необходимости уплаты не позднее <дата> транспортного налога за 2014 год в сумме <...> рублей, земельного налога за 2014 год в сумме <...>, налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме <...>.
В связи с неисполнением административным ответчиком обязанностей по уплате вышеуказанных налогов за предыдущий период, налоговым органом в адрес ЗСА направлено требование № от <дата> со сроком уплаты до <дата> пеней в сумме <...>.
В связи с неисполнением административным ответчиком уведомления № от <дата> по уплате налогов, налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование № со сроком уплаты до <дата> транспортного налога за 2014 год в сумме <...> рублей, земельного налога за 2014 год в сумме <...>, налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме <...> и пени по транспортному налогу в сумме <...>.
Удовлетворяя административный иск, районный суд исходил из того, что административным истцом выполнена обязанность по своевременному обращению в суд за взысканием с ЗСА задолженности по налогам и пени.
С таким выводом районного суда согласиться нельзя.
Как было указано выше, налоговым органом по требованию №, установлен срок его исполнения - до <дата>.
С заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка № 3 г. Ливны и Ливенского района Орловской области о взыскании с ЗСА налогов за 2014 год и пеней, административный истец обратился <дата>, что следует из данных о регистрации входящей корреспонденции на указанном судебном участке.
При этом ходатайство о восстановлении срока обращения в суд административным истцом не заявлялось, и мировым судьей данный срок восстановлен не был.
Указанное обстоятельство – пропуск шестимесячного срока обращения в суд, в силу вышеприведенных норм, является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что налоговый орган необоснованно обратился в суд за взысканием пеней за периоды с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, поскольку в нарушение вышеприведенных норм, требование об уплате пеней за указанные периоды, ЗСА не направлялось.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Ливенского районного суда Орловской области от 23 января 2017 года отменить, принять по административному делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Орловской области к ЗСА о взыскании задолженности по налогам и пени отказать.
Председательствующий
Судьи