Решение по делу № 2-486/2018 ~ М-472/2018 от 08.05.2018

Дело № 2-486/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2018 года

Усть-Вымский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Моисеевой М.А.,

при секретаре Игнатченко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тхагужокова А. А. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по <Адрес> о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Тхагужоков А.А. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-31 УФСИН России по <Адрес> о взыскании компенсации морального вреда в размере 30000 рублей.

В обоснование требований истец указал, что <Дата> и <Дата> им было приобретено 9 пачек чай весом по 200 грамм каждая и шесть упаковок кофе весом по 75 грамм, итого общим весом 2 кг 250 грамм. В период нахождения в едином помещении камерного типа (далее по тексту ЕПКТ) он также помещался в штрафной изолятор в общей сложности на ..... суток. По правилам внутреннего распорядка при нахождении в ЕПКТ осужденному положено иметь в неделю 150 грамм чая либо кофе. Из расчета истца за период с <Дата> по <Дата> (убытие из ЕПКТ) ему выдали 1 кг 400 грамм чая и кофе, следовательно, остаток должен составлять 850 грамм. Вместе с тем, истец полагает, что при убытии из ЕПКТ ему не выдали в полном объеме чай и кофе, что привело к его нравственным страданиям, поскольку был лишен личного имущества, в связи с чем просит взыскать с Министерства финансов РФ в лице УФК по <Адрес> компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.

Судом к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов РФ в лице УФК по <Адрес> и УФСИН России по <Адрес>.

Участите истца при рассмотрении дела осуществлено путем использования системы видеоконференц-связи.

В судебном заседании Тхагужоков А.А. на исковых требованиях настаивал.

Представитель ФКУ ИК-31 УФСИН России по <Адрес> и УФСИН России по <Адрес> с требованиями не согласился, указав, что <Дата> перед убытием Тхагужокова А.А. из ЕПКТ в ФКУ ИК-8 УФСИН России по <Адрес> ознакомился с описью выданных личных вещей, после чего собственноручно написал об отсутствии претензий. Исходя из произведенных ими расчетов истцу чай и кофе был выдан в полном объеме. Каких-либо нравственных или физических страданий Тхагужокову А.А. действиями администрации ФКУ ИК-31 УФСИН России по <Адрес> причинено не было.

Министерство финансов РФ в лице УФК по <Адрес> своего представителя для участия в судебном заседании не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в представленном суду письменном отзыве с иском не согласилось.

Заслушав объяснения истца и представителя ФКУ ИК-31 УФСИН России по <Адрес> и УФСИН России по <Адрес>, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что <Дата> осужденный Тхагужоков А.А. на основании постановления начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по <Адрес> от <Дата> помещен в ЕПКТ, которое расположено в ФКУ ИК-31 УФСИН России по <Адрес>.

<Дата> Тхагужоков А.А. приобрел в магазине ФКУ ИК-31 УФСИН России по <Адрес> товары, в том числе чай «...........» весом 200 грамм в количестве 9 пачек и кофе «.............» 2 упаковки.

<Дата> Тхагужоков А.А. приобрел 4 упаковки кофе «...........».

Согласно акту <Номер> от <Дата> в магазине ФКУ ИК-31 УФСИН России по <Адрес> находилось в продаже кофе «.........» и «...........» в упаковках объемом по 75 грамм.

Таким образом, всего Тхагужоков А.А. приобрел чая общим весом 1 кг 800 грамм, кофе – 450 грамм.

В соответствии со статьей 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Согласно пункту 3 примечаний к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе определяется в приложении к приказу исправительного учреждения, утверждающему распорядок дня исправительного учреждения, исходя из местных условий и возможностей.

Приказом начальника ФКУ ИК-31 УФСИН России по <Адрес> от <Дата> <Номер>, утвержден распорядок для осужденных ФКУ ИК-31 УФСИН России по <Адрес>, согласно которого для осужденных, отбывающим меру взыскания в едином помещении камерного типа чай, кофе, цикорий хранится в отдельном помещении вне камеры и выдается осужденным еженедельно общим весом не более 150 грамм чая, кофе или цикория на неделю (соотношение по выбору осужденного), выдача производится согласно распорядку дня.

Статьей 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что осужденным к лишению свободы, водворенным в штрафной изолятор, запрещаются свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания, получение посылок, передач и бандеролей.

Пунктом 152 Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений установлено, что осужденным запрещается брать с собой в ШИЗО имеющиеся у них продукты питания и личные вещи, за исключением двух полотенец установленного образца, алюминиевой кружки, мыла, зубной щетки, зубной пасты (зубного порошка), туалетной бумаги, средств личной гигиены, тапочек, письменных и почтовых принадлежностей, а также религиозной литературы (не более 1 экземпляра), предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения. Индивидуальные средства гигиены, одноразовые бритвы и посуда для приема пищи (за исключением кружек) хранятся в специально отведенном месте и выдаются осужденным младшим инспектором по надзору за осужденными в ШИЗО только на определенное распорядком дня время.

Статьей 17 Конституции РФ предусмотрено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.

В соответствии со статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, из буквального содержания вышеприведенных положений закона и разъяснений следует, что компенсация морального вреда возможна в случаях причинения такого вреда гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место лишь при наличии прямого указания об этом в законе.

В обоснование заявленных требований истец указывал, что по его расчетам остаток чая и кофе на момент убытия из ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республики Коми должен составлять 850 грамм, а ему выдали 476 грамм, то есть не в полном объеме.

Судом установлено, что <Дата> осужденный Тхагужоков А.А. помещен в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по <Адрес> и освобожден <Дата>.

В период нахождения в ЕПКТ Тхагужоков А.А. неоднократно выдворялся в штрафной изолятор за нарушение установленного порядка отбывания наказания, а именно: постановлением от <Дата> на ... суток, постановлением от <Дата> на ... суток, постановлением от <Дата> на ... суток, постановлением от <Дата> на .. суток, постановлением от <Дата> на ... суток, постановлением от <Дата> на ... суток, постановлением от <Дата> на ... суток, постановлением от <Дата> на ... суток, постановлением от <Дата> на .. сутки. Таким образом, общий срок проведенный Тхагужоковым А.А. в штрафном изоляторе составил ........ суток.

С учетом положений, установленных пунктом 152 Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений и статьей 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Тхагужокову А.А. в дни содержания в штрафном изоляторе чай и кофе не выдавались.

По сведениям ФКУ ИК-31 УФСИН России по <Адрес> выдача осужденным чая, кофе и цикория производится каждый понедельник, а осужденным, к которым применена мера дисциплинарного взыскания в виде выдворения в штрафной изолятор, выдается по окончании этого срока из расчета выдачи на оставшиеся дни до следующего понедельника (включительно).

Исходя из еженедельного объема выдачи чая, кофе и цикория (150 грамм), на один день количество этих продуктов составляет 21,4 грамма.

Согласно произведенному расчету, за период с <Дата> по <Дата> с учетом времени нахождения Тхагужокова А.А. в штрафном изоляторе, истцу было выдано чая и кофе общим объемом 2 кг 65 грамм.

При убытии Тхагужокова А.А. из ЕПКТ составлена опись личных вещей осужденного, из которой следует, что ему были выданы, в том числе чай 167 грамм, кофе 309 грамм. В данной описи Тхагужоков А.А. собственноручно поставил подпись в графе «С перечисленными в описи вещами и предметами согласен» и сделал запись «Все вещи хранящиеся на складе колонии получил. Претензий не имею».

При таких обстоятельствах, Тхагужокову А.А. <Дата> чай и кофе не были выданы в меньшем объеме чем полагалось.

Довод истца о том, что при подписании описи он указал о несогласии с полученными вещами, опровергается имеющейся в материалах дела описью личных вещей осужденного. Не содержится подобной записи и в иных документах. При этом согласно пояснениям ответчика при убытии осужденного из ЕПКТ составляется опись личный вещей, а по прибытии в ЕПКТ акт.

Доказательств причинения истцу морального вреда действиями ФКУ ИК-31 УФСИН России по <Адрес> либо его должностными лицами, равно как и противоправности самих действий, а также нарушение неимущественных прав истца не представлено.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Тхагужокова А.А. о взыскании компенсации морального вреда.

Учитывая, что истцу при подаче иска была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения гражданского дела, а решение суда состоялось не в его пользу, то с Тхагужокова А.А. в доход бюджета муниципального района «Усть-Вымский» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300рублей.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Тхагужокова А. А. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по <Адрес>, Министерству финансов РФ в лице УФК по <Адрес> и УФСИН России по <Адрес> о взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Взыскать с Тхагужокова А. А. в доход бюджета муниципального района «Усть-Вымский» государственную пошлину в размере 300рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий М.А. Моисеева

2-486/2018 ~ М-472/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тхагужоков Алим Аниуарович
Ответчики
УФСИН России по Республике Коми
УФК по Республике Коми
ФКУ ИК-31
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Судья
Моисеева М.А.
Дело на странице суда
uwsud--komi.sudrf.ru
08.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.05.2018Передача материалов судье
11.05.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.06.2018Судебное заседание
27.06.2018Судебное заседание
05.07.2018Судебное заседание
05.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2018Дело оформлено
19.09.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее