К делу № 2-108/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2012 год с. Успенское
Успенский районный суд, Краснодарского края
в составе:
председательствующего Кузнецовой Ю. М.
при секретаре Шабалиной Ю. В.
с участием:
помощника прокурора Успенского района Костюк А.И.
лица в интересах которого предъявлен иск Новикова Е. А.
представителя ответчика Буланова А. Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Успенского района в интересах Новикова Е.А. к администрации муниципального образования Успенский район, Департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Успенского района обратился в суд с иском в интересах Новикова Е. А. к администрации муниципального образования Успенский район, Департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, указав, что в прокуратуру Успенского района обратился Новиков Е. А. с заявлением о защите в судебном порядке его жилищных прав.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Новиков Е. А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации муниципального образования Успенский район от 17.11.2011 № 2105 «О принятии Новикова Е. А. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях» Новиков Е. А. принят на учет граждан нуждающихся в жилом помещении в отдельный список по категории «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с датой учета 29.09.2011.
Однако, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма вне очереди Новикову Е. А. не предоставлено.
В связи с вышеизложенным прокурор Успенского просит суд обязать администрацию муниципального образования Успенский район, департамент семейной политики Краснодарского края предоставить Новикову Е. А. жилое помещение вне очереди по договору социального найма в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством.
Прокурор Костюк А.И. в судебном заседании требования поддержал.
Новиков Е.А. в судебном заседании требования прокурора просил удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Успенского района Буланов А. Н. в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что обеспечение детей-сирот жильем производится в соответствие с краевой программой «Дети Кубани» на 2009-2013 годы. Согласно этой программы в 2011 году на Успенский район выделены средства на строительство 10 квартир. Новиков Е. А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении в отдельный список с датой учета 29.09.2011 года и состоит под № 17 на льготном учете граждан относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Предоставление Новикову Е. А. жилого помещения вне очереди не возможно, так как это нарушит право по обеспечению жильем впереди стоящих очередников. Поскольку обязанность финансирования строительства или приобретения жилья для лиц указанной категории возложена на краевой бюджет, что администрация Успенского района может только исполнять полученные субвенции. В связи с изложенным иск прокурора он просит отклонить, признав право Новикова Е. А. на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013 годы» в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающегося в жилом помещении. В настоящее время Новиков Е. А. обучается в государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования <данные изъяты>, поэтому в соответствии со ст. 8 ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение ему может быть предоставлено по окончании профессионального образовательного учреждения.
Департамент семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом и заблаговременно. О причинах не явки суду не сообщили, поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Третье лицо департамент по финансам бюджету и контролю Администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом и заблаговременно, просил дело рассмотреть их в отсутствие. Представили письменный отзыв, в которых исковые требования не признали, указав, что на основании ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» необходимо установить факт окончания Новикова Е. А. пребывания в образовательном учреждении, учреждений профессионального образования или социального обслуживания.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Новиков Е. А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что не оспаривается ответчиками.
Постановлением администрации муниципального образования Успенский район от 17.11.2011 № 2105 «О принятии гражданина Новикова Е. А. на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении» Новиков Е. А. принят на учет граждан нуждающихся в жилом помещении в отдельный список по категории «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с датой учета 29.07.2011 года. (л.д.11).
До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма вне очереди Новикову Е. А. не предоставлено.
В настоящее время Новиков Е. А. обучается государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования <данные изъяты> (л.д. 52).
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
ЖК Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1 статьи 57).
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации).
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Кроме того, положения части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
Согласно ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением гарантий, предоставляемых для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях (статьи 4,5 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда Краснодарского края по договору социального найма.
Указанным лицам могут предоставляется по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законом порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями (пункт 6 статьи 5 указанного Закона).
Законом Краснодарского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления (в том числе, муниципального образования Успенский район) наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещения по договору социального найма детям сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа путем приобретения (строительства) жилья.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, используются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 57 Жилищного кодекса РФ и статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей» предоставление детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке не ставится законом в зависимости от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Законом Краснодарского края от 29 декабря 2008 года № 1654 – КЗ «Об утверждении краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009 -2013 годы» утверждена целевая программа «Дети Кубани». В рамках реализации данной программы администрация муниципального образования Успенского района, как орган местного самоуправления, реализует полномочия субъекта Российской Федерации в части освоения субвенций, передаваемых на эти цели из краевого бюджета в рамках реализации краевой программы «Дети Кубани» на 2009 -2013 годы»
Удовлетворяя требования прокурора, суд считает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа вне очереди жилыми помещениями, не может быть поставлено в зависимости от каких-либо условий.
Очередь данной категории граждан в Успенском районе ведется с 2006 года. Суд считает, что внеочередное предоставление жилого помещения Новикову Е. А. повлечет нарушение прав по обеспечению жильем впереди стоящих очередников по льготному списку детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, вытекающие из принципа равенства, установленного ст. 19 Конституции РФ и поэтому предоставление жилого помещения должно быть произведено в соответствие со списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учитывая изложенное, суд считает, что требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Довод администрации МО Успенский район, департамента по финансам бюджету и контролю Администрации Краснодарского края о том, что в соответствии со ст. 8 ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение Новикову Е. А. может быть предоставлено по окончании профессионального образовательного учреждения суд считает не может служить основанием для отказа в иске, поскольку Новиков Е. А. окончил образовательное учреждение - среднюю школу.
Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Успенского района удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Успенский район, Департамент семейной политики Краснодарского края предоставить Новикову Е.А. жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами, установленными действующим жилищным законодательством в соответствие со списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани на 2009 -2013 годы.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Успенский районный суд в течение месяца.
Судья: