Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-243/2019 (2-1066/2018;) ~ М-982/2018 от 20.12.2018

Дело № 2-243/2019

Решение

Именем Российской Федерации

19 апреля 2019 года г. Канск Красноярский край

Канский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Конищевой И.И.,

при секретаре Ляпуновой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Свириденко Людмилы Ивановны к МБОУ «В-Амонашенская средняя общеобразовательная школа» о взыскании недоначисленной заработной платы,

установил:

Свириденко Л.И. обратилась в суд с иском к МБОУ «В-Амонашенская средняя общеобразовательная школа», о взыскании недоначисленной заработной платы, мотивируя свои требования тем, что ответчиком нарушены трудовые права истца, выразившееся в начислении и выплате ей заработной платы за период с января по август 2018 года ниже минимального размера оплаты труда. Истец просит взыскать в свою пользу с ответчика задолженность по заработной плате за указанный период в сумме 43456,8 рубля.

В судебное заседание истец Свириденко Л.И. не явилась, ходатайствует о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика МБОУ «В-Амонашенская СОШ» Ильина М.И. в судебное заседание не явилась, ходатайствует о рассмотрении дела в её отсутствие, возражений по исковым требованиям не представила.

Представители третьих лиц – МКУ «Управление образования администрации Канского района», Министерства образования Красноярского края, Министерства финансов Красноярского края, Администрации Канского района Красноярского края, МКУ «Финансовое управление администрации Канского района» в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом, своего мнения по существу исковых требований не представили.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, и исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статья 72 Конституции РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы трудового законодательства. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).

Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права. В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим договором, правилами внутреннего трудового распорядка.

Статья 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11.09.1995 г. № 3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях, подтвердив сложившуюся правоприменительную практику, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.

Таким образом, районный коэффициент и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.

В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с ч. 1 ст. 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции РФ и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Постановлением Администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3. Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входит, в том числе, и Канский район). В соответствии с п. 1 Постановления № 794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30%. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.

Статьей 1 Федерального закона от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2018 на территории Российской Федерации установлен минимальный размере оплаты труда в сумме 9489 рублей в месяц.

Статьей 1 Федерального закона от 07.03.2018 N 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.05.2018 на территории Российской Федерации установлен минимальный размере оплаты труда в сумме 11163 рубля в месяц.

Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9489 рублей (с января по апрель 2018 года),11163 рубля (с мая 2018 года) с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 15182,40 рубля (с января по апрель 2018 года), 17860,8 рубля (с мая 2018 года). Данная позиция закреплена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-п.

Упомянутым выше Постановлением Конституционного Суда РФ № 38-п от 07.12.2017 г. признаны не противоречащими Конституции РФ взаимосвязанные положения ст. 129, ч.ч. 1, 3 ст. 133, ч.ч. 1 – 4, 11 ст. 133.1 ТК РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при этом указано, что выявленный в Постановлении конституционно-правовой смысл выше обозначенных положений Трудового кодекса РФ является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

В силу положений, содержащихся в Определении Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 № 252-О-Р, отказ судов первой или апелляционной инстанции после провозглашения Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017№ 38-П в удовлетворении требований заявителей на основании указанных законоположений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом РФ в этом Постановлении, недопустим в силу правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.11.2012 № 25-П, а соответствующие судебные решения подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.

При пересмотре по предусмотренным процессуальным законодательством основаниям в кассационном или надзорном порядке вынесенных по данному вопросу судебных постановлений, основанных на соответствующих нормах в истолковании ином, чем выявленный Конституционным Судом РФ их конституционно-правовой смысл, суды также должны в силу правовых позиций, выраженных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.11.2012 № 25-П, руководствоваться его Постановлением от 07.12.2017 № 38-П.

При этом, суд в любом случае учитывает, что обратная сила постановлений Конституционного Суда РФ может иметь место, когда речь идет: об изменении правового регулирования ранее существовавших отношений; у участвовавших в правоотношении сторон появляются новые права и обязанности; постановление улучшает положение лица.

Как установлено в судебном заседании, Свириденко Л.И. принята 01.09.2015 на работу в МБОУ «В-Амонашенская СОШ» на должность секретаря, с ней заключен трудовой договор. Согласно лицевому счету Свириденко Л.И. с января 2018 года ей установлен должностной оклад 2970 рублей, и надбавки к заработной плате 30% районный коэффициент, 30 % северная надбавка.

Нарушение трудовых прав Свириденко Л.И. выразилось в начислении и выплате ей заработной платы за период с января по август 2018 года ниже минимального размера оплаты труда.

Поскольку судом установлено, что работодателем заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, то причитающиеся суммы заработной платы подлежат взысканию:

- за отработанные 136 часов в январе 2018 года в размере 4166,4 рубля, которая рассчитана по следующей схеме: 15182,4 руб. / 136 час. (норма времени в январе 2018 г.) * 136 час. (отработано работником) = 15182,4 руб. (должно быть начислено) – 11016 руб. (фактически начислено) = 4166,4 руб. (недоначислено).

- за отработанные 151 часов в феврале 2018 года в размере 4166,4 рубля, которая рассчитана по следующей схеме: 15182,4 руб. / 151 час. (норма времени в феврале 2018 г.) * 151 час. (отработано работником) = 15182,4 руб. (должно быть начислено) – 11016 руб. (фактически начислено) = 4166,4 руб. (недоначислено).

- за отработанные 159 часов в марте 2018 года в размере 4166,4 рубля, которая рассчитана по следующей схеме: 15182,4 руб. / 159 час. (норма времени в марте 2018 г.) * 159 час. (отработано работником) = 15182,4 руб. (должно быть начислено) – 11016 руб. (фактически начислено) = 4166,4 руб. (недоначислено).

- за отработанные 107,28 часа в апреле 2018 года в размере 2975,41 рубля, которая рассчитана по следующей схеме: 15182,4 руб. / 150,2 час. (норма времени в апреле 2018 г.) * 107,28 час. (отработано работником) = 10843,99 руб. (должно быть начислено) – 7868,58 руб. (фактически начислено без учета больничных) = 2975,41 руб. (недоначислено).

- за отработанные 143 часов в мае 2018 года в размере 6697,8 рубля, которая рассчитана по следующей схеме: 17860,8 руб. / 143 час. (норма времени в мае 2018 г.) * 143 час. (отработано работником) = 17860,8 руб. (должно быть начислено) – 11163 руб. (фактически начислено) = 6697,8 руб. (недоначислено).

- за отработанные 107,25 часа в июне 2018 года в размере 2232,6 рубля, которая рассчитана по следующей схеме: 17860,8 руб. / 143 час. (норма времени в июне 2018 г.) * 107,25 час. (отработано работником) = 13395,6 руб. (должно быть начислено) – 11163 руб. (фактически начислено без учета отпускных) = 2232,6 руб. (недоначислено).

- за отработанные 8 часов в июле 2018 года в размере 304,44 рубля, которая рассчитана по следующей схеме: 17860,8 руб. / 176 час. (норма времени в июле 2018 г.) * 8 час. (отработано работником) = 811,85 руб. (должно быть начислено) – 507,41 руб. (фактически начислено без учета отпускных) = 304,44 руб. (недоначислено).

- за отработанные 184 часа в августе 2018 года в размере 6697,8 рубля, которая рассчитана по следующей схеме: 17860,8 руб. / 184 час. (норма времени в августе 2018 г.) * 184 час. (отработано работником) = 17860,8 руб. (должно быть начислено) – 11163 руб. (фактически начислено) = 6697,8 руб. (недоначислено).

Всего на сумму 31407,25 рубля.

Таким образом, расчеты недоначисленной заработной платы, представленные стороной истца, судом проверены, их достоверность в ходе судебного разбирательства ответчиком не оспорена, алгоритм расчета признается верным, соответствующим данным начислениям заработной платы за указанные периоды, согласно имеющимся в деле лицевому счету и расчетным листкам Свириденко Л.И. за спорный период. Вместе с тем, размер недоначисленной заработной платы подлежит корректировке в связи с наличием математических неточностей при их расчете.

При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования Свириденко Л.И. к МБОУ «В-Амонашенская СОШ» о взыскании заработной платы, подлежат удовлетворению, и с работодателя в пользу Свириденко Л.И. подлежит взысканию заработная плата за период с января по август 2018 года в размере 31407,25 рубля.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В силу ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам. Согласно п. 6 ст. 52 НК РФ, сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

С учетом положений ст. 103 ГПК РФ, п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, суд полагает необходимым взыскать с ответчика МБОУ «В-Амонашенская СОШ» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 1142 рубля.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Свириденко Людмилы Ивановны к МБОУ «В-Амонашенская средняя общеобразовательная школа» о взыскании недоначисленной заработной платы удовлетворить.

Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «В-Амонашенская средняя общеобразовательная школа» в пользу Свириденко Людмилы Ивановны недоначисленную заработную плату за период с января по август 2018 года в размере 31407 (тридцать одна тысяча четыреста семь) рублей 25 копеек.

Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «В-Амонашенская средняя общеобразовательная школа» в доход местного бюджета сумму государственной пошлины в размере 1142 (одна тысяча сто сорок два) рубля.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий И.И. Конищева

2-243/2019 (2-1066/2018;) ~ М-982/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Свириденко Людмила Ивановна
Ответчики
МБОУ "В-Амонашенская СОШ"
Суд
Канский районный суд Красноярского края
Судья
Конищева Илона Ингельевна
Дело на странице суда
kanskray--krk.sudrf.ru
20.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2018Передача материалов судье
24.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.02.2019Предварительное судебное заседание
19.04.2019Судебное заседание
19.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2019Дело оформлено
03.06.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее