Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«14» августа 2020 года г. Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи: Дробышевой Е.В.,
при секретаре: Шебуняевой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФКУ «Военный комиссариат Тамбовской области» к Щаклину А. И., Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, Главному управлению кадров Министерства О. Российской Федерации о признании незаконным удостоверения ветерана боевых действий,
установил:
ФКУ «Военный комиссариат Тамбовской области» обратился в суд с иском к Щаклину А.И. о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий БК №, выданное на основании решения Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, и возложении обязанности на Щаклина А.И. сдать удостоверение.
В заявлении указано, что на основании решения Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий Щаклину А.И. выдано удостоверение ветерана боевых действий, которое предоставляет ответчику право на получение надбавки к пенсии. Истец полагает, что удостоверение ветерана боевых действий необоснованно выдано Щаклину А.И. в отсутствии оснований для его выдачи и при наличии вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда <адрес> от 03.05.2017, которым установлено, что Щаклин А.И. не является участником боевых действий.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Семенова Ж.Г. иск поддержала и пояснила, что в период прохождения военной службы с 10 по ДД.ММ.ГГГГ Щаклин А.И. находился в служебной командировке на территории <адрес> в период вооруженного конфликта. Служебная командировка заключалась в организации работ по демонтажу и эвакуации самолета с боевыми повреждениями. Данная командировка не подтверждает участие Щаклина А.И. в боевых действиях. Кроме того, решением Ленинского районного суда <адрес>, вступившим в законную силу, Щаклину А.И. отказано в в удовлетворении иска о признании участником боевых действий. Таким образом, Комиссия Западного военного округа неправомерно приняла решение о выдаче Щаклину А.И. удостоверения ветерана боевых действий. Просит признать данное удостоверение недействительным и обязать Щаклина А.И. возвратить его истцу.
В судебном заседании ответчик Щаклин А.И. и его представитель по доверенности Шевченко Г.А. иск не признали и пояснили, что в решении Ленинского районного суда имеется ссылка на приказ М. О. № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации», который действовал на момент вынесения решения. Удостоверение ветерана боевых действий ответчику было выдано после вынесения судебного акта решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ обоснованно в соответствии с Приказом М. О. РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации», которым признан утратившим приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку он (Щаклин) в период с 10 марта по ДД.ММ.ГГГГ был направлен в командировку в Республику Таджикистан в условиях вооруженного конфликта для выполнения служебного задания на разборку и транспортировку поврежденного военного самолета, что соответствует положениям Приказа М. О. РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика - Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, представитель третьего лица – Управления кадров Западного военного округа, представитель Военного комиссариата Тамбовского района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
Представитель ГУ Отделения пенсионного фонда РФ по Тамбовской области в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель ответчика – Главного управления кадров Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился представил суду отзыв на исковое заявление, в котором содержится ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии. В отзыве указано о том, что требования ФКУ «Военный комиссариат по Тамбовской области» являются обоснованными. Решение Комиссии Западного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче Щаклину А.И. удостоверения ветерана боевых действий принято при отсутствии правовых оснований. В ходе изучения документов, представленных вместе с обращением Щаклина А.И., установлено, что во время прохождения военной службы в составе 301 авиационного ремонтного завода Щаклин А.И. направлялся в служебную командировку в войсковую часть – полевая почта 55143 на территорию Республики Таджикистан для выполнения служебного задания (эвакуация авиационной техники с боевыми повреждениями) в период с 10 по ДД.ММ.ГГГГ. В послужном списке личного дела Щаклина А.И. в главе 13 (Участие в войнах и других в боевых действиях) запись об участии в выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и О. важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан (как предписано в п.8 Приказа М. О. РФ № от ДД.ММ.ГГГГ) отсутствует. При этом в графе 16 послужного списка указано на пребывание в заграничной командировке в <адрес> с целью эвакуации авиационной техники с боевыми повреждениями. Командировочное удостоверение, выданное начальником 301 авиационного ремонтного завода в марте 1997 года, содержит информацию о направлении Щаклина А.И. в служебную командировку в войсковую часть 55143 для выполнения служебного задания. Сведения о направлении Щаклина А.И, для выполнения задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, О. таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и О. важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан в командировочном удостоверении отсутствуют. Основанием для принятия Комиссией решения о выдаче Щаклину А.И. удостоверения послужила копия приказа командира войсковой части 14096 от августа 2001 года (без даты) №-А, который лишь содержит информацию о том, что время нахождения Щаклина А.И. в командировке в <адрес> в период ведения там военных действий засчитывается на льготных основаниях с 10 по ДД.ММ.ГГГГ<адрес> этом приказ командира войсковой части 14096 от августа 2001 года №-А не соответствует положениям действующих и действовавших на момент его вынесения Приказам М. О.. Основанием для его издания послужило командировочное удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ и приказ М. О. РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил РФ, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах». Вместе с тем данный Приказ устанавливает льготное исчисление выслуги лет из расчета одного месяца выполнения задач за три месяца военной службы. Пунктами 2, 5 приложения № к Приказу М. О. № установлено, что военнослужащим, командированным для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах, осуществляется выплата денежного довольствия в двойном размере по месту постоянной службы, а также исчисление выслуги лет для назначения пенсии из расчет одного месяца за три месяца на основании приказов соответствующих командиров, направлявших в командировку. Таким образом, документов, подтверждающих участие Щаклина А.И. в выполнении указанных в абзаце 4 п.8 Порядка, утвержденного приказом М. О. от ДД.ММ.ГГГГ, не имеется. Само по себе нахождение на территории, где проводятся боевые действия, не может служить основанием для признания факта участия Щаклина А.И. в боевых действиях. Кроме того, решениями Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Щаклину А.И. в удовлетворении исковых требований к военному комиссариату <адрес> и комиссии Западного военного округа о признании участником боевых действий отказано.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства О. СССР и работники Министерства О. Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону (ч. 3 ст. 3).
Разделом III названного Перечня в редакции Федерального закона от 28.11.2015 N 351-ФЗ, действующей с 01.01.2016, к числу государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, О. таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и О. важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.
Статьей 28 указанного Федерального закона предусмотрено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 29 мая 2019 г. N 1291-О Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), обязывая Российскую Федерацию к установлению гарантий социальной защиты (статья 7, часть 2), не определяет способы и объем защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение данных вопросов, в том числе определение круга лиц, на которых они распространяются, является прерогативой законодателя.
Положения статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" обеспечивают правовые гарантии социальной защиты граждан, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации для участия в боевых действиях, закрепляют порядок их отнесения к категории ветеранов боевых действий с учетом объективных обстоятельств организации и проведения соответствующих мероприятий, включая важность и сложность поставленных задач, а также условия, в которых они выполнялись.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Щаклин А.И. является военнослужащим, уволенным в запас. В период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Приказом М. О. РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и командировочным удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ № был направлен в командировку на территорию Республики Таджикистан в <адрес> для выполнения служебного задания для организации работ по демонтажу, транспортировке и эвакуации самолета с боевыми повреждениями на территории России.
Щаклин А.И, неоднократно обращался с заявлением в Комиссию Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий Минобороны России через военный комиссариат Тамбовской области с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, представив необходимые документы, в том числе командировочное удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ и приказ командира войсковой части № от августа 2001 №-А
Решениями указанной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Щаклину А.И. отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, поскольку не представлены документы, указанные в п.9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом М. О. РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2288.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, Щаклину А.И. в удовлетворении исковых требований к военному комиссариату Тамбовской области и Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий о признании участником боевых действий отказано.
На основании собранных по делу доказательств, исходя из положений Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики, Таджикистана, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 763, а также Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве О. Российской Федерации, утвержденного приказом М. О. РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2288, указанным решением суда установлено, что Щаклин А.И. был направлен в Республику Таджикистан для выполнения служебного задания с целью эвакуации авиационной техники, а не для выполнения задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, О. таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и О. важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан. То обстоятельство, что Щаклин А.И, был направлен в командировку в период ведения на территории Таджикистана боевых действий, в связи с чем период его пребывания в командировке засчитан в выслугу лет в льготном исчислении, само по себе не может служить основанием для признания факта его участия в боевых действиях. Данный порядок исчисления стажа касается исключительно пенсионных прав Щаклина А.И.
В соответствии с п.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Вместе с тем, по заявлению Щаклина А.И, с приложением тех же документов, на основании выписки из приказа командира в№ от августа 2001г. №-А Комиссия Западного военного округа ДД.ММ.ГГГГ приняла решения выдать Щаклину А.И. удостоверение ветерана боевых действий. Удостоверение № № согласно записи в книге учета удостоверений ветерана боевых действий (л.д.86) Военного комиссариата <адрес> выдано Щаклину А.И. ДД.ММ.ГГГГ. На основании выданного удостоверения Щаклину А.И. с ДД.ММ.ГГГГ начисляется надбавка к пенсии как ветерану боевых действий.
Данное решение Комиссией было принято в период действия Приказа М. О. РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве О. Российской Федерации», которым признан утратившим приказ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве О. Российской Федерации, утвержденного Приказом М. О. РФ от 29.09.2017 N 595, действующего на момент рассмотрения спора в суде, вместе с заявлением (рапортом) предоставляются две фотографии (для военнослужащих в военной форме одежды) размером 3x4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно: для лиц, выполнявших задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, О. таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и О. важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающие участие заявителя в выполнении указанных задач, или документы, подтверждающие участие заявителя в боевых действиях, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал; для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (при отсутствии документов, указанных в настоящем абзаце), - военные билеты, содержащие записи соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп о выполнении указанных задач.
Пунктом 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 N 763, предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В соответствии с п. 2 Порядка предусмотрено, что рассмотрение обращений о выдаче удостоверений осуществляется комиссиями Миниобороны России по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий под общим руководством и контролем центральной комиссии Миниобороны России по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий, в том числе согласно приложению N 1, - Комиссией Западного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий.
Организационное и техническое обеспечение деятельности центральной комиссии осуществляется Главным управлением кадров Министерства О. Российской Федерации (далее - Главное управление кадров), комиссий - соответствующими кадровыми органами военных округов, Северного флота, флотов и войсковой части 45807 (далее - кадровые органы) (п.5).
Для получения удостоверения личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации подает обращение (военнослужащие - рапорт, гражданский персонал - заявление), направляемое командованием (руководством) в соответствующую комиссию (центральную комиссию), к компетенции которой относится рассмотрение и решение вопроса о выдаче заявителю удостоверения (п.6).
При этом в соответствии ранее действующими положениями абз. 4 и 7 п. 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом М. О. РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2288, к обращению с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий подлежали предоставлению документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей: для лиц, выполнявших задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, О. таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и О. важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие участие указанных лиц в выполнении задач, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал, архивные справки, содержащие сведения, указанные в настоящем абзаце, для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (при отсутствии документов, указанных в настоящем абзаце), - копии военных билетов, содержащие записи соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп о выполнении задач.
Таким образом, предписания пункта 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом М. О. РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 595 аналогичны положениям абз. 4 и 7 п. 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом М. О. РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2288.
С учетом изложенного правового регулирования, для получения удостоверения ветерана боевых действий, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, необходимо установление факта непосредственного участия заявителя в выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, или документы, подтверждающие участие заявителя в боевых действиях на территории соответствующей страны и в соответствующий период.
По смыслу как абзаца девятого пункта 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации от 11.08.2012 N 2288, так и пункта 8 Порядка от 29.09.2017 N 595 и пункта 2.11 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утверждённой постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 года N 69, участие лица в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств (приложение к Федеральному закону "О ветеранах", раздел III) может быть установлено на основании справок архивных учреждений и иных документов (реализованный наградной материал, справки о ранении, контузии, увечье и другие документы).
В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определёнными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Таким образом, непосредственное участие военнослужащих и иных лиц при исполнении служебных обязанностей в боевых действиях при разрешении дела судом может быть подтверждено только определёнными средствами доказывания.
Как установлено судом, обстоятельства, исследованные в ходе рассмотрения настоящего спора, являлись предметом рассмотрения спора, по которому вынесено вышеуказанное решение Ленинского районного суда. Факт непосредственного нахождения и участия Щаклина А.И. в боевых действиях не установлен.
Поскольку Щаклин А.И. не являлся участником в выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и О. важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, решение Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче Щаклину А.И. удостоверения ветерана боевых действий нельзя признать правомерным. Следовательно, выданное Щаклину А.И, удостоверение ветерана боевых действий № является недействительным и подлежит возврату в орган, выдавший его - ФКУ «Военный комиссариат Тамбовской области».
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФКУ «Военный комиссариат Тамбовской области» удовлетворить.
Признать недействительным удостоверение ветерана боевых действий БК №, выданное Щаклину А. И. на основании решения Комиссии Западного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий от ДД.ММ.ГГГГ и обязать Щаклина А. И. сдать удостоверение в ФКУ «Военный комиссариат Тамбовской области».
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Тамбовский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме 20 августа 2020 года.
Судья: Е.В. Дробышева