Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-980/2013 ~ М-495/2013 от 23.04.2013

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Р Е Ш Е Н И Е

Охинского городского суда Сахалинской области

по иску Охинского городского прокурора в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования городского округа <данные изъяты>, комитету по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ <данные изъяты>, Правительству <адрес>, Министерству финансов <адрес>, Министерству образования <адрес>

от 15 июля 2013 года          город Оха Сахалинской области

гражданское дело № 2-980/13

Состав суда: председательствующий судья     Е.Л. Асмадярова,

Секретарь:                        К.А. Карташов,

Лица, участвующие в деле:

Заявитель иска:     Охинский городской прокурор,

Стороны:

истец:      ФИО1

ответчики:     комитет по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ <данные изъяты>,

администрация муниципального образования городской округ <данные изъяты>,                 

Правительство <адрес>, Министерство финансов <адрес>, Министерство образования <адрес>

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков:

Управление образования муниципального образования городской округ <данные изъяты>

Представители:

Заявителя:     ФИО2, старший помощник Охинского городского прокурора

Третьего лица: ФИО3, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ ,

Суд, рассмотрев в открытом судебном заседании иск о возложении обязанности по обеспечению специализированным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения,

у с т а н о в и л :

ДД.ММ.ГГГГ Охинский городской прокурор в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городской округ <данные изъяты>, комитету по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ <данные изъяты> (далее – КУМИиЭ МО ГО <данные изъяты>) о возложении обязанности по обеспечению специализированным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование исковых требований прокурор укал, что ФИО1 относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением мэра города Охи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении жилой площади за истцом была закреплена доля жилой площади в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. В настоящее время истец достиг совершеннолетия, окончил обучение в государственном образовательном учреждении и возвратился в г. Оху <адрес> – по месту своего жительства на момент выявления в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей. Однако проживание ФИО1 в закрепленной за ним квартире невозможно. Единоличным собственником данного жилого помещения является мать истца ФИО6, которая в 2002 году лишена родительских прав в отношении ФИО1 В настоящее время ФИО6 ведет аморальный образ жизни, злоупотребляет спиртными напитками, препятствует вселению истца в свою квартиру.

В этой связи в исковом заявлении прокурор поставил требования о возложении на администрацию МО ГО <данные изъяты> и КУМИиЭ МО ГО <данные изъяты> обязанности обеспечить ФИО1 жилым помещением специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных в МО ГО <данные изъяты> социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям и находящимися в черте города Охи <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ прокурор дополнил свои исковые требования, просил также обязать к выполнению спорной обязанности Правительство <адрес>, Министерство финансов <адрес> и Министерство образования <адрес>.

В судебном заседании помощник Охинского городского прокурора ФИО2, истец ФИО1, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно на стороне истца Управления образования муниципального образования городской округ <данные изъяты> заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в исковом заявлении и дополнениям к нему основаниям, просили их удовлетворить.

Министерство финансов <адрес> представило письменный отзыв на исковые требования Охинского городского прокурора, в котором указало, что главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на обеспечение лиц, оставшихся без попечения родителей, является Министерство образования <адрес>, а непосредственная обязанность по обеспечению таких лиц специализированными жилыми помещениями региональным законодательством возложена на органы местного самоуправления по месту учета этих лиц.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, их представителей, изучив материалы дела, и исследовав все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частью 1 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в действующей с 01.01.2013 года редакции Федерального закона от 29.12.2012 года № 15-ФЗ) лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По общему правилу, жилые помещения предоставляются этим лицам по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме данных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных и иных учреждениях, создаваемых для детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В список включаются данные лица, достигшие возраста 14 лет. Предоставление лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам данной категории в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав лиц из детей, оставшихся без попечения родителей, на и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Основания и порядок обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Сахалинской области регламентируются положениями вступившего в силу с 14.07.2013 года Закона Сахалинской области от 27.06.2013 года № 69-ЗО «О некоторых вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Сахалинской области» (далее – Закон Сахалинской области от 27.06.2013 года № 69-ЗО).

В соответствии со статьями 2 и 5 Закона Сахалинской области от 27.06.2013 года № 69-ЗО благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц данной категории, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования.

Обеспечение жилыми помещениями этих лиц осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Законом <адрес> «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями <адрес> по опеке и попечительству».

Жилые помещения предоставляются этим лицам в границах соответствующего населенного пункта по месту их жительства, а при отсутствии сведений о месте жительства – по месту их выявления и первичного устройства под опеку (попечительство), в приемные семьи либо в организации для детей, оставшихся без попечения родителей.

Для предоставления жилых помещений данные лица обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Орган местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Договор найма специализированного жилого помещения заключается в течение 15 рабочих дней с даты принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении жилого помещения сроком на пять лет и является основанием для вселения лиц данной категории в предоставленные жилые помещения.Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями <адрес> по опеке и попечительству» (в действующей с ДД.ММ.ГГГГ редакции Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗО) государственные полномочия <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам самоуправления муниципальных образований в <адрес> (пункт 35 части 1 статьи 4).

Пунктом 18 части 1 статьи 4 названного выше Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗО органы местного самоуправления также наделены государственными полномочиями в отношении несовершеннолетних лиц, в том числе, по осуществлению защиты жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Законность подобной передачи полномочий такого рода проверена Конституционным Судом Российской Федерации, который в своем Определении от 05.02.2009 года № 250-О-П по жалобе муниципального образования – городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указал, что обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации

Таким образом, согласно положениям действующего законодательства, учитываемые в <адрес> лица названной выше категории, не имеющие жилых помещений на условиях договора социального найма (в том числе в качестве членов семьи нанимателей) либо в собственности, обеспечиваются специализированными жилыми помещениями органами местного самоуправления за счет средств бюджета <адрес> вне очереди.

Как следует из материалов дела и объяснений истца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дата достижения 18-тилетия – ДД.ММ.ГГГГ), его родителями являются ФИО7 и ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ отец истца ФИО7 умер, вступившим в законную силу решением Охинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу мать истца ФИО6 лишена в отношении него родительских прав. В этой связи истец был помещен в государственное образовательное учреждение на полное государственное обеспечение, как лицо, оставшееся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. В 2012 году истец достиг совершеннолетия и окончил свое пребывание в государственном образовательном учреждении на полном государственном обеспечении (л.д. 13-17).

Таким образом, судом установлено, что истец ФИО1 действительно является лицом, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, к моменту рассмотрения настоящего спора судом, не пребывающим в образовательном либо социальном учреждении, попечительство над которым прекращено в силу закона – по достижение подопечным возраста 18 лет.

Данные обстоятельства сторонами спора не оспариваются. Доказательств, подтверждающих иное, сторонами спора суду не указано и не представлено.

Постановлением мэра города Охи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении жилой площади за истцом, при его выявлении в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, была закреплена доля жилой площади в квартире, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 18).

В этой связи с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец зарегистрирован в этой квартире по месту своего постоянного жительства.

В то же время, согласно материалам дела данное жилое помещение является единоличной собственностью матери истца – ФИО6. которая вселению истца в свою квартиру препятствует (л.д. 20-21).

Согласно объяснениям ФИО1, которые не опровергаются собранными по делу доказательствами и стороной ответчиков не оспариваются, другого жилого помещения в пользовании на каком-либо законном праве истец не имеет.

Таким образом, истец действительно не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также не является собственником какого-либо жилого помещения.

Материалами дела полностью подтверждает тот факт, что в 2012-2013 годах ФИО1 неоднократно обращался в администрацию МО ГО <данные изъяты> и КУМИиЭ МО ГО <данные изъяты> с заявлениями и документами, необходимыми и достаточными для принятия ответчиками решения о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 23-35).

В то же время, по результатам рассмотрения заявлений и документов ФИО1, распоряжением администрации МО ГО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истец признан малоимущим в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, постановлением администрации МО ГО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истец принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в МО ГО <данные изъяты> под порядковым номером 295 (л.д. 62-63).

Данные обстоятельства не оспариваются сторонами спора и, безусловно, свидетельствуют об ущемлении прав истца, относящегося к категории лиц, которым действующим законодательством гарантируется право на повышенную, относительно иных малоимущих граждан, социальную защиту.

При таких обстоятельствах, суд полагает обоснованными требования Охинского городского прокурора о возложении на ответчиков спорной обязанности в принудительном порядке в целях восстановления нарушенных прав истца.

<адрес> Собрания от ДД.ММ.ГГГГ .53-7 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в <адрес>» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения в муниципальном жилищном фонде 15 квадратных метров на 1 человека.

Согласно Положению о Комитете по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городского округа <данные изъяты> <адрес> Российской Федерации на КУМИиЭ МО ГО <данные изъяты> возложены обязанности по управлению и распоряжению в установленном порядке объектами муниципальной собственности, а также по контролю за сохранностью и использованием по назначению муниципального имущества.

Вместе с тем КУМИиЭ МО ГО <данные изъяты> не наделен правом самостоятельного (независимого от администрации МО ГО <данные изъяты>) решения вопросов о предоставлении специализированных жилых помещений по договорам найма гражданам из числа лиц, оставшихся без попечения родителей. Доказательств, подтверждающих иное, стороной ответчиков суду не представлено.

В этой связи суд приходит к выводу о том, что на органы местного самоуправления городского округа <данные изъяты> в лице администрации МО ГО <данные изъяты> и КУМИиЭ МО ГО <данные изъяты> подлежит возложению спорная обязанность по обеспечению истца в установленном законом порядке по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенным жилым помещением, отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям, находящимся в черте города Охи <адрес>, общей площадью не менее 15 квадратных метров.

В то же время, обязанности остальных ответчиков, заявленных прокурором в настоящем споре к исполнению спорной обязанности в принудительном порядке, в сфере реализации жилищных прав граждан из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, обусловлены исполнением органами местного самоуправления их обязанностей по рассмотрению заявления гражданина такой категории и принятию решения о предоставлении (отказе в предоставлении) благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что по результатам рассмотрения надлежащим образом подготовленных и представленных администрацией и КУМИиЭ МО ГО <данные изъяты> документов, распорядители средств бюджета <адрес> не включили истца в список лиц, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями в <адрес>, не предоставили (предоставили не в полном объеме) средства областного бюджета (субвенцию) для реализации жилищных прав истца, сторонами спора суду не указано и не представлено.

Поэтому, с учетом установленных судом при разрешении настоящего спора обстоятельств, не усматривается данных для вывода о том, что права истца нарушены Правительством <адрес>, Министерством образования <адрес>, Министерством финансов <адрес>, а как следствие – не имеется правовых оснований для принуждения в судебном порядке этих ответчиков к восстановлению прав истца.

При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования Охинского городского прокурора в интересах ФИО1 подлежащими частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л :

Исковые требования Охинского городского прокурора в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования городского округа <данные изъяты>, комитету по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городского округа <данные изъяты>, Правительству <адрес>, Министерству образования <адрес>, Министерству финансов <адрес> о возложении обязанности обеспечить жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить частично.

Возложить на администрацию муниципального образования городской округ <данные изъяты> и комитет по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ <данные изъяты> обязанность по обеспечению ФИО1 за счет средств бюджета <адрес> жилым помещением специализированного жилищного фонда, отвечающего санитарным и техническим требованиям, находящимся в черте города Охи <адрес>, общей площадью не менее 15 квадратных метров, по договору найма специализированного жилого помещения.

В удовлетворении исковых требований Охинского городского прокурора в интересах ФИО1 к Правительству <адрес>, Министерству образования <адрес>, Министерству финансов <адрес> о возложении обязанности обеспечить жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения – отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Охинский городской суд Сахалинской области в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья      Е.Л. Асмадярова

Решение в окончательной форме принято 19 июля 2013 года.

Судья                              Е.Л. Асмадярова

Копия верна: судья                      Е.Л. Асмадярова

2-980/2013 ~ М-495/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Охинский городской прокурор
Смирнов Евгений Викторович
Ответчики
Комитет по управлению муниципальным имуществом и экономике МО ГО "Охинский"
администрация МО ГО "Охинский"
Другие
Министерство финансов Сахалинской области
Министерство образования Сахалинской области
Правительство Сахалинской области
Суд
Охинский городской суд Сахалинской области
Судья
Асмадярова Елена Леонидовна
Дело на странице суда
ohinskiy--sah.sudrf.ru
23.04.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.04.2013Передача материалов судье
29.04.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.04.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2013Судебное заседание
20.06.2013Судебное заседание
15.07.2013Судебное заседание
19.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее